О происках нелегальной конкуренции Степан Якубив знает не понаслышке.О происках нелегальной конкуренции Степан Якубив знает не понаслышке.

15 против одного

О происках нелегальной конкуренции Степан Якубив знает не понаслышке. Каждый раз на конечной остановке он выходит из кабины и тщательно осматривает свою маршрутную «Газель». Поводов для беспокойства более чем предостаточно. Вот уже длительное время он живет в состоянии негласного противостояния со своими подпольными коллегами. Самозванцы действуют нагло, не чураясь подлости и ударов исподтишка.

— Время шесть утра, первый рейс, сам сижу в кабине, пассажиров жду. Вдруг слышу возню за микроавтобусом и шум подозрительный. Выскакиваю, а они врассыпную. По темноте их разве уловишь — видно только, что пацаны-подростки, — делится мыслями о наболевшем владелец микроавтобуса Степан Якубив. — Шины в ремни искромсали. Я знаю, кто их подговорил, даже разговаривать с ним пытался, но безрезультатно.

Говорить о победе над нелегалами пока не приходится. За то время, что Степан пытается законно укрепиться на маршруте, ему и стекла били, и угрожали. В гордом одиночестве крайне сложно устоять против армии самозванцев. Расклад сил на маршруте Белогорск — Возжаевка — 15 против одного. И это на двадцатикилометровом отрезке пути. Пока мы разговариваем, на привокзальной площади Возжаевки один за другим разворачиваются микроавтобусы без опознавательных знаков, но очень знакомые местным жителям.

— Обидно то, что я конкурс выиграл, обучение в Благовещенске прошел, удостоверение специальное получил, налоги плачу… — продолжает сетовать Степан. — При этом постоянно палки в колеса вставляют, да еще выручка дневная не превышает 700—800 рублей. Я, когда в прошлом году только собирался на маршрут выходить, ссуду в банке брал, два микроавтобуса купил, но оба их гонять нерентабельно. Полной загрузки практически не бывает, салон полупустой — пассажиров буквально растаскивают из-под носа. Честно конкурировать никто не хочет.

По ходу нашего разговора салон «Газели» заполняют пассажиры. В разгар дня всего человек шесть, других желающих не видно. Люди тщательно прячут свои лица от объектива фотокамеры и отказываются называть фамилии. Подобная известность чревата будущими неприятностями.

— Официальная маршрутка, во-первых, дешевле частника, а во-вторых, ходит по расписанию, — рассказывает жительница Возжаевки Анна. — Но она всего одна, и если нелегалы узнают, что я это сказала, то меня больше никто не повезет. Вы уедете, а нам здесь еще жить и ездить.

По разные стороны баррикад

Выдавить нелегалов с рынка естественным путем невозможно. Поэтому Степан Якубив уже написал заявления в местные правоохранительные органы и обратился за помощью в районную администрацию. Как оказалось, проблема гораздо обширнее, чем может показаться.

— В 2007 году обанкротилось муниципальное пассажирское предприятие, и 13 из 15 наших маршрутов одномоментно оказались без автобусного сообщения, — рассказал о предыстории вопроса начальник отдела транспорта администрации Белогорского района Александр Виноходов. — Свято место пусто не бывает — ниша сразу заполнилась нелегалами. Бороться с ними очень сложно, потому что сумма штрафа не превышала 100 рублей. Но тем не менее были созданы две рабочие группы, в которых работали наши специалисты, сотрудники милиции, государственного автодорожного надзора, налоговой службы. Выходили на дорогу, разговаривали, призывали. Помню, в 2008 году на трассе сразу пять микроавтобусов остановили, так они сами через несколько дней к нам пришли, где надо, зарегистрировались, налоги стали платить, да еще и про остальных своих «коллег» все рассказали. Они ведь тогда по разные стороны баррикад оказались. Со временем порядок навели, рабочие группы упразднились, и мы опять вернулись на прежние позиции.

Военные на большой дороге

По словам Александра Геннадьевича, в Возжаевке действительно самая тяжелая ситуация. Учитывая расположенное рядом село Амурское, общая численность населения достигает шести тысяч человек. Многие работают в городе, часто ездят туда по делам, и спрос на общественный транспорт достаточно высок.

Кроме того, в Возжаевке некогда дислоцировался военный гарнизон. Армия последние годы неоднократно сокращалась, а люди оставались не у дел. В итоге бывшие военные начали покупать небольшие микроавтобусы: машины вместимостью не более восьми мест считаются легковыми автомобилями и не требуют подтверждения особой категории для водителя.

— Помимо маршрута Белогорск — Возжаевка, нелегалы действуют на автодорогах Белогорск — Великокнязевка, Белогорск — Томичи — Кустанаевка, возможно где-то еще, — продолжает Александр Виноходов. — Многие машины мы уже знаем, поэтому готовим соответствующие запросы, проводим работу с главами поселений. Нелегалы не хотят участвовать в конкурсах, честно конкурировать, платить налоги и проходить обучение. В то же время они мешают честным перевозчикам, фактически душат их. В конце концов, могли бы свои «восьмиместки» оформить в качестве такси — это гораздо проще, чем выступать в роли полноценного общественного транспорта. Но ведь и на это не идут.

Белогорский район — один из немногих, где так или иначе действуют сто процентов маршрутов. Если не принять меры, то можем многое потерять, как уже неоднократно случалось. Знаю, что тот же Степан Якубив готовится к покупке третьего по счету автобуса, и у нас есть планы запустить дополнительные рейсы в удаленные села.

Сейчас вновь создана рабочая группа, есть серьезный настрой навести порядок. Радует, что штрафы серьезно выросли: при первом задержании надо заплатить 3—5 тысяч рублей, при повторном санкции более серьезные.

Цена пассажира

Официально стоимость проезда на маршруте Белогорск — Возжаевка не поднималась с 2009 года, тогда как законодательство разрешает пересматривать ее ежегодно. В марте Степан Якубив с позволения соответствующих органов повысил тариф с 60 до 70 рублей, сейчас разговор идет о 80 рублях. На этом, скорее всего, придется остановиться, хотя экономические потери высоки. Рост цены на проезд поначалу взбудоражил местное население, правда в итоге возмущения стихли — максимальную тарифную планку единственный легальный перевозчик так и не перепрыгнул. Пользуясь большинством, значит и фактической монополией, нелегалы диктуют собственную ценовую политику. Они берут по 100 рублей с человека. Разница очевидна, но жаловаться некому — официально таких цен не существует. Еще одно ноу-хау: один из возжаевских «бомбил» ввел в оборот собственные проездные билеты. Пассажиры с такими «документами» пользуются правом приоритетного занятия мест в салоне автобуса, действует полноценная система скидок.

Возрастная категория материалов: 18+