Первое, о чем спросили гостя амурчане, это, конечно же, о его работе с Высоцким. Оказалось, что Николай Лукьянович был как раз тем человеком, который принял Высоцкого в театр на Таганке. Сам Дупак стал директором этого театра в 1963 году, он же пригласил в театр Юрия Любимова, который в то время был театральным педагогом и поставил со своими студентами спектакль «Добрый человек из Сезуана». Дупак пригласил Любимова вместе с его курсом в труппу и отстоял его кандидатуру во властных коридорах.
— Я, когда пришел, ни одного человека не уволил из театра. Был штат 50 человек, а вместе с курсом Любимова у нас стало 75 человек, — рассказывает Николай Лукьянович. — Актриса Таисия Додина неоднократно приходила и просила — возьмите Высоцкого. У него что-то не получалось в театре миниатюр, потом — в театре Пушкина. Я говорил: «Таечка, ну куда, куда?» Но она несколько раз просила. И я сказал — пусть придет покажется. Мы собрались, Высоцкий что-то почитал, потом взял гитару и собрался уходить. Юрий Петрович Любимов заинтересовался — почему артист с гитарой, предложил ему спеть, уточнил, чьи песни, Высоцкий сказал: «Мои». Потом мы с Любимовым поднимаемся на второй этаж, он говорит: «Николай Лукьянович, я все понимаю, но зачем нам еще один пьющий человек?» Я говорю — а что мы теряем, давайте возьмем на три месяца? Так Высоцкий появился в труппе, постепенно вошел в репертуар и стал ведущим артистом.
Потом Высоцкий стал легендой Таганки. А когда директор строил новое здание театра, которое стало украшением столицы, Владимир Семенович никогда не отказывался помочь начальнику — в те времена была принята шефская помощь. Высоцкий регулярно давал бесплатные концерты для коллективов, которые участвовали в строительстве.
— Я очень недоволен фильмом «Высоцкий. Спасибо, что живой», — говорит человек, хорошо знавший Владимира Семеновича. — Он играл, что хотел. Писал, что хотел. Пел, что хотел. Любил, кого хотел. Я считаю, он оставил после себя очень яркий след в жизни театра на Таганке и в жизни нашего искусства. Я просил Любимова открыть при театре музей Высоцкого, но он не согласился. Когда мама Высоцкого услышала об этом, она сказала — не надо при театре. Теперь музей Высоцкого работает отдельно.
С легендарными людьми искусства Дупака сводила сама судьба. В 1937 году, когда он поступал в Ростовское театральное училище, рядом с ним оказался Сергей Бондарчук. Об этой встрече Николай Лукьянович рассказывает с юмором.
— Народу было много — все жаждали быть артистами. Объявили: «Дупак!» И я — не знаю откуда — выдал: «О, великое искусство, прими мои первые шаги!», — смеясь, вспоминает заслуженный артист России. — После меня вызвали Сергея Бондарчука, я был из Таганрога, а он из Ейска. И он подходит потом ко мне и говорит: «Слушай, «великое искусство», давай вместе поселимся!». И мы до 1941 года жили в одной комнате, которую нам снимало училище. Сережа был гениальный режиссер и артист. Но где бы мы потом ни встречались, наши встречи начинались с его неизменного возгласа: «О, великое искусство! Принимай мои первые шаги!»
Легендарный режиссер Александр Довженко пригласил 19-летнего студента театрального училища Дупака на роль Андрия в фильм «Тарас Бульба». Но съемки были прерваны войной — прямо со съемочной площадки Николай Дупак отправился на фронт. Три боевых ранения и полученная инвалидность вернули его в тыл. В 1944 году, опять по совету Довженко, Николай Лукьянович становится актером театра имени Станиславского, которому отдал 20 лет.
И сейчас война для Николая Дупака — незаживающая рана: «Представляете, каково мне? На 92-м году жизни я не верю, что жив — столько было пережито в войну». Он сожалеет, что сегодня военная тематика уходит из театра и кинематографа, он даже писал письмо президенту по этому поводу — ведь живущие сегодня в неоплатном долгу перед павшими.
Для справки: Николай Дупак родился 5 октября 1921 года в Донецке. Ветеран Великой Отечественной войны, трижды был ранен. C 1944 по 1963 год работал актером и режиссером театра имени Станиславского. С 1964 по 1990 год (с перерывом на год) — директор театра на Таганке.
Возрастная категория материалов: 18+
Об этом он ничего не говорил, но насколько мне известно, нет. Вы правы — это было бы очень интересно!
— Юлия КлимычеваА не писал ли он воспоминания, дневники? И собирается ли? Интересно было бы прочитать воспоминания этого человека.
— гость (гость)