• Бабушка Алены Зоркальцевой поддерживала связь пленных с партизанами.
  • Сергей Козлов до ранения сбил два самолета противника.

Связь под видом грибов

Одна из конкурсанток, благовещенка Алена Зоркальцева, рассказала о своей бабушке — Клавдии Антоновой. Клавдии Александровне в мае этого года исполнилось 80 лет, сейчас она живет в селе Красноярове Мазановского района. А родилась она в Калужской области, росла в деревне Гремучка. «В августе 1943 года в деревню пришли немцы. Всех, кто там проживал, в том числе и нашу бабушку с ее сестрами, насильно угнали немецкие войска. Гнали их через деревню Ульмец в Брянск и следом сжигали все деревни, — написала Алена. — В Брянске их определили в лагеря за колючую проволоку, там они пробыли две недели. Затем их загнали в вагоны и повезли в Вильнюс, там поместили в лагерь, где их держали четыре месяца. После лагеря мою бабушку перегнали в деревню Вербушки в Польше. Там ее и ее сестер заставили работать на хозяев. В конце 1944 года в начале 1945 года в Польшу пришли русские партизаны, они попросили русских детей собирать сведения о немецком движении. Так моя бабушка попала в ряды партизан. Старшая сестра доставала сведения, а младшая, то есть моя бабушка, носила их в лес через немецкие посты под видом собирания грибов. Иногда немцы рассматривали грибы и говорили, чтоб она их выкинула, а иногда просто пропускали. Она рассказывала, что было очень страшно, но они с удовольствием помогали нашим. Вот так наши партизаны поддерживали связь с теми, кто находился в плену у немцев».

Внучка Алена добавила, что бабушка не любит вспоминать годы войны и неохотно рассказывает о том времени. «Сейчас мы не можем найти подтверждения, что она участник войны. Нет официальных данных, где она была в то время, не можем доказать, что во время войны она оказалась в плену у немцев», — рассказывает Алена.

«Когда в бою связь устойчивая, чувствуешь себя увереннее»

Историю, победившую в нашем конкурсе, прислал председатель Ассоциации пожилых людей Амурской области Сергей Утенбергенов. Он записал ее со слов благовещенского ветерана Сергея Козлова. В этом году Сергей Павлович отметит 90-летний юбилей. Когда его призвали на фронт, ему было 19 лет. Он прошел ускоренные курсы стрелков в военном училище летчиков и поступил на Первый Прибалтийский фронт.

«Нас готовили воевать на прославленном самолете-штурмовике Ил-2 в роли стрелка, — рассказывает Сергей Павлович. — Хорошо помню рассказы старших товарищей, которые летали на нем еще в начале войны. В 1941 году самолет был одноместный. Заднего обзора у пилота не было. Истребители по сравнению со штурмовиком более маневренные. Поэтому, когда отсутствовало прикрытие, немецкие истребители, заходя с «хвоста», могли спокойно расстреливать наш самолет. Это было одной из причин боевых потерь. В 1943 году на фронт стал поступать уже двухместный Ил-2. Стрелок размещался в кабине самолета, сидя спиной к пилоту, и огнем из пулемета отражал атаки вражеских истребителей. Самолетов поступало на фронт много, а стрелков не хватало. Вот поэтому наш курс в военном училище летчиков был досрочно подготовлен и выпущен стрелками в звании старшины.

Еще одной причиной боевых потерь в начале войны можно назвать недостаточность средств связи. Попросту не хватало радиостанций, ими оборудовались только самолеты ведущих. И если его сбивали или он получал повреждения, то все остальные оставались без радиосвязи. Когда в 1943 году мы прибыли в свой полк, то уже на новых образцах самолетов были радиостанции. Связь была внутри самолета, между экипажами звена, с истребителями прикрытия и, конечно, с «землей». Я хочу сказать, что когда в бою связь устойчивая, то и чувствуешь себя увереннее. Бывали, конечно, помехи или выходила из строя радиостанция. На этот случай использовалась визуальная связь. Бывало такое и с нашим звеном. В боях над Прибалтикой очень часто возникали помехи в радиосвязи. В звено входило три машины. Боевой порядок выстраивался так: впереди машина командира звена, две другие сзади — слева вторая, справа третья. Этот боевой порядок летчики называли «утка». Конечно, все внимание пилота на машину командира звена. Сигнал передавался при помощи крыльев. Качнет командир левым крылом — левая машина начинает совершать заход на цель. Правым крылом — правая машина вперед. Связь с командным пунктом тоже важна в бою. Многое можно было услышать в наушниках: и команды, и просьбы, и крепкое словцо. Во взводе связи полка служили в основном девушки. И как нам молодым парням было приятно слышать в наушниках их девичьи голоса».

Сергей Козлов сбил два самолета противника, во время одного из полетов был ранен в голову. Он пролежал в госпитале около семи месяцев и вернулся на фронт десантником. Победу он встретил под Кенигсбергом, современным Калининградом.

 

 

 

Возрастная категория материалов: 18+