Жизненная необходимость
— Евгений Владимирович, может ли человек, потерявший руку или ногу, рассчитывать на получение водительских прав?
— Буквально 20 сентября на базе РОСТО (ДОСААФ) начинаются специализированные курсы вождения для людей с ограниченными возможностями. Программа рассчитана на продолжительное время, первая партия — 15 человек. Есть одна существенная особенность: по инициативе губернатора областной бюджет берет на себя значительную часть расходов. Таким образом, мы включились в реализацию конвенции ООН «О правах инвалидов» и долгосрочной целевой программы «Развитие и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Амурской области». Также работаем в рамках подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Амурской области на 2012—2015 годы».
— Почему всего 15 человек, ведь инвалидов в области гораздо больше?
— Во-первых, это дело добровольное и на самом деле желающих много. Нужно учитывать, что человеку необходимо оставить дома все дела, приехать на два месяца в Благовещенск, определиться с жильем. Здесь необходима психологическая и материальная подготовка. Поэтому мы никого не торопим. В следующем году обучение продолжится, придут новые люди. В общей сложности на эти цели областной бюджет выделил два миллиона рублей. Из них только четверть планируется освоить в нынешнем году.
Сразу оговорюсь — программа рассчитана в основном на людей, потерявших или повредивших руку либо потерявших, повредивших одну или обе ноги. Многие из них стремятся за руль, мы видим, что машин с ручным управлением на дорогах достаточно. При этом не обязательно ориентироваться только на традиционную «Оку». Даже джип можно приспособить под такого человека — современное оборудование позволяет.
— Почему курсы только в Благовещенске и какова специфика обучения?
— Специальная машина есть только в областном центре, оборудование для нее РОСТО (ДОСААФ) закупила недавно. Опять же много действительно специфичных моментов. Могу сказать, что инструктор — это человек, который в силу обстоятельств лишился ног. То есть ему знакомы проблемы, возникающие за рулем у инвалидов. Хороший пример, когда возможность водить машину принесла работу. С одной стороны, он получает удовольствие, а с другой — зарабатывает деньги. Есть такие люди в службе такси. То есть для них машина не просто средство передвижения, но и жизненная необходимость. Кстати, среди желающих получить права есть женщины, но мужчин все же больше.
— Государство обеспечивает инвалидов личными автомобилями?
— К сожалению, в 2004 году эта норма отменена законодательно на федеральном уровне. Сейчас есть возможность оформить государственные автомобили, полученные до 2005 года от органов соцзащиты, в личную собственность. Таких машин уже передано много.
Пандус за счет государства
— По машинам понятно. Где еще инвалид может рассчитывать на серьезную поддержку государства?
— На самом деле спектр помощи достаточно обширен, но из наболевших вопросов хотел бы выделить строительство пандусов. Речь идет о жилых помещениях. Если инвалид проживает на первом этаже и решил сделать пристройку в виде пандуса, то мы компенсируем ему затраты — до 200 тысяч рублей. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы окупить все работы, включая проектирование, материалы и само строительство. Понятно, что человеку, ограниченному в возможности передвижения, тяжело оформлять все необходимые бумаги, переоформлять технический паспорт, проходить согласования и так далее. Мы такую помощь тоже оказываем.
— Можно решать такие вопросы на этапе строительства дома?
— Наше министерство участвует в согласовании проектов, но касается это таких учреждений, как аптеки, магазины, социально-культурные учреждения. С жилыми домами сложнее. Мы можем только рекомендовать застройщику предпринять определенные меры. В итоге приспособленных помещений почти нет. В подъезд заходишь — и сразу начинаются ступеньки. Надеюсь, со временем проблема начнет терять остроту, потому что повышению комфорта инвалидов начали уделять внимание на государственном уровне.
Отдыхать и бороться
— Отдых, санаторно-курортное лечение инвалидам доступны?
— Согласно закону «О госзакупках», мы приобретаем путевки и распределяем их в порядке очередности. География — от Краснодарского края до Владивостока. Почти вся Россия охвачена. Но до января прошлого года бесплатно можно было добраться до места только железнодорожным транспортом. Тем же инвалидам-колясочникам такое путешествие практически не под силу. Представьте, каково из Благовещенска в московскую клинику отправиться в неприспособленном вагоне? Это федеральные стандарты.
Когда полномочия передали на уровень субъектов, Амурская область приняла решение — отправлять людей авиационным транспортом. С одной стороны, стало легче добираться, но с другой — уменьшилось количество путевок. Раньше за санаторно-курортное лечение отвечал Фонд социального страхования. Сейчас эти полномочия у нас, но мы за те же средства еще оплачиваем проезд. То есть затраты возросли, но дополнительных денег нам пока не выделяют.
На сегодня остается нереализованным право на отдых и лечение более чем у пяти тысяч амурчан. Такова очередь. С начала нынешнего года по сегодняшний день мы приобрели 1100 путевок, в прошлом году их количество превышало 2000. Это проблема, которую еще предстоит решать.
— Евгений Владимирович, самый актуальный и позитивный вопрос: в Амурской области есть возможности для параспорта?
— В предстоящие выходные на турбазе «Мухинка» пройдет ежегодная спартакиада инвалидов. Это мероприятие областного уровня, желающих участвовать всегда очень много. Среди традиционных видов настольный теннис, армрестлинг, бильярд, дартс, шахматы, шашки… Это наиболее доступные виды. К сожалению, базы паралимпийского уровня у нас пока нет, но стремление этих людей испытать себя на высоком уровне любые препятствия ломает. Из наиболее свежих побед — лидер движения амурских инвалидов, активная спортсменка Марина Гайдай стала серебряным призером общероссийских соревнований по настольному теннису. Это достаточно серьезный показатель тренировок и работы.
Кроме того, впечатляют успехи воспитанников благовещенской школы-интерната для слабослышащих детей. Ребята занимаются борьбой и нередко выступают на уровне страны. Там вообще очень талантливые дети и преподаватели. Стоит посмотреть жестовое пение — слеза наворачивается. Настолько все эмоционально и красиво.
Сколько стоят права
Людям, имеющим право на льготное обучение автовождению, областной бюджет оплачивает половину стоимости учебного курса. Кроме того, оплачивается проживание в городе Благовещенске из расчета 400 рублей в сутки. Одно из условий: доход кандидата не должен превышать 200 процентов величины прожиточного минимума. К сведению: прожиточный минимум на сегодняшний день составляет 6460 рублей в месяц.
2 миллиона рублей выделено из областного бюджета на организацию специализированных курсов вождения для людей с ограниченными возможностями.
80 тысяч амурчан имеют статус инвалида.
Бегом от инвалидности
Примерно каждый десятый житель Амурской области — инвалид. Это уровень, не превышающий общероссийских показателей. Но прошу учитывать, что в этом списке не только люди с врожденными пороками или получившие травмы. Значительная масса инвалидов мало отличается от окружающих. Есть и такие, кто ведет асоциальный образ жизни и добивается инвалидности ради пенсии, различных льгот. Многие вполне могли избежать тяжелых осложнений здоровья. У нас на первом месте заболевания сердечно-сосудистой системы — последствия малоподвижного образа жизни. Можно привести в пример туберкулез, который не зря называют социальной болезнью. Чтобы избежать этого или смягчить последствия, нужно больше двигаться, отказаться от вредных привычек, вести здоровый образ жизни. Чего всем желаю.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии