Скидка решает все

На часах 22 часа — для парковки автомобиля за квартал до «Меги» не найти свободного места. Толпы людей двигаются в разных направлениях с брендовыми пакетами в руках. Не сразу поверишь, что все это происходит в Благовещенске. Массовая ночная распродажа — новое явление для амурчан.

На пути к центру только и слышны возбужденные разговоры о происходящем мегашопинге: кто-то рассказывает, как выхватил последнюю пару модных туфель со скидкой в 50%, другие жалуются на толпы людей в отделах и невозможность попасть в примерочную. Массовое шествие шоперов подогревало интерес даже у тех, кто о ночной распродаже не знал. Особое настроение прохожим задавала рок-группа, отбивающая ритмы на ступеньках центра. Чтобы попасть в торговые залы, корреспонденту АП пришлось в буквальном смысле пробираться сквозь толпу у центрального входа. Но, судя по счастливым лицам сотен людей, толпящихся в холле, оно того стоило.

До начала акции «Ночная распродажа» многие благовещенцы были полны скептицизма по поводу грандиозных скидок. Одни предполагали, что в областном центре невозможно достойно организовать акции, популярные в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому скидки будут «вымышленными». Другие считали, что половина отделов будет просто закрыта. На деле оказалось, что работали все (даже солярий), скидку, пусть минимальную, также предложили все без исключения. Уровень скидок колебался в зависимости от политики компаний — от 30 до 70 процентов. Даже газетный киоск предложил ночным покупателям специальные условия: «При покупке трех журналов со скидкой 70% — подарок».

Счастливые и усталые продавцы

В маркетинговой службе ТРЦ «Мега» АП рассказали, что акция была организована для предложения жителям города нового формата, чтобы заинтересовать их. Главным доказательством действенности такой массовой распродажи стали горящие глаза уставших менеджеров торговых залов. Все они признавались, что такого ажиотажного спроса не ожидали. 

Создание массового ажиотажа — залог успеха. Не зря компания Apple при продвижении новых устройств обязательно делает культ из продажи первых моделей. «Эффект толпы» побуждает людей совершать больше покупок, порой необдуманных. Для торговых компаний это возможность расстаться с неликвидом (товарными остатками) и пополнить оборотные средства. С учетом того, что взамен покупателям предлагают вещи за полцены, в выигрыше могут оказаться все.

— Покупатели все уходят от нас довольные, потому что на новую коллекцию мы им предлагаем сегодня скидку 10%. На прошлогодние коллекции установили скидку от 30% и выше. Есть даже товар со скидкой 80%, — рассказали АП в отделе, предлагающим джинсы. — Сами мы довольны акцией. Есть модели, которые люди по разным причинам плохо покупали. А сейчас они в ажиотаже берут их со скидкой.

Отделы известных марок также скинули цены, однако размер скидок стал известен буквально в последний момент.

— Мы до последнего не знали, на что и какие будут скидки, ведь мы работаем по франшизе через Москву. Поэтому только сегодня после обеда пришла накладная с новыми ценами, — поделилась  менеджер торговой марки французской женской одежды. — Максимум скидки, которую мы предлагаем, — 70%. Это скидка на коллекцию прошлого сезона. Новый товар приходит каждую неделю, и ставить на него сразу большую скидку невыгодно. На новую коллекцию мы предлагаем скидку от 10 до 30%.

Как рассказали АП в одном из отделов брендовой женской одежды, выручка за четыре часа распродажи была сравнимой с десятью часами работы в выходной день.

Правила охоты на скидки

Не случайно массовая атака на торговый центр случилась именно в 8 часов вечера. Среди благовещенцев оказались опытные шопперы, знающие негласный кодекс выгодной покупки в дни распродаж. Зарубежом и в крупных городах России, где такие акции проводятся несколько раз в год, уже сложились особые правила покупок.

— В Санкт-Петербурге крупные торговые центры заранее раздают листовки, в которых указаны размеры скидок в отделах во время ночной распродажи. Поэтому мы накануне знаем, в каком отделе какая скидка, — рассказывает Анастасия Романова, имеющая опыт покупок на ночных распродажах. — За день до акции или утром этого дня мы приходим в конкретные отделы, примеряем вещи, и понравившееся просим отложить. Как правило, если сумма покупки больше 10 тысяч рублей, продавцы охотно идут на это. Откладывают в пакет, записывают фамилию и номер сотового телефона. В первый час начала распродажи, а в Питере она стартует в 23 часа, важно быстрее занять очередь у кассы и выкупить отложенные вещи.

Благовещенские модницы также прибегали к таким «уловкам». В нескольких отделах ТРЦ нам подтвердили, что они откладывали на пару часов выбранные вещи. Тем более, что очереди в примерочные в часы «ночной» распродажи были такие, что менеджеры вынуждены были закрывать рольставнями вход в отдел. Так, в 22:30 толпы жаждущих пытались попасть в переполненные отделы «Твое», «Naf-Naf», «Adidas», «Джинсовый Бум». Очередь китайских граждан выстроилась у ювелирных отделов с табличками «Скидки 30 и 40%».

Организаторы акции заверяют, что планируют повторить акцию, но после того как проанализируют результаты первой ночной распродажи. Очевидный недостаток первого опыта — слабая  система вентиляции, посетители просто задыхались от жары.

Всего торговый центр посетили более тысячи человек. Точное число подсчитать не удалось, так как счетчики, установленные на входе, не справились с таким потоком ночных покупателей.

Обратная сторона ночной акции: воровство, порча, возвраты

— Вы так и напишите — это была толпа зомби. Они гребли все подряд, лишь бы заполучить вещь со скидкой, — рассказал корреспонденту АП представитель одной торговой марки через два дня после распродажи. — На следующий же день пошли возвраты вещей: одни купили не тот размер, другие – переосмысли выбор.

Такой результат ночных скидок получили некоторые продавцы. Но возвраты оказались самым безобидным из последствий. Если в день ночной распродажи менеджеры торговых отделов жаловались только на духоту в торговом центре, то по прошествии выходных скрылись другие негативные стороны: недостача и порча одежды.

— Люди мерили вещи неаккуратно, и часть из них просто потеряла товарный вид. Кроме того, в таком потоке людей проследить за системой сигнализации оказалось невозможно, поэтому часть товара просто вынесли. Это показала инвентаризация, — признался менеджер одного отдела.

Такие последствия ночных распродаж — обычное дело для всех торговых центров, где устраивались акции. Как показывает опыт других городов, жалобы на грандиозные массовые скидки одни и те же. Покупатели не довольны пробками и очередями, продавцы — агрессивным и разбойным поведением посетителей. И все же крупнейшие торговые центры год за годом прибегают к ночным распродажам. Ведь если обычные сезонные распродажи рассчитаны на постоянных клиентов, то такие разовые акции привлекают новых покупателей.

Возрастная категория материалов: 18+