Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №14 (28956) от 15 апреля 2021 года
Издается с 24 февраля 1918 года
17 апреля 2021,
суббота

«Театр кукол создан для взрослых»

Лауреат «Золотой маски» режиссер Алексей Смирнов — о куклах, сказках и философии

Сегодня в Екатеринбурге начался VI Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий». Впервые в этом форуме кукольников, который в среде профессионалов считается одним из лучших фестивалей России, принимает участие Амурской театр кукол со спектаклем «Цирк Шардам», который поставил режиссер из Санкт-Петербурга, лауреат престижной национальной премии «Золотая маска» Алексей Смирнов. Побывав в гостях у АП, Алексей Владимирович поделился секретами театральной кухни и рассказал о своих планах по сотрудничеству с амурскими артистами.

«Театр кукол создан для взрослых» / Сегодня в Екатеринбурге начался VI Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий». Впервые в этом форуме кукольников, который в среде профессионалов считается одним из лучших фестивалей России, принимает участие Амурской театр кукол со спектаклем «Цирк Шардам», который поставил режиссер из Санкт-Петербурга, лауреат престижной национальной премии «Золотая маска» Алексей Смирнов. Побывав в гостях у АП, Алексей Владимирович поделился секретами театральной кухни и рассказал о своих планах по сотрудничеству с амурскими артистами.

— Алексей Владимирович, как вы оказались в Благовещенске?

— Мне позвонили и спросили, хочу ли я поставить спектакль в вашем городе. Я от работы особо не отлыниваю, кроме того, мне всегда любопытно посмотреть, что происходит в театрах по стране. Я работал в Санкт-Петербурге, а сейчас мне предложили стать художественным руководителем Московского областного театра кукол, я ставил спектакли в Абакане, Петрозаводске, Вологде, Челябинске, Екатеринбурге… 

— И как мы выглядим на фоне других?

— Вы очень далеко и вы достаточно замкнуты. То, что естественно для Челябинска и Екатеринбурга, которые на две трети пути от Москвы, для Благовещенска — это новое. Я, в частности, говорю о технических новинках для театра. Здесь скорость восприятия жизни другая. Благовещенск еще живет со скоростью пешехода, тогда как в центральных регионах уже пересели на велосипеды. А Москва и Питер давно ездят на скоростных авто. 

— Вам это не мешало общаться с актерами?

— Нет, в любом новом театре я общение с актерами всегда начинаю с нуля. Допустим, я делаю четыре шага вперед и смотрю: если они успевают — хорошо. А если могут три шага — ставлю задачу на три шага. 

— Ваш спектакль «Золоченые лбы» в Петрозаводске стал лауреатом «Золотой маски». Приятно ли получать главную театральную премию и что для вас высший пилотаж в профессии?

— И еще мою «Золушку», поставленную в московском театре Образцова, номинировали на «Золотую маску», а одновременно с ней выдвигались еще два моих спектакля. Один из них, поставленный в Челябинске, даже более сложный и по сложенным силам, и по актерским работам. Но номинационный совет выбрал «Золушку», ведь сразу три спектакля одного режиссера конкурировать между собой не могут. Когда номинируют на «Золотую маску», сидишь и думаешь: неужели у нас все так плохо в стране, что лучший режиссер — Алексей Смирнов? Я достаточно трезво оцениваю, что делаю, это нормальная качественная и честная работа. Нет, премия — это приятно, никто не спорит. 

— Как вы думаете, наш театр кукол когда-нибудь сможет претендовать на «Золотую маску»?

— «Золотая маска», как и любая премия, очень субъективна. Номинационный совет и жюри — это две разные группы людей, и каждая имеет свое субъективное мнение о театре. Чтобы всем угодить, спектакль должен попасть в тему. Петрозаводский театр кукол с «Золочеными лбами» в тему попал. Вот съездит Амурский театр кукол в Екатеринбург на фестиваль «Петрушка Великий» — если он создаст о себе впечатление как о театре со своей индивидуальностью, самобытностью, внутренней культурой — тогда все возможно.

— Сегодня в театр проникла такая тенденция, что вместо актеров на сцену выходят медийные персонажи. И люди на них идут, и несут в кассу огромные деньги. Театра кукол это коснулось?

