Александр Мохов: «Я решил замахнуться на «Тихий Дон»

Просмотры: 5917
Комментарии: 0

«Сегодня на улице тебя узнает каждый двадцатый человек, а завтра — каждый второй. И что от этого в твоей жизни поменяется?!» — недоумевает наш земляк, заслуженный артист России Александр Мохов. Сегодня он не только снимается в кино, но и создает свои фильмы. Его путь к славе был довольно тернист, поэтому звездная болезнь к амурчанину не прилипла, а обошла стороной. О своей работе, семье, увлечениях и славе Александр Мохов рассказал корреспондентам АП. Начало разговора читайте в статье «Александр Мохов: «Я даже корову умею доить»

«Перехожу на новое амплуа. В «Казаках» — образ интеллигента начала XX века». / kino-teatr.ru

О славе

— Александр Анатольевич, вслед за тем, как Москва распахнула свои объятия, к вам пришла слава. Известность голову не вскружила?

— В 1989 году вышел фильм «Беспредел», где я сыграл зэка Пархатого. Каждый житель Шимановска сходил на эту картину. Мои старшие братья-близнецы сидели на первом ряду и весь фильм кричали: «Братишка». Но на следующий день я не проснулся звездой. Не было такого ощущения. А потом наступили лихие 90-е годы: разруха, передел собственности. Кино не снималось, многие артисты оказались не у дел. С одной стороны, такая пауза меня закалила, предотвратила от звездной болезни и вытекающих за ней последствий — когда быстро взлетаешь, больней падать. Есть восточная мудрость: «Мы все время завидуем тем, кто идет впереди нас. Но посмотрите на тех, кто следует за нами». Мои успехи, даже маленькие, ценны и дороги. 

Я горжусь двумя моментами. Много лет назад я улетал из Самары, в аэропорту находились ребята из Чечни. Они подошли и сказали: «Спасибо, ты наш, настоящий!» Второй раз я возил свой фильм на фестиваль в Смоленск, зашел в храм (я человек не набожный, но люблю побродить по святым местам). Женщина с мужчиной поставили свечи, поворачиваются ко мне и говорят: «Сюда приходим и поклоняемся Богу, а дома включаем телевизор и поклоняемся вам». Это звучало так искренне и чисто, и я понял, что в жизни сделал что-то правильное. К славе надо относиться спокойно.

Таксист и контрабандист

— Кстати, о 90-х годах. Тогда многие артисты уходили из театра, работали сторожами, рабочими. Выживали. Вы же преуспели в бизнесе — чем занимались?

— Я со старшим братом Юрой изготавливал мебель. Юра окончил ваш педколледж, художественно-графическое отделение. Он уникальный мастер-краснодеревщик, а во мне есть хорошая администраторская жилка. Когда Олег Табаков создавал свой театр, то предлагал мне директорское кресло. Я отказался — хотел на сцене играть. С Юрой мы создали мебельный цех и преуспели. На предприятии работало 20 человек, когда везде люди по полгода не получали зарплату, мы своим хорошо платили. Как-то наши сотрудники в канун Нового года получили по тысяче долларов, каждому вручили по пакету с шампанским, фруктами. Люди приходят домой, а жены, которые их все время пилили за то, что те день и ночь работают, заявили: «Идите в цех обратно!» Еще я иностранные машины перегонял из Белоруссии в Москву. За одну поездку получал по 100 долларов — это были хорошие деньги. Все отдавал в семью. Был и контрабандистом (смеется). Сейчас это называется «бизнесмен». Я был советником по культуре посольства Крыма. И в специальных магазинах для дипломатического корпуса брал виски по 200 рублей, а в киоск сдавал по тысяче. Но когда кино и театр стали потихоньку возрождаться, бросил все. Хотя, если честно, было трудно отрываться от такого стабильного заработка.

— Сегодня вы очень востребованный человек: играете в театре, ставите спектакли, снимаетесь в кино, снимаете свое кино. Поделитесь планами на будущее.

— Я уже два года не играю на сцене. У меня своя кинокомпания, мне интереснее снимать кино и преподавать. Новых идей много, график расписан на два с половиной года. Но вопрос упирается в деньги. Ты хочешь создать лирическую комедию, а деньги охотней дают на чернуху. В будущем выйдет интересный проект, который связан с Байкалом. С Первым каналом идут переговоры о съемках фильма «Невесты ХХ века». Это потрясающая история, которая начинается с выпускного бала 1940 года, а заканчивается в 1945-м. Там так лихо закручены повороты судьбы: свои предают, чужие спасают. Все отношения идут через любовь. Возможно, главную роль сыграет Сергей Безруков. Недавно я закончил съемки фильма — замахнулся почти на «Тихий Дон». Пока рабочее название картины «Казаки. История любви». Она будет идти на канале «Россия-1» ближе к Новому году. Обещаю, будете и плакать, и смеяться.

Август 1991-го

— Ваш фильм «Ельцин. Три дня в августе» стал единственным российским документальным фильмом, который показали на международном фестивале в Монте-Карло. Интересны политические эпизоды, достоверность сюжета, неоднозначность героев. Как работали над столь сложным психологическим и политическим материалом?

