Пункты приема стеклотары оказывают свои услуги во дворах частных деревянных домов.Пункты приема стеклотары оказывают свои услуги во дворах частных деревянных домов.

Почему канула в Лету давняя традиция сдавать бэушную стеклотару? — этим вопросом задался корреспондент АП.

Сдача по мизеру

Автор этих строк немало удивился, побывав недавно на нескольких приемных пунктах Благовещенска. Кстати, магазины перестали принимать от населения «стекло» более десяти лет назад. Начну с того, что сегодня найти пункты приема стеклотары непросто. Даже язык, который, как гласит народная пословица, может до Киева довести, не намного облегчал поисковые работы. Все пункты оказывают свои услуги во дворах частных деревянных домов, рекламы никакой нет. Создалось впечатление, что люди, занимающиеся бутылочным бизнесом, от кого-то скрываются.

— Стараемся себя не афишировать, — подтвердил мое предположение один из «конспираторов». — Это связано с кучей бюрократии — можно-нельзя. Нас обязательно найдут те, кому это надо. А кое-кому мы не хотим на глаза показываться — хлопот не оберешься.

Удивило и полное отсутствие очередей. Корреспондент АП даже немного замерз, дожидаясь первых сдатчиков. Несмотря на это, приемщики трудятся на своей ниве по-стахановски: и летом и зимой — с восьми утра до восьми вечера без перерыва на обед и выходных.

Цена бутылки

Народная тропа к пунктам приема стеклотары не заросла, однако охотников за «пушниной» стало в разы меньше. В основном это бомжи, люди, находящиеся на винно-водочной диете, и часть пенсионеров. Главная причина повального ухода россиян, амурчан в том числе, из бутылочного промысла кроется в сногсшибательно низкой цене стеклотары. За одну поллитровку из-под пива дают по-разному, но не больше рубля. Как ни пытался, не вспомнил, что можно купить на эти деньги. Только ящик собранной стеклотары позволяет совершить одну поездку в общественном транспорте.

Поэтому первое, что приходит на ум обычному россиянину, когда у него в руках оказывается пустая бутылка, это выбросить ее в помойное ведро, урну или просто на землю.

Улицы Благовещенска «затариваются» изделиями из стекла еще по одной причине: уж очень короток перечень принимаемой стеклотары — в пунктах берут только бутылки из-под пива, выпущенного компанией «Балтика». Ее завод работает в Хабаровске, туда и отправляется собранное в нашем городе «стекло».

— Пока китайцы не купили благовещенский пивзавод, принимали еще и «чебурашку», — говорит безработная дама бальзаковского возраста, перекладывая из сумок в ящики «Кулер» и «Балтику». — Когда был жив «Амурский кристалл», брали водочные и коньячные бутылки. А недавно закрыли еще и винзавод. Зимой больше 300—400 рублей в неделю не выходит, потому что зимой намного меньше пива пьют, чем летом. Да и очень дешево все стоит. Вспоминаю свое детство. Когда мама не давала деньги на мороженое, найдешь две пустые бутылки — вот тебе пломбир и стаканчик газированной воды.

С новой тарой меньше мороки

Благовещенский винный завод приостановил выпуск своей продукции три месяца назад — предприятие проходит лицензирование. До этого принимал только пол-литровые бутылки «винт», да и то всего около десяти процентов от потребного количества. Остальная тара завозилась из Сибири и даже европейской части страны.

— Намного меньше мороки, — был предельно лаконичен в объяснении причины генеральный директор предприятия Павел Гучинский.

Бэушные бутылки надо мыть, дезинфицировать, где-то хранить, клеить новые этикетки. Для завода это лишние затраты и хлопоты.

Павел Александрович озвучил позицию большинства коллег по бизнесу: повторное использование стеклотары в России непопулярно. То, что большая ее часть оказывается на свалках, а не собирается и не перерабатывается, выгодно как производителям стекла и бутылок, так и производителям алкоголя. По мнению экологов, именно они пролоббировали недавнее принятие в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана технического регламента «О безопасности», который с 1 июля 2012 года вводит запрет на повторное использование бэушных бутылок для розлива алкогольных напитков, пива в том числе.

Инициаторы нововведения приводят в его защиту два основных аргумента. Первый — забота о здоровье граждан: мол, уже использованная стеклотара не может быть такой же чистой и безопасной, как новая. Второй довод — принятие техрегламента станет барьером на пути контрафактной продукции.

Противники новации считают, что Россия еще к ней не готова. Прежде необходимо в разы нарастить мощности по переработке стекла и развить сеть приемки бывшей в употреблении стеклотары.

А как в США и Европе?

В США и странах Европейского союза сдача пустых бутылок не только ни капельки не постыдна, но и вполне естественна. Там законодательно признано целесообразным использование оборотной стеклобутылки. Установлена так называемая залоговая стоимость тары, которая в обязательном порядке взимается при покупке напитка и возвращается в пункте приема. Они обычно расположены в торговых центрах. Затем старое стекло используется для изготовления нового. В странах ЕС две трети бутылок перерабатываются, остальные используются повторно. Плюсы существенные: уменьшается количество мусора, экономятся сырье и электроэнергия (до 0,2 киловатт/часа на одной бутылке). В России законопроект, вводящий аналогичные требования, «проходит обсуждение» в Госдуме с 2002 года и до сих пор не принят.

Исторический экскурс

В советские времена производителям молока, алкоголя и безалкогольных напитков возвращалось свыше 95% стеклотары (для сравнения: сегодня более 80% ее оказывается на свалках). К примеру, пивная бутылка имела 12—14-кратный оборот. Сей феномен объясняется просто: ее можно было сдать во многих магазинах или в специализированных приемных пунктах по достаточно высокому тарифу. Дело в том, что в цену напитка закладывалась фиксированная залоговая стоимость пустой бутылки, которая в действительности стоила намного больше того, что за нее платили в пункте приема стеклотары.

До 1981 года поллитровку принимали по 12 копеек, затем она подорожала до 20. На эти деньги тогда можно было много чего купить. 1 копейку стоил коробок спичек, 2 — газета, 3 — стакан кваса и проезд в трамвае, 5 — проезд в автобусе, 10 — килограмм картофеля, билет в кино на дневной сеанс, пачка сигарет без фильтра, 12 — мыло детское, беляш, 15 — мороженое, 22 — бокал разливного «жигулевского» пива, пачка отечественных сигарет с фильтром.

Поэтому народ весь широкий ассортимент стеклотары собирал, мыл, бережно хранил и сдавал. В очереди у приемных пунктов можно было встретить представителей всех слоев общества.

Возрастная категория материалов: 18+