• В один КамАЗ входит 17 тонн сои, или четыре комбайна.
  • Тьма ночная комбайнерам нипочем, главная проблема — снег на полях.
  • На зерновом дворе урожай подгребают к сортирующему сою агрегату.

Поперли!

Еще по дороге в Новоалександровку, где у «Димского» база, мы встретили на трассе несколько комбайнов-тихоходов — они для таких дорог звери редкие, тем более в это время суток. А ночь выдалась ясная, с темного неба за происходящим на земле бесстрастно наблюдала половинка луны. 

«Черт вас ночами носит! Ну, поперли!», — вместо приветствия со смехом заявляет Людмила Валова. Днем она депутат амурского Заксобрания, а ночью — и коня на скаку остановит, и в ночные поля пойдет. 

Такой женщине невозможно отказать, и мы поперли вслед за ней на зерновой двор — поглядеть, как разгружают только что убранную сою. Машины шмыгают мимо нас одна за другой — в каждой по 17 тонн, считай четыре комбайна. Этой ночью убирают особенно урожайную сою, поэтому транспорта не хватает. 

Под полустертой надписью, призывающей беречь не то Родину, не то урожай для нее, шумит агрегат, сортирующий сою. Этот самый урожай шоферы подвозят прямо к нему. «Даньку снимите!» — просит фотокора Людмила Валова. Какого Даньку, мы понимаем не сразу — мальчишку лет 8—9 в кабине КамАЗа нам почти не видно из-за спины водителя, тем более он и сам рад спрятаться за эту спину.

 — Он у нас здесь с лета — везде с отцом. Идут на работу вдвоем. Пусть лучше с отцом, чем где-то шариться. Сейчас до 12 поработает — и домой, спать. Они говорят, уроки сделали, — рассказывает директор.

У кого-то из комбайнеров эта ночная уборка — первая в жизни. А на памяти Людмилы Валовой за 10 лет ее работы в «Димском» такое бывало раза три. И первая страда «втемную» выпала на ее первый год работы. «Тогда была ужасная уборочная — колеса примерзали у гусеничных комбайнов. Но я-то еще не знала — думала, так и надо убирать», — вспоминает она. Теперь она твердо знает, когда и как убирать.

— Днем грязь растаивает — сложно в поле работать и технике, и КамАЗам. Когда убираем, мы гребем снег, он попадает в сою. Если убираем днем, снег тает и соя получается сырая — от 18 до 20 процентов влажности. Такую сою нельзя ни класть на хранение как товарную, ни на семена заготавливать, — объясняет директор хозяйства. — Влажность должна быть не больше 13 процентов. Сушить сою очень накладно, поэтому убираем ночью. Пропускаем через агрегаты — снег выходит в отход, и получается соя до 13 процентов влажности.

Соевый путь

К Лиманному, куда мы направляемся и где сейчас в поле работают 20 комбайнов, ведет «соевая» дорога — по трассе там и тут видны россыпи бобов. «На борт лишнего насыпали», — комментирует Людмила Валова. 

Ночное поле усеяно движущимися огнями — комбайны освещают себе дорогу фарами. Кстати, фары — основной, но не единственный источник света. При неполадках механизаторы подсвечивают себе фонариками, зажигалками и даже сотовыми телефонами. 

На окраине поля ремонтируется комбайн — такие поломки, бывает, случаются 2—3 раза за ночь. Чтобы оперативно справляться с ними, на поле незаменим Александр Рубан. Он инженер по эксплуатации и находится рядом с вверенной ему техникой каждую ночь. Говорит, площадь этого поля 550 гектаров и этой ночи мало будет, чтобы убрать его полностью. Всего у «Димского» 15,6 тысячи гектаров сои — 60 процентов ее уже убрано. 

«Вы быстренько, пожалуйста, это же их зарплата», — говорит в ответ на мою просьбу об интервью с комбайнером Людмила Валова. На уборочной время и правда — деньги. Причем неплохие. За ночь механизатор в зависимости от выработки может заработать до 5—6 тысяч рублей, за месяц уборки — до 120 тысяч. Кроме того, за ночные смены людям будут доплачивать 20 процентов к окладу, так что убрать сою с наименьшими потерями в интересах всех. Сейчас из-за снега предприятие теряет от 1,5 до 3 центнеров с гектара — нижние бобы просто остаются под снегом. 

Ночью на поле при минус 5 градусах холодно — это если стоять, если работать — жарко. Тем более что в кабинах современных комбайнов есть обогреватели. Тепла нет только в восьми старых «Русланах» — тем, кто на них работает, специально купили теплые сапоги, штаны и куртки. 

Ночной образ жизни

Комбайнер Михаил Чибатов последние несколько дней просыпается в 16 часов, а на работу выходит в 17—18. Теперь у него не рабочий день, а рабочая ночь. 

 — Что ночь, что день — разницы нет, — признается он. — Самое сложное — снег. А так, когда комбайн на ходу — хорошо. Но мы на этом поле по часу стоим — машин не хватает. 

Его коллега Владимир Янгубаев за пять часов работы намолотил четыре бункера — в каждом примерно по 4 тонны сои. Соя здесь урожайная, и до утра, если повезет, усиленно работая, можно сделать еще 10—15 бункеров. 

Обед (он же ужин) у комбайнеров в 23.30. Спрашиваю, сколько отводят времени на еду. «10 минут поели — и в борозду. Нечего рассиживаться!» — отрезает Людмила Валова. Этой ночью за 10 минут они должны были успеть съесть винегрет, толченку и сырники. 

Пошла уборка

Когда комбайны мигают маячками, как самолеты на взлетной полосе, их бункера под завязку полны соей. К таким подъезжает КамАЗ, и начинается разгрузка. Но машин на всех не хватает. «Прошлой ночью на поле работали 5 машин, а теперь 9, и их недостаточно. Это говорит о том, что урожайность выше — мы до этого брали по 14,5 центнера с гектара. А тут, думаю, 20 есть». 

Из-за дефицита транспорта несколько комбайнов замерли в ожидании разгрузки. Но начальство не дремлет. Управляющий предприятием Андрей Петров среди ночи в Тамбовке разыскал КамАЗ, а главное — шофера, готового работать во мгле. 

 — Во сколько встал на работу? Да я и не ложился еще, — смеется Андрей Николаевич. — Днем отдохнул полтора часа и все. С поля приехал в 9 утра, а в 5 мы уже тут собираемся. Люди тоже работают — понимают, что все зависит от урожая. 

Спрашиваю управляющего, в чем особенности ночной уборки. «Вы же сами видите», — хитро отвечает он. Мы видим, что ничего не видим.

«Самое сложное — логистику выстроить. Не видно, как доехать — много холостых пробежек получается», — говорит Людмила Анатольевна, посматривая на небо, которое затягивает недружелюбными облаками. 

Комбайнеры «Димского» — не одни в поле воины. Вдали видны огни машин соседнего хозяйства «Приамурье». В темноте поделить ничем не отличимые друг от друга огоньки «на наших и ваших» для опытных аграриев пара пустяков. Но бывало, что комбайнеры «Димского» по ошибке разгружались в чужие КамАЗы. Причем когда уборка шла днем — в эту, ночную страду, такого еще ни разу не было.

Людмила Валова, директор ОАО «Димское»: «За ночную смену мы убираем до 700 гектаров. 1000 тонн намолотили — значит 14 миллионов за ночь заработали. Всю сою мы сдаем на Иркутский масложиркомбинат, так как работаем на них».

Возрастная категория материалов: 18+