 — Здесь это сложнее сделать — никто не увидит медийное лицо за ширмой. Но как вариант создается спектакль под фонограмму, когда медийное лицо записывает голос, а артисты водят кукол. Но это уже сложно назвать спектаклем, это зарабатывание денег, отдельное течение шоу-бизнеса. 

— В октябре вы приступите в нашем театре кукол к репетициям нового спектакля «Оскар и Розовая Дама». Что это будет за постановка?

— Это будет вечерний спектакль. Очень непростая тема — мальчик, умирающий от рака, пишет письма Богу. Трагедии здесь нет, это мелодрама. Трагедия уже случилась — мальчик знает, что он смертельно болен, что он умрет. Суть спектакля мелодраматична — пускай мальчик умрет не злым, а добрым, в гармонии со всеми. Артисты уже ознакомились с пьесой. На сцене будут работать и люди, и куклы в сочетании. 

— Не для детского театра тема, вы согласны?

— Вообще театр кукол изначально был создан для взрослых, у аристократов это был салонный вид театра. А после революции он мог бы уйти в никуда вместе с аристократией. Но Сергей Образцов спас театр кукол в Советском Союзе, сделав его детским. А потом стал возвращать взрослого зрителя вечерним репертуаром. «Оскар и Розовая Дама» как раз будет такой вечерний спектакль. 

Театры снижают возрастную планку

— В каком возрасте нужно приводить ребенка в театр?

— После шести лет. Сейчас такая не совсем хорошая ситуация сложилась по стране — идет борьба за зрителя, театры начинают понижать возрастную планку. Но в любом произведении обязательно есть конфликт. И когда мы человечка с несформированной психикой сталкиваем с тем, что на сцене происходит что-то не то, мы наносим ему урон. А делать спектакль, где все хорошие, где все на сцене дружат, невозможно. Это же неправда.

Почему некоторые спектакли мы не должны показывать детям младше 12 лет? Потому что у них еще не сформировался образ гармоничного мира. Как мы можем разрушать этот хрупкий мир? На сцене обязательно должен быть положительный персонаж, который вокруг себя созидает мироустройство. Должен быть герой, с которым ребенок себя будет ассоциировать.

Первые сказки, которые мы сначала читаем, а потом показываем ребенку, они как раз дают модель устройства мира. «Репка» ведь не про коллективный труд. Когда я начал искать корни этой сказки, в индуистской мифологии обнаружил легенду: посадил Вишну лотос, и вырос лотос большой-пребольшой, и стали его тянуть. Смысл тот же — малое вытягивает большое. И в «Репке» мы объясняем ребенку иерархию: не мышка вытащила репку. Просто без маленькой мышки мир был бы неполон. А «Хаврошечка»? Это же Индия — священная корова, переселение душ.

Детские спектакли объясняют, как устроен мир. Они должны созидать образ мира. А когда он создан, мы можем с ним экспериментировать. Мы можем его частично разрушать, деформировать, но подросший ребенок уже понимает, что это не норма. Я, кстати, однажды так попал с «Умной собачкой Соней» Усачева. Малыши смотрят и не смеются. Чтобы понять, что Соня совершает ошибки, ребенок должен знать, что горчицу столовой ложкой есть нельзя. А малыши не знают, у них нет этого опыта.  Рано им еще!

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Минус два: коронавирус подтвердился у 12 амурчанКоронавирус
Гуляют все: россиян в мае ждут две короткие рабочие неделиОбщество
Сказочное обновление: в Амурском театре кукол начался большой ремонтОбщество
Василий Орлов: «Реализация проекта «Сохранение лесов» позволит восстановить лесной фонд в Приамурье»Власть
Амурчанин оборудовал отдельную комнату в своей квартире под конопляную плантациюПроисшествия
На качели-карусели: в Благовещенске в воскресенье открываются паркиОбщество

Читать все новости

На премию в области литературы и искусства Приамурья претендуют шесть работ На премию в области литературы и искусства Приамурья претендуют шесть работ
Книжки-малышки поселились в Амурском краеведческом музее
Амурские хористки споют на закрытии сочинской Олимпиады
Амурский музей откроет «Art-подвал» для любителей рока и этно
Архивные фотографии АП выставлены в «Островах»
Система Orphus