Постепенно собираются китаянки в платочках, повязанных на русский манер. Это дочери и внучки из русско-китайских семей, созданных во время русского Харбина. Староста православной общины — красивая статная голубоглазая женщина по имени Катя, по-русски не говорит. Другие прихожанки тоже на попытки заговорить лишь вежливо улыбались и отвечали: «Здравствуйте, хорошо».
— Пожалуйста, сколько вам нужно свечек? — неожиданно спросила маленького роста пожилая китаяночка, торгующая в свечной лавке, которой я протянула деньги.
Тетя Галя Гусева — так она представилась, коренная харбинка, ее мама была русской, отец — китайцем.
— Маму звали Мария, она работала в магазине Чурина кладовщицей, папа занимался химией, — рассказала о себе женщина.
Еще одна харбинка, 80-летняя Любовь Николаевна Шитова (Ли), тоже прекрасно говорит по-русски — по профессии она учитель русского языка. Ее мама тоже была русской, отец — китаец. Родители поженились в Забайкалье, там в начале
1930-х и родилась Люба, а потом отец решил вернуться на родину. В России Любовь Николаевна бывала неоднократно — как переводчик в составе учительских делегаций. Но на родине в Чите ей побывать не довелось, делегации ездили в столицу и Центральные регионы России.
— А сейчас ваш приезд для меня очень большая радость, — говорит Любовь Николаевна. — Это единственная возможность поговорить по-русски.
Они помнят русский Харбин, когда улицы носили другие имена, а в православных храмах были настоящие службы. «А сейчас такого нет. В Шанхае есть батюшка, раньше он к нам приезжал по праздникам. Но он старенький, еле-еле ходит, — говорят женщины. — Мы все праздники стараемся отмечать. На Пасху у нас, как всегда — вечерня, заутреня, вокруг храма обходим. Очень хочется, чтоб был свой батюшка».
Возможно, в скором времени в Покровском храме Харбина и будут свои священники. Уже есть договоренность, что члены китайской православной общины Василий У и Александр Юй в сентябре будут учиться в Московской и Санкт-Петербургской семинариях.
Высокий интеллигентный Саша Юй — по профессии финансист, работает в банке. О себе рассказывает лаконично: учился в одном из московских вузов, вместе с друзьями зашел однажды в православный храм, очень понравилось, стал ходить постоянно. Когда вернулся в Харбин, нашел Покровскую церковь. Хочет стать батюшкой и вести богослужения в Покровском храме, семья — жена и четырехлетняя дочка — его поддерживают.
Под стеной Иверского храма был захоронен генерал Каппель
Самым красивым храмом Харбина считался Иверский, построенный в 1906 году в память о воинах, погибших в русско-японской войне 1904—1905 годов. На стенах храма были написаны имена георгиевских кавалеров. Все это вместе взятое плюс расположение храма на Офицерской улице привело к тому, что Иверскую церковь харбинцы называли военной. В 1920 году под стенами этого храма были захоронены останки генерала Белой армии Владимира Каппеля. В 2006 году останки военачальника были найдены и перезахоронены в Москве, в Донском монастыре. Очевидцем эксгумации был член Русского клуба в Харбине Сергей Еремин, наш гид по русскому Харбину. За останками Каппеля приехала делегация из Москвы — работы инициировало агентство «Белые воины». Найти могилу генерала у северной стены храма помог русский харбинец Николай Николаевич Заика. У него была нарисованная от руки схема захоронения, полученная от одной пожилой харбинки, живущей в Австралии. Это было единственное документальное свидетельство, поэтому поисковики не были до конца уверены, удастся ли найти захоронение. — Гроб красного дерева был установлен в саркофаге из прочной лиственницы, — рассказывает Сергей Еремин. — Под лиственницей оказался гипс, поэтому останки сохранились идеально. Руководитель раскопок Сергей Никитин сразу стал смотреть ноги — известно, что Каппель во время «ледового похода» от Енисея до Забайкалья обморозил ноги, и у него были ампутированы левая ступня и пяточная кость правой ноги. Сергей Никитин сразу понял, что это Каппель. Рядом с останками были найдены две иконки. Как русские положили генерала в эту землю, так русские его и достали. Сейчас Русский клуб в Харбине пытается договориться с местной властью, чтобы на стене бывшего Иверского храма можно было повесить мемориальную доску с именами захороненных здесь людей. Рифмы с Благовещенском Харбин удивительно рифмуется с Благовещенском. На пароходе «Благовещенск», арендованном у частного Амурского общества, 28 мая 1898 года прибыли из Хабаровска в поселок Сунгари (так до 1903 года назывался будущий Харбин) руководители Строительного управления во главе с С. Игнациусом в сопровождении рабочих, служащих и казаков. И этот день — 28 мая 1898 года, когда пароход «Благовещенск» причалил к берегу — официально считается днем рождения Харбина.
В Харбине есть магазин «Чурин» (Чулинь в китайском произношении), построенный по одному проекту с благовещенским магазином, где сейчас Центр эстетического воспитания. Только харбинский архитектурный близнец не украшен скульптурами, как наш.
Софийский храм, который стал визитной карточкой сегодняшнего Харбина, — копия взорванного в Благовещенске в 30-е годы прошлого века Шадринского собора.
И, наконец, сегодня Амурская область и провинция Хэйлунцзян, Благовещенск и Харбин тесно сотрудничают, обмениваются делегациями и затевают общие проекты. Амурские студенты учатся в харбинских вузах, а благовещенские историки, филологи и журналисты исследуют историю Харбина, пишут о ней книги.
Софийский собор
Построен в 1930 году. Брат-близнец Шадринского собора в Благовещенске. Сейчас — музей истории и архитектуры русского Харбина.
Иверская церковь
Построена в 1906 году по рескрипту императора Николая Второго об увековечении памяти воинов, падших на полях сражений в русско-японской войне 1904—1905 годов.
Благовещенская церковь
Построена в 1941 году. По одним данным, ее снесли. Но есть версия, что храм спрятали внутри другого здания. Верхняя часть здания на снимке напоминает колокольню Благовещенской церкви.
Успенская церковь
Построена в 1908 году на кладбище, сейчас оно перенесено, а на его месте разбит парк культуры с аттракционами и колесом обозрения.
Алексеевская церковь
Построена по проекту выпускника ХПИ Юрия Смирнова. При церкви была типография, которая выпускала журнал «Хлеб насущный». Сейчас в здании — действующий католический храм.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии