«Переход на осуществление перево-зок полностью приватным парком частными владельцами подвижного состава, у которых во главу угла поставлен принцип извлечения максимальной прибыли, разрушил те принципы и механизмы, на которых в прежнюю эпоху строилась эффективность перевозочного процесса», — заявил Владимир Якунин.
В ходе правительственного реформирования ОАО «РЖД» собственный парк грузовых вагонов компании перешел в руки частных компаний. При этом количество вагонов на сети РЖД увеличилось. Так, только с начала текущего года число вагонов возросло на 41 тысячу единиц, или на 4%, и достигло 1 млн. 60 тыс. вагонов. Этот прирост эквивалентен 1 тысяче дополнительных поездов, или 930 км станционных путей. Еще недавно о таком изобилии подвижного состава грузоотправителям приходилось только мечтать. Однако сегодня, несмотря на достаточное количество подвижного состава, вагонов под погрузку нет. По оценкам некоторых экспертов, сейчас наблюдается снижение уровня удовлетворения заявок грузовла-дельцев до 50—60%, что невольно дает повод задуматься об эффективности существующей организации перевозочного процесса.
Промышленные предприятия используют собственный подвижной состав для обеспечения перевозок в основном своей грузовой базы и, как правило, в одном направлении. Для ускорения оборота вагона и выполнения контрактных обязательств по поставкам продукции эти предприятия осуществляют возврат вагонов в порожнем состоянии. На сети железных дорог компании во встречных направлениях один за другим следуют поезда с порожними вагонами. Возрастает загруженность магистралей, растет нагрузка на локомотивные, вагонные и другие хозяйства дорог. Другая часть подвижного состава частных операторов простаивает на путях общего пользования в ожидании более доходного груза и тем самым негативно влияет на пропускную способность железнодорожной инфраструктуры. Так, по состоянию на 25 сентября текущего года на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД» более трех суток простаивали 35,3 тысячи выгруженных, но неотправленных вагонов рабочего парка, из них 17,7 тысячи полувагонов, 14,7 тысячи цистерн, 2,8 тысячи крытых вагонов.
ОАО «РЖД» бьет тревогу: компании-операторы, пользуясь дефицитом отдельных видов вагонов для перевозки грузов (полувагонов, платформ, крытых вагонов), значительно завышают стоимость оказываемых ими услуг по сравнению с ранее действовавшими тарифами. Они также выше и по сравнению со стоимостью услуг, оказываемых ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК». Это существенно влияет на увеличение транспортных расходов при перевозке грузов и может стать причиной удорожания изготавливаемой отечественными производителями продукции.
«Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости незамедлительного пересмотра и законодательного закрепления условий и порядка участия компаний-операторов в перевозочном процессе, в том числе в части установления обязанности таких компаний предоставлять принадлежащие им вагоны при обращении заинтересованных лиц путем заключения публичных договоров», — говорится в телеграмме ОАО «РЖД» Правительству РФ.
Железнодорожники просят поручить ФСТ России, Минэкономразвития и ФАС ускорить решение юридических и организационных вопросов, которые находятся вне компетенции ОАО «РЖД». Речь идет о принятии поправок к законам, выработке соответствующих нормативных документов, таких как поведенческие правила на рынке грузовых перевозок. Ведь, несмотря на появление новых инструментов регулирования перевозочного процесса, сама его технология мало изменилась со времен Советского Союза. Сегодня стала очевидной необходимость формирования прав и обязанностей сторон, основанных на новых принципах экономической деятельности, и закрепление их на законодательном уровне.
Активное развитие частной собственности на железнодорожные вагоны позволило, с одной стороны, сформировать рынок услуг по их предоставлению и тем самым осуществить фактическую либерализацию тарифного регулирования в этом сегменте рынка. А с другой стороны, этот процесс требует совершенствования нормативной правовой базы в целях урегулирования работы частного парка вагонов и формирования новой технологической системы управления частными вагонами.
Отметим, что в Забайкальском крае в начале сентября была создана рабочая группа по вопросам организации поставок вагонов под погрузку. В нее вошли представители администрации Забайкальского края, таможни, Забайкальской железной дороги. Как пояснил заместитель начальника Забайкальского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Игорь Ильинов, Забайкальская железная дорога также сталкивается с проблемой нехватки грузовых вагонов, однако в гораздо меньшей степени, чем в целом на сети ОАО «РЖД».
— Сегодня для нас наиболее актуальна проблема отсутствия четкого понимания у ряда мелких грузоотправителей, как работать с грузовыми операторами. Мы ведем работу по разъяснению технологии работы. Крупные грузоотправители Забайкальского края и Амурской области, такие как ППГХО, СУЭК, Жипхегенский щебеночный завод, ОАО «Первая нерудная компания», в настоящее время дефицита с вагонами не испытывают. Если правительство страны оперативно отреагирует на предложения ОАО «РЖД», проблем, с которыми сталкиваются сегодня многие владельцы грузов в европейской части России, у забайкальских и амурских грузоотправителей не возникнет и в дальнейшем.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии