Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №41 (28983) от 21 октября 2021 года
Издается с 24 февраля 1918 года
25 октября 2021,
понедельник

«Классическое искусство — это штучный товар»

Татьяна Бедерина о радостях и невзгодах юных певцов и музыкантов

Большую часть жизни она отдает себя познанию «умной» музыки и походу на концерт раскрученной поп-звезды всегда предпочтет вечер у телевизора, если по «Культуре» идет бенефис оперного певца. Хороший вкус и умение мыслить через музыку директор Центральной детской школы искусств Благовещенска заслуженный работник культуры РФ Татьяна Бедерина старается прививать и своим воспитанникам.

«Классическое искусство —  это штучный товар» / Большую часть жизни она отдает себя познанию «умной» музыки и походу на концерт раскрученной поп-звезды всегда предпочтет вечер у телевизора, если по «Культуре» идет бенефис оперного певца. Хороший вкус и умение мыслить через музыку директор Центральной детской школы искусств Благовещенска заслуженный работник культуры РФ Татьяна Бедерина старается прививать и своим воспитанникам.
В Приамурье не хватает хоровой школы и оперного театра, считает Татьяна Бедерина.

Результат налицо — хор «Детство» под ее руководством покоряет самые престижные мировые конкурсы, а более 60% учащихся-инструменталистов вместе с преподавателями ежегодно пополняют копилку школы наградами и дипломами за свое творчество. О месте классики в нашей жизни и работе школы искусств Татьяна Леонтьевна рассказала журналистам АП.

ФОРТЕПИАНО ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ

— Татьяна Леонтьевна, чему сегодня учат в Центральной детской школе искусств?

— Учат многому. Школа работает по десяти направлениям. У нас есть музыкальное, художественное и хореографическое отделения. В музыкальном представлены почти все инструменты, которые существуют: народные, фортепиано, инструменты духового, симфонического оркестров. Пожалуй, только арфы нет. На всем остальном мы можем научить играть.

— Какие инструменты самые популярные? 

— Популярным остается фортепиано, дети охотно идут на гитару. В родительской среде элитным, престижным считается, если ребенок научился играть на фортепиано или скрипке. Наверное, это связано с нашими корнями, с историей нашей страны. Ведь обучение в любой дворянской семье всегда включало в себя музицирование. Не могу сказать, что нет набора на народные инструменты: домру, балалайку, баян. Одно время интерес к ним был несколько снижен, но сейчас восстанавливается. 

— Лет 20 назад во время вступительных испытаний у дверей ЦДШИ всегда было большое скопление народу. Конкурс почти на любое отделение — по пять человек на место и больше. Сейчас такого ажиотажа не наблюдается. Почему?

— Потому что сейчас просто организовано все более грамотно. Если раньше это был один определенный день, все приходили в одно время, получался ажиотаж, то сейчас прослушивание в разное время. Уверяю вас, желающих учиться не меньше. Детей много, заявлений много. Есть отбор, есть конкурс.

— И все же многие родители предпочитают шоу-коллективы, творческие студии. Отдают талантливых детей туда. Вы не ощущаете конкуренции?

— Конкуренции мы не ощущаем. У нас есть свой ученик, свой родитель, который осознанно делает выбор в пользу нашей школы. Отдавая ребенка в школу искусств, родитель понимает, что это серьезно.

— Ваши дети ездят на конкурсы, занимают призовые места. Но на городских концертах инструменталистов почти не видно. Все знакомы только с главным коллективом школы — хором «Детство». Может быть, нужно более широко рекламировать себя?

— Рекламировать «звездочек»-солистов сложнее, чем хор «Детство». Это коллектив с готовой программой. Он может выйти на большую сцену, дать продолжительный концерт. У солистов нет такой возможности. Их конкурсная программа включает, как правило, максимум четыре произведения. Лауреатов мы чествуем в школе, рассказываем о них в прессе. На общих городских концертах наши дети действительно появляются редко, так как организаторы, как правило, нацелены на более зрелищные номера. А классическое искусство — это штучный товар. Оно никогда не было рассчитано на массового зрителя. 

ИНОСТРАНЦЫ ОБЪЕКТИВНЕЕ

— В копилке ваших воспитанников из хора «Детство» многочисленные победы на конкурсах самого высокого уровня. В чем секрет такого успеха? 

— Хор «Детство» — это многолетний фанатичный труд многих людей. Преподавателей, учеников, родителей. Чтобы добиться успехов на международных конкурсах, недостаточно красивых костюмов или особенного репертуара. Главное — профессионализм, уровень образованности коллектива. Мы не говорим об элементарных вещах в музыке. Находимся на таком уровне, который позволяет нам вытянуть конкурентоспособные произведения. На конкурсах первым делом отмечают уровень звука — хор везде поет вживую. У нас нет микрофонов, подзвучек, технических средств, которые усиливали бы звучание. Поем а капелла. В мировом хоровом искусстве это высший пилотаж. 

— В скольких странах побывал хор «Детство»?

— Более чем в десяти. Выезжать за границу начали с 2001 года. В первый раз поехали на остров Мальта. На серьезный хоровой конкурс, где в финал вышли восемь хоров, а мы стали вторыми. С тех пор ездим куда-то каждый год. В этом году, благодаря поддержке городских властей, было даже две поездки. 

— Какая страна впечатлила вас больше всего своим отношением к искусству?

— Любая страна, где мы побывали, в этом плане впечатляет. Везде очень бережное, трепетное отношение к хоровому искусству. Везде высоко ценят, когда дети поют профессионально. То есть могут оценить объективно. К сожалению, в России существует некоторый субъективизм. Сказывается тот факт, что хор приезжает из глубинки. На конкурсах за рубежом судьи порой даже не знают, откуда мы. Россия для них — это Москва. В 2008 году мы получили золотую медаль на мировой хоровой олимпиаде, обойдя 40 московских хоров. После конкурса был концерт победителей. Мы выезжали в один из городов Австрии, и для нас сделали афишу. На ней было написано: «Московский хор «Детство», и мы на фоне собора Василия Блаженного. Эту афишу до сих пор храним. 

ГОТОВИМСЯ К ПРЕМЬЕРЕ

— Кто оплачивает поездки учеников школы искусств на конкурсы?

— Солистам-инструменталистам и их преподавателям поездки оплачивает школа. У нас почти 60% детей участвуют в конкурсах различного уровня. И не было такого случая, чтобы дети приезжали назад с пустыми руками. Лауреатство, дипломы — обязательно. Что касается хора, то здесь по-разному. Серьезную помощь оказывают городская администрация, депутаты гордумы. Как правило, нам оплачивают от 50 до 100% стоимости поездки. Но есть дети, родители которых не могут внести даже часть оплаты. Таким мы помогаем — находим дополнительные источники финансирования, привлекаем спонсоров. Суммы бывают разные. Обычно речь идет о нескольких десятках тысяч рублей.

— А инструмент ребенку купить дорого?

— Если вы говорите о фортепиано, то это недешево — в магазинах от 15 до 50 тысяч рублей. И это инструменты производства КНР. Но можно купить с рук. Кроме того, инструменты нередко отдают даром. Я сама отдала свой детям, которым он был очень нужен.

— Татьяна Леонтьевна, какую музыку вы слушаете вне работы? Как воспринимаете поп-культуру?

— Я не смотрю современные музыкальные каналы, предпочитаю канал «Культура». Недавно с удовольствием смотрела передачи, связанные с юбилеем Дмитрия Хворостовского, Анну Нетребко послушала. Это не потому, что мне так положено. Я мыслю, когда слушаю такие произведения. Это умная музыка, и мастера, которые ее делают, порой недосягаемые величины. Прикасаясь к их творчеству, развиваешься. Что происходит, когда слушаешь поп? Ничего. Никаких мыслей, никакого развития. К сожалению, приверженцев некачественного искусства становится все больше, идет повсеместное падение уровня культуры. Родители не одухотворенные, не работают над своим внутренним «Я». На первом плане материальные блага. Дети берут с них пример.

— Может быть, стоит внедрять хорошую музыку в массы? Как вы относитесь к проекту «Битва хоров»? У нас в области много талантливых людей, коллективов. Возможно ли у нас устроить что-то подобное?

— Насколько я знаю, это не совсем то, что называется хором. Хотя проект неплохой с точки зрения привлечения молодежи, популяризации коллективного пения. Но у нас в области, наверное, был бы интересен немного другой проект. Например, хоровая школа. Собирать коллективы и за неделю выучивать концертную программу. Результат — выход на сцену, на зрителя. Но здесь непростые организационные вопросы. Нужны единомышленники. Сейчас у нас есть другие проекты. На 10—11 ноября запланирован конкурс эстрадной песни «Детство на Амуре». Председателем жюри будет Григорий Гладков. Готовим детскую оперу «Королевский бутерброд» — силами хора «Детство» и камерного оркестра «Концертино». Премьера назначена на 10 декабря. Оперу покажут на сцене Амурского областного театра драмы.

ТАБУ НА МОРОЖЕНОЕ 

— Приходится ли юным музыкантам, певцам идти на какие-то жертвы ради искусства?

 — Конечно. Это и многочасовые репетиции, и отказ от некоторых маленьких радостей. Например, ребята, которые занимаются в хоре, не едят мороженого. Совсем. Не щелкают семечки, ограничивают потребление сладкого. Все это губительно действует на связки. Дети берегут свои голоса, стараются не простывать, даже летом могут повязывать на шею шарф.

— Бывает, что нужно выступать, а ребенок заболел, осип? Чем спасаете?

— Да, у нас был такой случай. Приехали на важный конкурс, а у девочки, которая солирует с очень сложной партией, вдруг пропадает голос. Полностью! Расстроились страшно. У нас было два дня. Она молчала, пила теплое молоко. Голос чудом вернулся, и мы достойно выступили.

Центральная детская школа искусств в Благовещенске работает вот уже 63 года.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Миллион за несколько дней: молодые люди активно оформляют Пушкинскую картуМиллион за несколько дней: молодые люди активно оформляют Пушкинскую карту
Почти 80 тысяч молодых амурчан получат «Пушкинскую карту»: какие бонусы она дастПочти 80 тысяч молодых амурчан получат «Пушкинскую карту»: какие бонусы она даст
Василий Орлов: «Благодаря нацпроекту ремонтируем и строим в Приамурье дома культуры»
Костюмерная для артистов: в Новоалексеевке обновляют Дом культуры
«Душа России» живет и работает в Амурской области
В благовещенский храм спустя сто лет вернулась скульптура ангела
Глава Мазановского района Михаил Пивень: «Наша щедрая земля не должна жить бедно»
Губернатор побывал в Тынде на новом пляже, в «Острове детства» и спортшколе
Ольга Юркова: «У меня не было планов оставлять родной регион»
Взять нужную вещь и подарить улыбку: в Благовещенске впервые пройдет «Благофест»
К нам едет автоклуб: Приамурье закупит шесть передвижных культурных центров

Как получить QR-код о вакцинации: инструкция от минцифры ПриамурьяКоронавирус
Благовещенские МФЦ перешли на режим работы по предварительной записиОбщество
Уложились в полгода: Василий Орлов проинспектировал ремонт на трассе Благовещенск — ГомелевкаОбщество
Заболевших коронавирусом в Приамурье стало больше на 146 человекКоронавирус
В Благовещенске сожгли туши свиней, найденные на берегу ЗеиПроисшествия
В Амурской области за сутки зарегистрировали 45 паловОбщество

Читать все новости

Порядок слов Александра Ярошенко

На премию в области литературы и искусства Приамурья претендуют шесть работ На премию в области литературы и искусства Приамурья претендуют шесть работ
Книжки-малышки поселились в Амурском краеведческом музее
Амурские хористки споют на закрытии сочинской Олимпиады
Амурский музей откроет «Art-подвал» для любителей рока и этно
Архивные фотографии АП выставлены в «Островах»
Система Orphus