— В августе 1991 года мы с театром Табакова были на гастролях. Я не был очевидцем тех роковых событий, поэтому над материалами работал долго и скрупулезно. Общался с Наиной Ельциной и детьми. Многие факты перепроверял и корректировал, хотел во всем разобраться лично, поэтому ковырялся, перебирая документальную хронику в Госфильмофонде. Кадры допроса председателя КГБ Крючкова в «Матросской тишине» произвели чудовищное впечатление. То кровопролитие, которое произошло в тоннеле, пытались приписать этому человеку. Тогда погибло четверо ребят. По глупости. Это был внутренний бунт против системы. Народ кипел от негодования, перегородил тоннель. С тех пор прошло 20 лет. Факты причастности Крючкова к этому событию не подтвердились. Я не имел права без доказательств вешать собак на ни в чем неповинных людей. И Ельцин у меня другой: растерянный, мучающийся… Вообще любой исторический фильм делается так, чтобы после просмотра у каждого думающего человека была своя точка зрения.

«Не устаю трудиться» 

— Как вас на все хватает, откуда энергия?

— Когда занимаешься любимым делом, не устаешь. Ведь работаешь для души, а не из-под палки. Наверное, я не умею отдыхать. Вернее, я отдыхаю, когда работаю. Мой отец был таким же. Как-то мы с ним поехали на поезде из Шимановска в Москву. Через два дня папа стал ходить по вагону, маяться: «Больше так не могу, у меня от безделья руки болят». Потом взял у проводника отвертки, пошел по вагону, стал ремонтировать розетки, еще что-то. Через три часа приходит и хвастается: «Вот это я отдохнул». В этом году моя семья проводила отпуск в Таиланде, я прилетел к сыну на неделю. Один день насладился морем, солнцем. На следующий — открыл айпад и сел за работу. Я без интернета как без рук.

— Александр Анатольевич, расскажите о своей семье. У вас молодая жена, актриса Дарья Калмыкова…

— Даша на двадцать лет младше. Табаков взял ее после училища в свой театр. Мы год были лишь друзьями — Даша хороший, чистый человек. Потом дружба переросла в любовь, мы поженились, родился сын. Даша — талантливая актриса, сейчас она много снимается, в том числе у меня. Я ее попробовал в «Братанах» сразу на двух сестер. Она только парики меняла. Канал утвердил ее на обе роли, не зная, что их играет одна и та же актриса.

— Вы деспот на съемочной площадке?

— Вот Дмитрия Назарова я обесцветил на роль Ельцина (смеется). Другим усы с бородой наклеиваю. Я славлюсь тем, что одного-двух человек с проекта выгоняю. Вы же сюда пришли работать, а не мне бесплатно дачу строить. Надо уметь дифференцировать причинно-родственные связи. Этому меня еще Табаков научил. В его колледже нет ни одного блатного — только настоящие таланты. Как-то у меня старший сын подрабатывал, но опоздал на съемку. Я распорядился, чтобы его оштрафовали. А директору наказал: еще раз опоздает, может на работу не приходить. 

— У ведущего программы «Сельский час» есть свой участок?

— Огород не сажаю, для этого есть рынок. Наша дача находится под Звенигородом, в живописном месте, где начинается Москва-река. Сельхозугодья — это колоссальный труд. Помню, как мы в Шимановске в детстве огород пололи, поливали. Сегодня я приезжаю на дачу за лето один раз, да и то с ребенком пообщаться. Какая уж тут может быть картошка? 

— Ну а дома что своими руками делаете?

— Всю мужскую работу делаю сам. Лампочку поменять, проводку провести, сантехнику починить — десятиминутное дело. Это не тема для разговора или повод для скандала. А еще я люблю готовить. (Рецепты от Александра Мохова читайте в следующих выпусках и на сайте АП.) 

Голая правда от Фарады

— Раньше я много лет играл в футбол, у нас даже была своя актерская команда, — рассказал Александр Мохов. — Со мной мяч гоняли многие артисты, в том числе Геннадий Хазанов и Семен Фарада. Мы ездили по городам, проводили матчи с представителями администраций, силовиками, паралимпийцами и профессиональными футбольными командами. Как-то приехали на Волгу, отыграли матч, а ночью пошли купаться и погулять компанией. В два часа ночи слышим душераздирающий крик. Подбегаем — сидит девушка в воде, вся белая. Рассказывает: «Плыву на лодке, и вдруг из воды, как дракон, появляется голова Фарады и говорит: «Привет!» Потом ныряет обратно, сверкая голой задницей». Такая вот история! Но после того как у меня вырезали оба мениска, о футболе пришлось забыть. Сейчас играю в бильярд. В нашей команде играют Николай Расторгуев, Дмитрий Харатьян, Леонид Ярмольник, Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов. Замечательным игроком был и покойный Александр Пороховщиков. Приходит и старший Ширвиндт, но он больше шутит.

КСТАТИ

17 ноября в Иркутском театральном училище пройдет отбор детей для театрального колледжа Олега Табакова. Оценивать юные дарования будет Александр Мохов. По традиции на прослушивание приезжают ребята из Новосибирска, Омска, Якутии. Попасть на просмотр к Мохову могут и амурские таланты, которые в этом году заканчивают девятый класс. Для прослушивания необходимо прочитать стих, отрывок из басни, отрывок из прозы.

Информация предназначена для лиц старше 18 лет
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью