Грохот раздался в 5:37 утра во вторник вблизи переезда между селом Малиновка и поселком Новобурейский, однако страшный пожар, начавшийся из-за короткого замыкания, потушили только к двум часам дня. Именно Дмитрий Шпигарь сообщил своим коллегам о происшествии.
— В окошко гляжу — уже начало гореть. Где-то через полминуты-минуту, не больше: БА-БАХ! Потом второй взрыв, но это уже, наверное, электричество было. Я своим позвонил и в часть побежал, она рядом. Сразу почти поехали, но тушить, конечно, невозможно было: у нас просто столько пены нет.
Страшную аварию состава с нефтью, следовавшего из Сковородина в Приморье, здесь будут помнить еще долго. Чудо, что пламя, разгоревшееся до неба, не просто не унесло ни одной жизни — никто даже не обжегся. К месту аварии, в результате которой с путей упали 17 цистерн и 13 из них загорелись, стянули силы всех ближайших пожарных гарнизонов. На месте работали порядка двух сотен пожарных и спасателей, завалы разбирали 150 железнодорожников под командованием начальников Забайкальской и Дальневосточной железных дорог.
Столб дыма
Мы выехали на место ЧП утром, сразу, как узнали об аварии. Начало первого — подъезжаем к Новобурейскому. Столб черного дыма видно километров за десять. Несмотря на то что полностью справиться с огнем профессионалы планировали еще к полудню, открытое пламя удается заметить еще с места оцепления. Инспектор ГИБДД, созвонившись с начальством, говорит нам волшебное слово: «Проезжайте».
На путях муравьями суетятся железнодорожники в оранжевых жилетках, поодаль одну из догорающих цистерн заливают пеной, остальные растаскивают гусеничными тракторами. Сменяют друг друга пожарные автомобили, мотающиеся для дозаправки до ближайшего гидранта. Шум невозможный. Вдоль насыпи, кажется, суетится больше людей, чем проживает в Малиновке.
Первый, кого встречаем из официальных лиц, — глава района Павел Штейн. Он здесь с шести утра.
— С пожаром, как видите, МЧС почти справилось. А потом дело за железнодорожниками. Надеемся, хотя бы к утру движение восстановят, — рассказывает Павел Семенович. — А поездов много скопилось. С обеих сторон. Пассажиров, прибывающих 134-м поездом (а это 465 человек), мы со станции Бурея перевезем в Архару, а пассажиров, задержавшихся в Архаре, — в Бурею. Поезда пойдут в обратных направлениях.
В центре событий жарко — во всех смыслах. В двадцати метрах от открытого огня можно было натурально греть руки. Едва не залили из шланга нашего фотокора Сергея Лазовского. Тот потом смеялся: мол, сам виноват.
Потушенные цистерны, разбросанные и тут, и там, покрыты чем-то непонятным: приглядываешься — замерзшая серая пена. Она здесь повсюду. «Я из Архары приехал, на железке работаю, но сегодня — выходной. Про аварию узнал в интернете, ничего толком не нашел — сам решил поехать», — говорит на бегу мужчина с любительской видеокамерой.
Сами справились
Метрах в 50 от догорающих цистерн — мобильный штаб МЧС. На столе подключенный к генератору ноутбук, колонки, микрофоны и, кажется, роутер, на штативе камера — видеосвязь с Москвой. Об обстановке докладывал начальник областного управления МЧС Виктор Бухта.
— Ну а что они скажут? Спросили, не нужны ли нам дополнительные силы. Нам хватает. Видите, людей сколько? С ближайших гарнизонов технику с пенообразователями стянули, в том числе и из Благовещенского, — беседует с нами после сеанса связи Виктор Александрович. — Предварительно причина схода — разрушение тележки одной из цистерн, это 24-й вагон. А к пожару привело короткое замыкание, точнее причину установят позже. Здесь уже работают и Следственный комитет, и транспортная прокуратура. Движение железнодорожники обещают к полуночи восстановить.
Пытаемся пробраться на другую сторону насыпи — там, сказали, можно найти первых лиц РЖД, координирующих разбор завалов на путях. Бдительный сотрудник полиции останавливает, когда я уже был практически у цели. Посмотрев в удостоверение, просит снова удалиться на безопасное расстояние. Мы зачем-то ругаемся, но быстро миримся. Понятно, в принципе, что смотреть, чтоб нас чем-нибудь не придавило, железнодорожникам некогда, а полицейский таких умников тут с раннего утра гоняет.
Вскоре появились четыре сотрудника «Транснефти». От комментариев насчет ущерба отказались: они только что приехали.
— Пока не знаю, не скажу, — улыбнулся один из нефтяников.
— А потом можно будет подойти спросить? — не сдаюсь я.
— А потом уже точно не скажу, — снова улыбается.
Пенсионеров из Малиновки эвакуировали в школу
Жителей улицы Малиновской, которая находится почти параллельно путям буквально в сотне метров от них, почти сразу эвакуировали в школу. Во дворах остались только собаки. На самой улице небольшими группками кучкуются люди. Кто с параллельной Красноармейской, кто — вообще неместный. «Из Новобурейского я, мимо ехал, интересно стало. Что в поселке про пожар говорят? Тепло, говорят, что-то стало резко, весна, наверное, пришла», — ухмыляется водитель «Хариера».
— Утром иду в школу, тут такое зарево было — вообще капец, — рассказывает девятиклассник Иван Костюченко. — В школе занятия шли, ничего не отменяли. Говорили, если что, быть готовыми к эвакуации. А после уроков мы с пацанами сразу сюда.
На дверях Малиновской школы скотчем налеплена табличка «Пункт эвакуации населения». На вахте нас встречает директор Владимир Реснянский. Школа стала пунктом сбора впервые, но схема, говорит он, отработана на учениях. На дверях разных кабинетов можно заметить таблички: «Пункт приема граждан», «Комната матери и ребенка», «Изолятор». Последняя эвакуация людей, вспоминает директор, была здесь ни то в 1984, ни то в 1985 году — разливалась Бурея.
— В семь утра людей свозить начали, — ведет нас по коридорам Владимир Николаевич. — Немного было, человек десять. Бабушки да дедушки в основном, — кто на работу не ходит.
Почти столько же в пункте эвакуации было и медперсонала: врач, два фельдшера, две медсестры и две санитарки. Помощь потребовалась лишь двум эвакуированным: у одного случился гипертонический криз, у другого — аллергическая реакция.
На диване в другом кабинете сидят пенсионеры Мельниковы. «Почти полтинничек мы уже вместе», — говорит Зинаида Владимировна. В заготовленных сумках немного еды и документы. Остальные эвакуированные уже разошлись: кто по домам, кто по делам, а эти ждут сигнала. Интересуются у нас, не закончился ли пожар.
— Сосед в калитку начал стучать в шестом часу утра. Я оделась, вышла, а он мне: «Вы что спите, смотрите, что делается! — рассказывает Зинаида Владимировна. — Я глядь в сторону путей, а там пламя до небес! Страшно, конечно. Потом в начале восьмого нас уже милиционеры начали собирать, довезли до школы. Уже и на западе все в курсе. Мне дочка из Ленинграда звонила. Переживает.
К моменту нашего отъезда на покореженных путях оставались четыре цистерны. Три часам к двум удалось вытянуть на неповрежденное полотно, одна — оставалась неподвижной. Остальные — состав состоял из 68 — отбуксировали в разные стороны почти сразу после аварии. Один путь ремонтники восстановили уже в 18:30, второй — в 22:00, сообщает пресс-служба ДВРЦ МЧС России. Вчера в пять утра были восстановлены опоры ЛЭП и линия контактной сети. Движение поездов осуществляется в штатном режиме.
ЧП в цифрах
600 метров железнодорожного полотна было повреждено
150 железнодорожников ликвидировали последствия аварии
80 миллионов рублей — ущерб РЖД от схода цистерн
1 тысяча квадратных метров — площадь разлива нефтепродуктов
200 тонн нефти по некоторым данным разлилось
из цистерн
Добавить комментарий
Комментарии