Экскурсия по дому
К приезду высокого гостя готовились все вместе. Девчонки стряпали кексы, пекли и скручивали сладкие трубочки. Мальчишки тоже не сидели без дела — мыли весь подъезд и выставляли на огромный обеденный стол огородные дары собственного посола. Как только Павел Астахов зашел в квартиру, в просторной гостиной выстроилась младшая команда Светличных: Владик, Маша, Леша, Катюшка и Андрюшка. «Еще и старшие есть, — сообщила омбудсмену мама, Анна Николаевна. — Всего в нашей семье 25 человек, недавно родился десятый внук».
У супругов Светличных десять детей — пятеро родных, пятеро приемных, которые уже давно тоже стали родными. Первой под опеку взяли Машу — в 2004-м, затем появились и остальные детки. В двухэтажной пятикомнатной квартире семья живет два года. До этого немаленькая ячейка общества ютилась в деревянном доме без удобств, с печным отоплением и водой из ближайшей колонки. Дети спали на двухъярусных кроватях. А для годовалого Андрюшки, которого Анна Николаевна забрала из больницы, даже кроватку некуда было поставить. Папа Сергей Васильевич снял антресоль с платяного шкафа и соорудил малышу спальное место.
Ребятишки, встретив знаменитого гостя, повели его на второй этаж — показывать свои спальные владения. Во время экскурсии по новому дому к дружной компании присоединилась и домашняя любимица, кошка Василиса. Павел Астахов между делом поинтересовался: почему она лысая? «Порода такая, — ответили дети. — Донской сфинкс. Нам ее подарили».
В просторной зеленой комнате живут мальчики — Владик, Леша и Андрюша, красно-оранжевая спальня девчачья — для Маши и Кати. Младшенькая в этом году пошла в первый класс и уже собралась стать учительницей — преподает чтение своим ученикам-куклам. «Это моя кровать, — не без гордости показывает Катя. — Я ее сама себе выбирала».
— Катенька у нас героическая девочка, — рассказала о нелегкой судьбе младшей приемной дочери Анна Николаевна. — Она во время пожара своего братика Андрюшку из огня спасала. У девочки сильно обгорели ручки. Когда я ее увидела, у нее руки по локоть не двигались, уцелели только мизинчики. После того, как ее мать лишили родительских прав, мы приняли решение взять над Катериной и Андрюшей опекунство. Врачи нам сказали, что, возможно, ручки будут работать. Сейчас у Катюши все в порядке.
— Катя, а ты вязать на спицах умеешь? Свяжи Василисе теплый костюмчик, она же голая, ей холодно, — развеселил детвору Павел Астахов. — В следующий раз я приеду, и ты мне его покажешь.
«У вас есть все!»
После знакомства с квартирой все дружно разместились около большого телевизора и начали смотреть фотографии. Глава семьи Сергей Светличный рассказал, как они все вместе проводят выходные: ходят в походы, выезжают за город и устраивают семейную полосу препятствий. Также высокопоставленному гостю рассказали об отдыхе и лечении в Китае и показали дом, где семья раньше жила, — теперь его использует как дачу. Маша поведала Павлу Алексеевичу, как она с танцевальным ансамблем была в Париже, а Владик и Леша рассказали о своих успехах в музыкальной школе, где старший брат играет на флейте, младший — на баяне.
За время просмотра семейного архива хозяйке дома несколько раз пришлось кипятить чайник. Когда все наконец уселись за стол, настал черед подарков.
— Мы долго думали, что вам подарить, — сказал уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов. — У вас все есть: дом, семья, дети, любовь. Поэтому мы решили, что новая стиральная машина вам не помешает.
Сюрприз пришелся как раз кстати. Как призналась Анна Николаевна, прежний агрегат не выдержал физической нагрузки и сломался.
Детсады вместо детдомов
Подводя итоги своей командировки, уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов похвалил Анну и Сергея Светличных.
— Очень хорошая семья, надеюсь, что и остальные 254 приемных семьи в Приамурье такие же замечательные. У мамы и папы глаза горят, они счастливы. И им никаких денег не надо, они все богатство и радость получают от общения с детьми. Такие семьи необходимо поддерживать и помогать им. Надо сделать приемное родительство доступным и привлекательным. Тогда и отказов не будет, и проблема сиротства будет решена. И мы с вами вместо детских домов будем строить детские сады и квартиры для многодетных семей. Побольше бы таких семей, как Светличные!
Кстати
Омбудсмен снимал свой визит на телефон
Во время своей поездки по Приамурью Павел Астахов не расставался с мобильным телефоном. Все, что его интересовало, снимал на камеру. Все снимки, сделанные в Амурской области, омбудсмен выложил в интернете на своем официальном сайте.
Также Павел Астахов интересовался детским творчеством. Во всех посещаемых им учреждениях спрашивал: «А что вы мне на память подарите?» Особым спросом пользовались картины в рамочках. «У меня дома уже все стены завешаны. Я сейчас в Москве детскую выставку готовлю, где будут собраны работы детей-сирот и детей-инвалидов со всей России», — признался федеральный гость.
У Астахова чуть не забрали родного ребенка
— Не оставляйте детей без присмотра, тогда и ЧП у вас станет меньше. Когда я приехал в Америку и оставил своего восьмилетнего сына одного дома, соседи тут же настучали. Меня вызвали в полицию и предупредили: еще один звонок — ребенка заберем, — вспоминает Павел Астахов. — У нас, к сожалению, нет такой нормы. С преступностью против детей надо бороться всеми методами: путем принуждения, пресечения. Правоохранительные органы — это последний рубеж. Надо начинать раньше, с профилактики неблагополучия. Знать все подобные семьи. В некоторых регионах на праздники и новогодние каникулы детям из таких ячеек общества дают путевки в санатории, дома отдыха, чтобы на время изъять из опасной среды. Что касается усыновления, то по всему Дальнему Востоку картина одинаковая: иностранцы усыновляют в три раза больше, чем русские.
Цифры
69 детей вернули приемные родители обратно из-под опеки. 254 приемных семьи проживают в Приамурье. 2151 ребенок содержится в амурских детских домах. 54 малыша, из них 33 в возрасте до трех лет, находятся в больницах области и ожидают места в единственный дом ребенка.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии