Привлекут ли подъемные в 150 тысяч рублей молодые кадры в деревню, покажет время.Привлекут ли подъемные в 150 тысяч рублей молодые кадры в деревню, покажет время.

И «существовать» в деревнях можно вполне достойно и не хуже, чем на городских просторах? Этими вопросами задались участники очередного выпуска ток-шоу «Вам слово» на «Амурском областном телевидении».

Стать президентом

Не секрет, что молодежь косяками покидает села и перебирается в город. Одной из главных причин такой миграции становятся банальное отсутствие работы и низкий уровень зарплат. Вдобавок к этому амбициозные выпускники школ мечтают сделать карьеру, а в селе, по их мнению, для этого возможностей нет. Почему целое поколение молодых амурчан не прельщает жизнь в деревне, на своем примере объяснил один из ее активных противников студент Денис Пустовалов.

— Прожив в селе немалый срок, я не вижу там каких-то перспектив для карьерного роста, — уверен Денис, с радостью покинувший свою малую родину — Дмитриевку Ивановского района. — Населенный пункт у нас небольшой, и найти там работу не представляется возможным. Все вакансии заняты бабушками-дедушками, которые трудятся по 50 лет. Попасть на их место — это как мне сейчас стать президентом. Это во-первых. А во-вторых — я еще далеко не старик, мне нужны какие-то развлечения. В селе я не смогу этого найти.

Без перспектив

В том, что жизнь в деревне не для нее, уверена и другая героиня передачи, коренная сельчанка Екатерина Ващенко, с недавних пор ставшая городской жительницей. Она ни за что на свете не собирается возвращаться в родную Тамбовку.

— Я воспитывала ребенка одна, у меня первый муж умер. Было очень тяжело поднимать дочь. Работы нет, денег нет, уважения к тебе никакого нет. Тяжело так жить, потому что ты ничего не значишь в этой деревне. Ты ничто, какая-то серая масса со всеми вместе, — делится воспоминаниями Катя. — Пришлось оставлять ребенка свекровке и ехать в город зарабатывать деньги. Здесь я «выросла» — нашла работу, забрала дочь и отправила ее в первый класс, вышла замуж. Я считаю, что жизнь уже удалась, все есть.

На хлеб Катерина зарабатывает в частной фирме, выполняя работу за компьютером. Скоро ее отправят на курсы повышения квалификации. Правда, трудится она «не по документам» и живет, как и многие, на съемной квартире. Несмотря на это, городская жизнь Катю вполне устраивает — это все же лучше, чем прозябать в деревне, считает она.

— Культуры никакой в деревне нет, — переживает молодая мама. — Там для моей дочки нет будущего, она будет смотреть на этих алкашей, которые ходят за бутылками каждый день.

Молодые энтузиасты

В возможность быстрее сделать карьеру начальника в небольшом населенном пункте, нежели в заполненном «конкурентами» городе, Денис Пустовалов не верит. Не впечатляют перспективы стать руководителем сельского масштаба или же бизнесменом местного разлива и Екатерину Ващенко.

Между тем в Приамурье есть молодые энтузиасты, которые с удовольствием едут в село и готовы провести там всю жизнь. Один из них — профессиональный агроном из Нижней Полтавки Константиновского района Юрий Секрет. Он окончил ДальГАУ, отслужил в армии, вернулся в город. Но не сумел найти здесь себе достойную работу, а потому с радостью уехал в деревню. По словам Юрия, в селе ему совсем не скучно, там есть масса возможностей.

— Вы утверждаете, что, если поедете в деревню, станете серой массой, — апеллирует он к Кате и Денису. — Но если поедете вы, следом я, кто-то еще со стороны, нас будет больше. Это сейчас нас единицы, а если будет десяток? — рассуждает искренне «болеющий» за село агроном.

Прикипела к деревне и молодой предприниматель Ольга Гордиевич. Свою нишу она нашла в семейном бизнесе. Больше пяти лет ее фирма сотрудничает с автокомпанией, кроме того, есть процветающий магазин в Константиновском районе. В деревне Ольга Гордиевич живет с мужем и двумя детьми, и переезжать в Благовещенск у девушки желания нет.

— Сейчас я имею все, что мне нужно для жизни, — отмечает Ольга. — Жить ведь можно везде хорошо, хоть в самой дальней деревне. Мы работаем с самыми разными селами. Есть такие, которые находятся далеко от городов, и люди тем не менее живут достойно. У них и ремонты сделаны, и дети одеты-обуты, а можно и здесь, в Благовещенске, пропасть.

Опыт старших

Впечатляющую карьеру в свое время сделал в селе директор компании «Амурстрой», депутат Законодательного собрания области Александр Синьков. Начинал простым монтажником, а в итоге оказался в Благовещенске на посту заместителя управляющего треста. Правда, село, в котором 12 лет успешно строил карьеру Александр Синьков, было вполне зажиточное и благоустроенное.

— У меня не было ни связей, ни знакомств, я сам продвигался. Работал в Константиновке и по всему району, а со временем и по области. Жизнь у нас была очень интересная, насыщенная, тем более что я занимался спортом. Константиновка и район до сих пор славятся тем, что там хорошие руководили спортсмены. Очень много людей там формировалось, и оттуда начинали молодость. И росли, если говорить о карьере.

О двух десятках лет, проведенных в деревне, ничуть не жалеет другая участница ток-шоу — председатель комитета Заксобрания по бюджету, налогам и финансам Татьяна Фарафонтова.

— Я тоже в свое время приехала работать в село после окончания Благовещенского сельхозинститута. И начало карьеры, и первые дети появились там, и там же рождались все творческие начинания, — с ностальгией вспоминает депутат.

Чего сейчас хочет молодежь на селе, Татьяна Фарафонтова хорошо знает. В качестве народного избранника она регулярно работает в деревнях. По ее словам, молодым там, прежде всего, нужны жилье, сотовая связь, интернет и дороги, по которым без проблем можно добираться до города и обратно.

Интересно, что даже скептик Денис Пустовалов задумался, когда речь зашла о возможности построить свой дом на земле. При таком раскладе он вполне допустил вариант возвращения к сельской жизни.

Ехать или не ехать?

Так стоит ли молодежи перебираться из городов в села? Александр Синьков абсолютно уверен, что делать это нужно обязательно, ведь в области наконец-то началась стабилизация и пошла динамика развития. Согласна с ним и Татьяна Фарафонтова. Она уверена, что «первые росточки» уже есть и молодежь поедет в село.

— Вы захотите быть видными людьми, вам надоест в городе быть с сотней таких же, когда вы не можете нигде пробиться. Вас там увидят, и вас там ждут, — воодушевила молодое поколение депутат.

Пряник для молодых специалистов

Что сегодня делают областные власти для того, чтобы привлечь молодые кадры в село? Прежде всего, выплачивают специалистам, решившимся уехать работать в деревню, 150 тысяч рублей единовременной субсидии, а затем два года — еще по семь тысяч рублей ежемесячно. К слову, в прошлом году подъемные были меньше в три раза и составляли лишь 46 тысяч рублей.

— За 46 тысяч рублей молодые в село поехали, но мало. И жилье хотела бы молодежь комфортнее иметь, и благоустройство, чтобы было на селе, потому надо было субсидию увеличивать. Решили ее поднять, потому что видим все инфляционные процессы, которые происходят в области, и потому, что вас, молодых, на селе ждут. Мы понимаем — без поддержки государства никто из вас туда не поедет, — отмечает Татьяна Фарафонтова. — У человека должен быть какой-то пряничек, какая-то изюминка, он должен почувствовать, что его там ждут.

Так, например, по словам Татьяны Фарафонтовой, сейчас в области отрабатывается проект по предоставлению ипотеки молодым учителям. В его рамках планируется компенсировать педагогам первоначальный взнос и процентные ставки, но главное — привлекать, кроме средств областного бюджета, еще и федеральные средства. Причем чем больше, тем лучше, это даст возможность увеличить размер компенсации первоначального взноса. Не стоит амурчанам забывать и о материнском капитале. Это еще одна возможность получить дополнительные деньги для того, чтобы встать в деревне на ноги. При рождении второго ребенка выплата составит более 300 тысяч рублей. Если на свет появится третий малыш, мама может рассчитывать и на региональный материнский капитал.

Мнение

Александр Синьков

Генеральный директор компании «Амурстрой»:

— Однозначно, ехать в село стоит. В последние четыре года пошла стабилизация в области. Есть новые социальные программы — учительский дом, дом медика, которые сегодня субсидируются правительствами государства и области. Село финансируется, туда идут дотации. У нас уже положительные примеры, пять или шесть семей учителей и врачей, получивших по миллиону рублей. Они строят в деревнях свое жилье. В переходный период (10—15 лет) село было брошено. А сейчас пошла динамика, и за это надо цепляться. Те люди, которые приходят, должны быть лидерами в селе, должны организовывать все сами. Все на блюдечке с голубой каемочкой не преподнесешь. Кто, если не мы? Кто-то должен идти туда и начинать. Я думаю, появятся такие молодые люди и семьи, они уже появляются. Москва не сразу строилась. Но если динамика пошла, стабилизация пошла, она уже не остановится. Процесс этот необратимый.