Привычные ко всему
Четыре утра. За окном дождь. Холодно и неуютно до сырого озноба. Прямо мурашки по коже. Но надо идти. Грязь такая, что не развезти тракторами. Поэтому пешком, да на другой конец деревни. По лужам, в темноте, игнорируя одичавших собак. Там машина. Грузовая. Хорошо, если пройдет эти несчастные десять километров по размытому бездорожью. А то как забуксует, да толкать придется. В кузове одни девчонки. Молоденькие и хрупкие. И привычные ко всему. Доярки. Их коровы на летних пастбищах, а значит, до самых холодов вот так, через силу, недосып и грязь, да по три раза на день. В перерывах обед семье сготовить да детишек в школу собрать.
Хорошо, если солнышко все-таки выглянет, а если дождь, то можно нагнуться посильнее и голову под теплое брюхо буренки спрятать. Она, родимая, не подведет. Будет стоять смирно, слушая ласковые слова, не обращая внимания на слякоть. И таких не одна и не две, а добрая пара десятков. А то и больше.
И вот уже дождевая вода за воротник стекает да пальцы от напряжения и холода немеют. Но нужно доить, доить и доить. До ломоты в суставах. До последней капли. Иначе «испортится» животное, упадут надои. Про них первый секретарь райкома на утренней планерке обязательно спросит. Это будет первый вопрос ко всем руководителям. И не дай бог план сорвать. Скандал тогда, и не посмотрят ведь на ордена и высокий статус. Да и не в скандале дело. Само положение обязывает все делать лучше других, оставаться примером, как говорится — держать планку.
Ведь она — депутат Верховного Совета. Такая честь выпадает не каждому. Но, получив ее, кавалер ордена «Трудовой славы» из амурской Толстовки сумела остаться рядовой дояркой, что терпеливо и бережно перебирает коровьи сосцы и борется за каждый литр молока. Женщина в серой телогрейке, стареньком рабочем платке да резиновых сапогах.
Ее уже нет в живых, но трудовые подвиги этого человека хорошо помнят односельчане. В конце августа на здании ОАО «Ленинское» появилась мемориальная доска памяти заслуженного работника сельского хозяйства Тереховой Эльвиры Ивановны.
Особое внимание партии
Современные технологии, автоматизация производства, скрупулезный и взвешенный подход к организации молочного животноводства позволяют получать свыше 6 тысяч литров молока от коровы ежегодно. В Амурской области такими показателями уже мало кого удивишь.
На современных мегафермах все работает как часы, процесс отлажен и отрегулирован. Коровы под присмотром умных машин, и все, что остается человеку, — это следить за техникой.
Но тридцать-сорок лет назад ручной труд доярки сопровождался адскими физическими и моральными нагрузками. И даже в таких условиях достижения животноводов из колхоза имени «Ленина» выглядели более чем впечатляюще. Им удавалось надаивать свыше четырех тысяч литров молока ежегодно. За подобные достижения в те годы ордена давали. Неудивительно, что на одну из таких ударниц партия и правительство однажды обратили особое внимание.
— В красном уголке всех собрали, мы прямо с работы, в грязной одежде. И тут объявляют, что Эльвиру Ивановну в депутаты Верховного Совета выдвигают. Мы думали, шутка все это. Все ведь люди простые, а тут на тебе — из наших рядов и в депутаты. Шуму было, все разволновались, поздравлять принялись, — вспоминает исторический момент кавалер ордена «Знак почета» Зоя Григорьевна Красникова. — В принципе у всех нас надои высокие были, но Эльвира Ивановна, конечно, первая среди первых. Этого не отнять. Так вот, когда в депутаты ее выдвинули, она встала, засмущалась, говорила, что доверие очень серьезное и его надо оправдывать. Но мы в ней не сомневались, потому что она всего сама добилась.
Родилась Эльвира Терехова в селе Жарикове в мрачном 41-м. Пережив войну, там же пошла работать на ферму. От роду ей было всего 16. Послевоенная страна поднималась из руин. От крестьян требовалось накормить изголодавшийся народ. Поначалу девушка трудилась в колхозе «Восток», где ее и присмотрел водитель грузовика из Толстовки Виктор Терехов. Увез к себе. Вместе растили дочерей.
Пролетарское происхождение
На новом месте вчерашняя доярка устроилась в свинарник, попутно учеба в вечерней школе. Десять классов — вот и все образование будущего дважды депутата Верховного Совета РСФСР и одного из созывов Верховного Совета СССР. Может, поэтому ее вспоминают как исключительно простого и отзывчивого человека.
