В чем правы заведения, устанавливающие на своей территории свои порядки, а в чем безнадежно ошибаются, журналист АП Екатерина Кузьмина узнала у начальника управления по развитию потребительского рынка и услуг администрации Благовещенска Галины Трюхан.
«Администрация не несет ответственности за ценные вещи, оставленные в карманах верхней одежды»
Кто не встречал такое предупреждение на дверях гардероба в общественных местах? Внимая ему, мы вытряхиваем из карманов мелочь, прячем в сумку ключи, телефоны и не задумываемся о том, что в принципе могли бы этого и не делать.
Комментарий специалиста:
— Утверждая подобное, администрация заведения нарушает Гражданский кодекс, отказываясь заключать публичный договор (в данном случае договор хранения). Поэтому, сдали пальто в гардероб — вам обязаны его вернуть в целости и сохранности вместе со всеми теми вещами, что были в его карманах. Но есть чисто человеческий нюанс: если вы, забирая из гардероба одежду, обнаружили пропажу каких-то вещей, здесь заканчивается действие Гражданского кодекса и начинается действие кодекса Уголовного. Если, например, после приятного вечера, проведенного в ресторане, вам захочется вызывать полицию, заявлять о краже, требовать возбуждения уголовного дела, это тоже ваше право. Вот только стоит ли рисковать? Даже если из вашего кармана пропадет золотое колье, этот факт нужно будет еще доказать. Поэтому лучше, наверное, все-таки обезопасить себя от такой малоприятной перспективы.
«Вход с собаками запрещен!», «Вход с голым торсом запрещен!»
Такие объявления украшают двери чуть ли не каждого благовещенского супермаркета. А вывеску, гласящую: «Мы не обслуживаем клиентов в спортивных костюмах», можно частенько встретить в кафе или ресторанах. Вправе ли владельцы заведений устанавливать дресс-код для своих посетителей и чем может навредить супермаркету тузик, семенящий на поводке за своей хозяйкой?
Комментарий специалиста:
— Каждое заведение, будь то магазин или предприятие общественного питания, может устанавливать свои внутренние правила, но требовать их исполнения от потребителя в обязательном порядке они имеют право лишь в том случае, если правила не противоречат законодательству Российской Федерации. В данном случае в санитарных нормах и правилах, установленных законом, нигде не прописано, что с собакой нельзя пройти в магазин. Так же и с внешним видом потребителя. Голый торс выглядит неэстетично, и спортивный костюм, если его надели для похода в фешенебельный ресторан, вероятно, тоже. Но это не повод для магазина или ресторана отказывать клиенту в обслуживании.
«Покажите, что у вас в сумке!»
Незаконные штрафы, отказ в обслуживании — это далеко не полный список нарушений прав потребителя, о которых он сам даже не подозревает. Нас пытаются заставить купить якобы испачканную нами в примерочной одежду, заплатить за разбитую баночку пюре или флакончик духов, соскользнувший с прилавка. Но одно из самых вопиющих безобразий, в котором мы обычно безропотно принимаем участие, это импровизированный обыск прямо в торговом зле. Среднестатистический покупатель охотно выворачивает карманы или сумку, если, проходя через «противокражный» терминал в супермаркете, он вдруг зазвенел.
Комментарий специалиста:
— Это очень распространенное нарушение закона, — отмечает Галина Трюхан. — Услышав сигнал, охранник требует потребителя показать сумку или выложить из карманов содержимое. Делать этого категорически нельзя. Это обыск, а обыскивать человека никто не имеет права. Если вас подозревают в краже, работники магазина должны вызвать полицию. Но если вы ничего не украли, то правовые последствия для такой организации могут быть весьма неприятными: потребитель вправе обратиться в суд и доказать, что его честь и достоинство пострадали.
«На крыльце не курить! Штраф 500 рублей»
Надпись на дверях торгового центра, безусловно, отпугивает любителей подымить на свежем воздухе, но насколько она законна? Дискаунтеры, торговые центры и просто жители частного сектора «расчищают» въезд в свои владения табличкой: «У ворот не парковаться. Штраф 500 рублей». Оштрафовать на тысячу того, кто войдет, обещает бумажка на двери служебного туалета одного из благовещенских учреждений. Гардеробная каждого уважающего себя ресторана или кафе украшена надписью: «Штраф за утерю номерка 100 (200, 300) рублей». А в кинотеатре перед показом фильмов в формате 3D солидную сумму штрафа за порчу очков озвучивают прямо с экрана. Кому мы на самом деле должны возмещать ущерб и как это правильно сделать?
Комментарий специалиста:
— Если крыльцо торгового центра входит в список мест, где согласно закону об ограничении табакокурения курить нельзя, то нарушителя могут оштрафовать. Но делать это должны не сотрудники торгового центра, а компетентные органы, которые наделены полномочиями применять штрафные санкции: это административные комиссии или суд. Поэтому перспектива быть оштрафованным за курение в неположенном месте у потребителя возникает только в том случае, если к нему подошел сотрудник полиции и составил соответствующий протокол.
Парковка в неположенном месте также может быть поводом для протокола и штрафа, но опять же не со стороны владельцев магазина, проезд на территорию которого вы закрыли, а со стороны работников ГИБДД. И только в том случае, если в данном месте есть дорожные знаки, запрещающие движение или стоянку транспортных средств.
Что касается штрафов за утерянные номерки или испорченное имущество в ресторанах, магазинах или кинотеатрах, то взимать с потребителя эти деньги на месте также противозаконно. Если вы потеряли номерок или сдаете работнику кинотеатра после просмотра фильма очки, которые оказались испорченными, владелец этого имущества должен обратиться с исковым заявлением в суд, чтобы доказать, что ему причинен материальный ущерб и что сделали это именно вы. Если ваша вина будет доказана, судебный орган, возможно, наложит на вас штраф. Если же вас принуждают расплатиться на месте, удерживают, можете смело вызывать полицию. Закон на вашей стороне.
«Мы имеем право отказать в обслуживании любому клиенту»
Такая незатейливая надпись на двери магазина автозапчастей привлекает внимание и ставит в тупик. С одной стороны, казалось бы, человек пришел в магазин, принес деньги, а значит, может рассчитывать на то, чтобы ему продали товар. С другой — если продавцы пишут такие объявления, значит должна у них быть на это весомая причина.
Комментарий специалиста:
— Те, кто вывешивает подобные объявления, безусловно, нарушают закон, а точнее, статью 445 Гражданского кодекса РФ. Есть такое понятие: публичный договор. То есть коммерческая организация, занимающаяся любым видом деятельности в сфере услуг, оказывая эти услуги, заключает с клиентом публичный договор. Если в магазине вам отказались продать товар, в парикмахерской — сделать прическу, а в ресторане не стали кормить, это означает, что данные предприятия отказались от заключения с вами публичного договора, который обязателен для них в соответствии с кодексом.
Обслужить, продать товар, оказать услуги или выполнить работы компания обязана, и не важно, нравится им клиент или нет. Исключения могут быть лишь тогда, когда потребитель ведет себя неадекватно, нарушает общественный порядок. Но в этом случае необходимо передать его органам полиции, а не просто выставить за дверь. Если вас не обслуживают там, где обязаны это делать, вы вправе обратиться в суд с требованием о понуждении оказать эту услугу.
Кстати
Согласно Закону о защите прав потребителя, заведения общепита не имеют права брать с посетителей плату за вход. Если вас просят оплатить работу музыкантов — это законно, но если просто пытаются взять «входные», вы имеете полное право их не платить.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии