«Сделал — и забыл»

71-летний пенсионер Георгий Николаевич из села Раздольного Мазановского района за рулем «Волги» почти 30 лет. Машина, подаренная государством за ударную работу, служит палочкой-выручалочкой для всей деревни: кого в районную больницу отвезти, кому документы передать. Да и самому пенсионеру автомобиль нужен регулярно.

— Раньше с этим техосмотром все просто было: приехал в отделение ГИБДД местное, показал машину, получил талон — и год про это забыть можно, — рассказывает пенсионер. — А теперь придется аж в Серышево ехать или в Свободный.

Почти 100 километров до ближайшей станции ТО и потом еще столько же — до дома. Только на один бензин автомобилистам из Мазановского района придется выложить в среднем около 1,5 тысячи рублей. И это — не считая стоимости самого техосмотра. Как же получилось, что из-за новых правил сразу несколько районов остались без своих станций?

ГИБДД ушла, бизнес остался

— В такой ситуации оказались лишь те районы, которые и раньше не имели собственных станций ТО, — комментирует замначальника УГИБДД УМВД России по Амурской области Александр Вашкевич. — Ведь до нового года техосмотром занимались сотрудники ГИБДД. Работали они на диагностической аппаратуре, принадлежавшей в основном частникам. Однако в трех районах Приамурья подобных пунктов не было, и там инспектора осматривали машину визуально.

Суть же новых правил техосмотра заключается в том, чтобы снять полномочия по проведению техосмотра с ГИБДД и передать их коммерческим организациям. В городах с полноценными станциями ТО это произошло незаметно для автовладельцев: оттуда просто исчезли инспектора. А вот районы, где функцию техосмотра выполняли исключительно сотрудники в форме, оказались «в пролете».

Авторы проекта предвидели подобный исход дела. Но они надеялись, что местные бизнесмены будут только рады появившейся нише и поспешат открыть собственные станции техосмотра. На самом деле все немного сложнее.

«Мы готовы, документы — нет»

В Мазановском районе станция техобслуживания готова начать работу хоть сегодня. Современное немецкое оборудование завезли еще несколько месяцев назад, сотрудники еще осенью прошли соответствующее обучение в Благовещенске. Не хватает одного — лицензии на работу.

— Я не понимаю, зачем так делать? — недоумевает владелец будущей станции Сергей Новик. — Если правила вступают в силу с 1 января, так вы дайте в ноябре — декабре людям возможность зарегистрировать предприятие. Тогда бы мы с нового года уже могли начать работу. А у нас документы с 2012 года принимать начали, да еще пока 10 дней новогодних каникул прошли… В итоге послали только 15 января, и неизвестно, сколько еще ждать придется.

Основное препятствие, по словам бизнесмена, — необходимость работать через Москву. Ведь право на работу получают только станции, зарегистрированные в Российском союзе автостраховщиков. И если действующие пункты техосмотра в этот реестр внесли автоматически, то «новичкам» приходится посылать все документы в столицу.

При этом работать над открытием собственной станции Сергей Новик начал еще с лета. Благо опыта в этом деле хватало: в 2000 году он первым на Дальнем Востоке открыл частный пункт ТО в Благовещенске.

— Тогда это для нас в новинку было, — вспоминает предприниматель. — По всей России станции можно было по пальцам пересчитать.

Его пункт ТО проработал в столице Приамурья шесть лет, после этого Сергей Николаевич продал бизнес и уехал в Мазановский район на свою малую родину. Но через несколько лет вновь стал задумываться об открытии станции техосмотра, уже в Новокиевском Увале. Новый закон, предлагавший коммерциализацию этой сферы деятельности, превратил мечту в реальность.

Решив не терять времени, бизнесмен заказал в Германии самое современное оборудование, купил старую базу райпо и отремонтировал помещения. Затем нанял двух сотрудников, подготовил все бумаги и… принялся ждать нового года. И только после праздников смог отправить документы. Так что заработает новая станция, по мнению Сергея Николаевича, не раньше марта. До этого времени бизнесмену предстоит разбираться с бумажной волокитой.

От перемены правил сумма ТО не меняется

Несмотря на все нововведения, цена техосмотра для владельцев легковых автомобилей в Приамурье останется той же — 334 рубля. Изменить ее самостоятельно бизнесмены смогут только в сторону уменьшения. Да и вообще, новые правила прохождения ТО не слишком отличаются от старых. Если раньше водитель предъявлял талончик сотрудникам ГИБДД, то теперь он будет показывать его в страховой компании (без этого получить страховку станет невозможно). Сами инспектора дорожно-патрульной службы больше не имеют отношения к техосмотру, поэтому и проверять его прохождение не будут. Правда, теперь тем, у кого срок действующего полиса ОСАГО истекает раньше, чем наступает срок очередного ТО, придется пройти техосмотр раньше. Ведь талон к моменту оформления страховки надо уже иметь на руках.

Что касается самой процедуры прохождения ТО, то новые правила ее заметно упростили.

Во-первых, время осмотра будет составлять не более получаса.

Во-вторых, сократилось количество узлов, которые будут проверять при этой процедуре. Сотрудники станций больше не будут изучать аптечку и подушки безопасности. Кроме того, упростилась проверка люфта.

И еще: теперь автовладельцы не привязаны к определенной станции техосмотра и могут проходить его в любой понравившейся компании и любом городе.

Техосмотр с доставкой на дом

В Селемджинском районе собственная станция техосмотра существует не первый год, однако часть местных жителей предпочитают получать заветные талоны в Мазановском районе. Дело в том, что пункт ТО расположен в Эльбане. И из-за речки жителям Февральска и окрестных селений добраться туда на машине крайне сложно. Однако уже весной этим амурчанам ездить не придется: владелец мазановской станции техосмотра уже приобрел мобильный вариант пункта ТО. Выглядит передвижная станция как грузовик с прицепом и разбирается-собирается буквально за десять минут.

Кстати, компактность не повлияет на скорость работы: для осмотра автомобиля хватит положенного получаса.

«Думаю, мы будем выезжать в Селемджинский район по три раза в неделю — этого будет достаточно, чтобы оперативно обслуживать все автомобили», — прокомментировал Сергей Новик. В будущем бизнесмен планирует привозить мобильную станцию ТО в совхозы, чтобы люди могли получить талончик техосмотра практически на дому.