Тот самый пресловутый рабочий класс, который сегодня считается чем-то недостойным. Хотя когда-то именно пролетарское происхождение служило лучшей рекомендацией человеку. Идеология ни при чем, ведь речь о людях, которые просто умеют работать.
— У нас доярок не хватало. Я сама даже в декретном отпуске толком побыть не смогла. Сыну пять месяцев исполнилось, а на пороге уже председатель стоит — выручай, мол, доить некому. Вот и Эльвиру так же на ферму забрали из свинарника. Тяжело было, словами не передать. И постоянно с ведрами — корма раздать надо, потом барду налить. Барда — это отходы со спиртзавода. Очень питательная смесь, и коровы ее сильно любили. Молоко тоже на себе таскали. И так от темна и до темна, — продолжает Зоя Григорьевна. — Усталость накатит, так домой придешь, полежишь полчасика и за домашние дела берешься.
Потом опять на ферму бежишь. Там Эльвира всех подбодрит. А ведь настроение в нашем деле едва ли не главное условие. Были такие, кто и матом на корову, и скамейкой огреет. Но толку от грубости никакого. У меня одна корова была, так она запах перегара на дух не переносила. Один скотник все не верил. Подошел проверить, а она как зафырчит на него. Поэтому только ласковым словом, погладишь ее рукой, смотришь — она доиться лучше стала. И обязательно надо выдаивать как можно лучше. Иначе — пиши пропало.
И вся премудрость
— Любое собрание в колхозе проводилось не раньше девяти часов вечера. Все ждали доярок с последней дойки. Когда Эльвира Ивановна с очередного съезда возвращалась, то народу собиралось больше обычного, — вспоминает Нина Ивановна Митрофанова, в 70-е годы зоотехник колхоза имени Ленина. — Вы не поверите, но она так интересно и захватывающе обо всем этом рассказывала, что просто рты открывали от удивления. Еще бы — с такими людьми общаться, да еще в Москве. А потом вновь все за работу. Она вперед всех. Как будто и не было никаких съездов. Не оставалось на ней даже малейшего отпечатка высокомерия.
Помню, в 72-м году лето настолько дождливое выдалось, прямо нервов никаких не хватало. Что-то мрачное творилось, люди выбивались из сил. Но с Эльвирой Ивановной пасть духом не удавалось. Песней любого завести могла. Вот девчата в машину погрузятся и всю дорогу до летнего пастбища поют хором. И вечером так же — устанешь, настроение упало, но как только песню услышишь, значит, машина с доярками возвращается. Сразу жить хочется.
Именно во время руководства Тереховой колхозная ферма пережила реорганизацию. Прямо на территории появился медпункт. Работа доярки просто «располагает» к всевозможным профессиональным заболеваниям. Поэтому появление медработника стало хорошим подспорьем в организации трудового комфорта. Помимо профилактических медосмотров, ввели прогревания, полоскания и прочие полезные процедуры.
После медпункта на ферме был оборудован душ — еще одна забота о человеке. Даже продуктовый киоск, в котором можно было купить того же хлеба, пользовался популярностью у работниц. Ведь с их распорядком рабочего дня по магазинам особо не набегаешься. А так, купила продуктов после работы — и сразу домой. Внимание руководство фермы обращало на любую мелочь.
По словам толстовцев, Эльвира Терехова, даже облачившись в деловой костюм для съездов, не стеснялась своих натруженных рук. И будучи в столице на очередном съезде, очень много рассказывала об Амурской области. После этого в Тамбовский район Приамурья частили гости из других регионов. Смотрели, перенимали опыт. Местные секретов своего мастерства не скрывали. Тем более что главный из них всем давно известен. Работать надо на совесть и не бояться испачкать руки — вот и вся премудрость.
Мнение
Алексей Бабак
Глава Толстовского сельсовета:
— Я в колхоз пришел, когда Эльвира Терехова простой дояркой была. Что удивляло — ни разу не видел ее удрученной. Всегда с улыбкой на лице. Очень статная и женственная. И работа так же спорилась, хотя аппараты доильные еще не скоро появились. Все руками делалось. Любое начинание поддержит, если что не так, то не промолчит. И Толстовку нашу она всегда даже из самолета пыталась разглядеть. Летит из Москвы, смотрит в иллюминатор — если на подлете к Благовещенску внизу огни, значит, это Толстовка. У нас одно из немногих сел, которое в те годы было полностью электрифицировано.
Открытие мемориальной доски памяти этого человека для толстовцев очень важное и знаменательное событие. Большое спасибо областному совету ветеранов. Мы все хорошо знали Эльвиру Ивановну и дорожим памятью о ней.
Добавить комментарий
Комментарии