Делегации показали пассажирский и грузовой пункты пропуска.Делегации показали пассажирский и грузовой пункты пропуска.

Цель мероприятия, которое вскоре коснется и других пунктов пропуска на Дальнем Востоке, — повышение комфорта пересечения границы и создание благоприятных условий для развития двусторонней торговли.

Подобные проверки проводятся раз в два года. Однако раньше они были односторонними, сейчас же представители обеих стран впервые работают в связке. Именно благодаря подобному мероприятию приграничные страны шесть лет назад пришли к соглашению перевести пассажирское направление на ежедневный режим работы с шестидневного. По итогам предыдущей проверки поднимался вопрос о переходе на ежедневный режим без перерывов на обед и грузового направления. График по-прежнему шестидневный, однако обеденный перерыв на российской стороне все же убрали.

— В плане контроля на пассажирском пункте пропуска у нас никаких проблем нет, есть проблема по пересечению границы, о которой все прекрасно знают, — рассказывает начальник отряда пограничного контроля Благовещенск Погрануправления ФСБ России по Амурской области Вячеслав Карелин. — Она повторяется из года в год, речь о ситуации на льду, когда пумы ходить не могут, а ходят только более вместительные скаты, но их не так много. То есть люди сидят в залах ожидания оформленные, а вывезти их проблематично — это два-три дня в начале ноября. По пропуску, по количеству залов нет вопросов. Очередей, обратите внимание, практически нет.

В будние дни (с понедельника по четверг) границу в обоих направлениях пересекают от двух до трех тысяч человек, с пятницы по субботу — на 2,5 тысячи больше. Всего с начала года через пассажирский пункт пропуска прошло больше 870 тысяч человек. Чтобы ознакомить делегацию, только что прошедшую пограничный и таможенный контроль через ВИП-зал, с организацией пограничного контроля, гостей повели в реверсивный зал. Он работает как на въезд, так и на выезд. Здесь для оформления задействовано шесть кабин. Всего же их на территории пункта пропуска 25: еще десять кабин работают на выезд и девять — на въезд.

Делегатам из КНР рассказали, по какому принципу пункт пропуска работает в зимний период, заверив, что автобусы, на которых перевозят туристов, на территорию пограничных городов не выезжают. На въездном направлении китайские чиновники поинтересовались, используются ли у нас паспорта с машиночитаемой подписью, есть ли соответствующая аппаратура, на что получили утвердительный ответ. В подтверждение при них оформили только что прибывшую гражданку КНР, проверка ее паспорта заняла не больше минуты.

— Полностью анализировать ситуацию мы будем, когда закончим осматривать все пункты пропуска, — говорит помощник руководителя дальневосточного территориального управления Росграницы Наталья Макаревич. — Будем поднимать вопросы по синхронизации работы пунктов пропуска. Например, китайцы пока не готовы начинать работу на час раньше в силу разницы во времени. Сейчас их трудовой день начинается в 7:30 по пекинскому времени, если работу синхронизировать, им придется начинать в 6:30.

Основная проблема в работе грузового пункта пропуска — отстой транспорта на льду в зимний период. Машину уже выпустили из Китая, а в Благовещенске ее принять не могут, поскольку пункт пропуска просто забит. При этом количество российских и китайских грузовиков, выехавших из Китая, может быть и одинаковым, однако из КНР транспорт с китайской пропиской выпускают с 9 до 17:30, а с российской — только с 17:30 до 18:30. Из-за этого пункт пропуска, официальное время работы которого длится до 22 часов, нередко закрывается за полночь, говорят специалисты.

В среднем на досмотр одной машины у таможенников уходит до получаса, однако все зависит от конкретного груза. Зимой через три полосы досмотра пункта пропуска проходит до 60 автомобилей в день, максимально пункт пропуска может принять до 80 машин. Досмотр, как правило, ограничивается рентгеном при помощи мобильного инспекционно-досмотрового комплекса.

Если товар вызывает подозрения, а это случается приблизительно в 50 процентах случаев, его отправляют на склады временного хранения, которые расположены рядом. В зависимости от товара иногда достаточно проверить пять процентов партии, бывает, что приходится делать стопроцентную проверку, рассказал гостям заместитель начальника благовещенского таможенного поста Евгений Костромин.

После экскурсии по пункту пропуска российская и китайская межведомственные группы отправились на совещание в областное правительство, где более подробно обсудили назревшие вопросы. Окончательные итоги комиссия подведет после визита на речной пункт пропуска «Хабаровск — Фуюань», смешанный «Покровка — Жаохэ» и автомобильный и железнодорожный пункты пропуска «Пограничный — Суньфэйхэ».