«Больше никаких опасений ни для настоящего, ни для будущего нашего университета я не вижу», — подчеркнул Андрей Долиевич. По мнению ректора, причина найденных признаков неэффективности в самих критериях, которые выбрала межведомственная комиссия, и еще в том, что в последние годы вузом руководили не так хорошо, как он того заслуживает.
Критерии, по которым оценивалась работа вузов, Андрей Плутенко назвал весьма спорными. Например, для оценки образовательной деятельности комиссия запросила данные по 17 показателям, но выбрала один — средний балл ЕГЭ поступивших абитуриентов. Был установлен порог — 60 баллов, у АмГУ — 54 балла.
— Ближайшие годы нам будет трудно добраться до порога в 60 баллов, — считает Андрей Плутенко. — Математику в Приамурье в этом году сдавали 5900 школьников, из них на 60 баллов и выше экзамен сдали около 300 человек. Мы набрали 2000 абитуриентов. Даже если предположить, что все, кто сдал ЕГЭ на 60 баллов и выше, не захотели становиться врачами или учителями и пришли к нам, то где нам набрать еще тысячу таких же? Я не считаю, что по этому параметру можно оценивать образовательную деятельность университета. Это беда общей подготовки школьников в Амурской области. Причем здесь вузы?
Критерий, оценивающий научную деятельность, ректор АмГУ также назвал странным. Непонятно, почему ее успешность определялась по объему вложенных средств в расчете на одного сотрудника, а не по результатам.
Но особенно обидным для руководства оказалось то, что вуз признали неэффективным и по инфраструктуре. «Мы за последние 25 лет построили четыре учебных корпуса, три общежития, спортивный комплекс, центр творчества студентов, строим бассейн, совместно с правительством области начали возводить технопарк, — говорит Андрей Долиевич. — Причем строительство большинства объектов ведется в основном на наши внебюджетные деньги. В бассейн, о котором много сейчас говорится, АмГУ должен вложить больше 70 миллионов рублей собственных средств. Эти деньги заработали преподаватели АмГУ, но вместо того чтобы их сейчас поделить на 500 сотрудников, мы их берем и вкладываем в строительство». Когда бассейн и технопарк будут сданы, пороговый показатель по количеству квадратных метров на студента будет достигнут.
Нулевой показатель по международной деятельности, который удивителен для вуза, имеющего факультет международных отношений, тоже имеет свое объяснение. Критерием оценки являлось количество иностранных студентов, которые прошли в вузе полный цикл обучения и получили диплом. В 2011 году, по итогам которого проводился мониторинг, в АмГУ иностранных студентов не выпускали, отсюда и нулевой показатель. Первый выпуск состоялся лишь в 2012 году. И сейчас этот показатель составляет 0,85% при пороговом показателе в 0,7%, в следующем году, когда состоятся новые выпуски, он достигнет 1,73%. АмГУ позже других вузов начал подготовку иностранных студентов. Мониторинг не учитывал, что вуз обучает иностранных студентов русскому языку, не брались во внимание другие показатели работы в международной сфере.
Судьба неэффективных вузов решится на межведомственной комиссии в Минобрнауки РФ 14 ноября. Ректорат АмГУ подготовил пакет предложений по работе университета. На этой встрече представлять правительство Амурской области будет министр образования и науки Марина Селюч, примут участие и сами ректоры. Но, по словам Андрея Долиевича, сейчас его больше заботит государственная аккредитация вуза, которая пройдет в декабре. После ее прохождения АмГУ получит лицензию на образовательную деятельность на ближайшие пять лет.
Ожидается, что в декабре в университет приедут 25 экспертов, которые в течение недели будут проверять работу вуза.
— Семь человек будут тестировать знания студентов. Вот они и оценят, хорошо мы работаем или плохо, — говорит ректор АмГУ. — Еще 14 специалистов будут проверять наши учебные планы и программы, работу аспирантуры и так далее. Вот это настоящая проверка работы университета, после которой будет понятно, эффективны мы или нет.
Мониторинг явно показал, что требования государства к вузам возрастают и надо двигаться вперед. АмГУ, по словам ректора, предстоит продумать способы повышения своей привлекательности в глазах выпускников. Если несколько лет назад Амурский университет имел свой школьный округ, объединявший более 40 школ, то сегодня остались контакты максимум с тремя школами. Есть планы за год вернуть в свой округ более десятка школ, мониторинг показал, что за сильных учеников стоит побороться.
Еще одно направление работы, о котором рассказал ректор, делясь планами, — это создание системы дополнительного образования. Если южнокорейский специалист за 10 лет в среднем 8 раз проходит курсы повышения квалификации, то российский — всего один раз. «Народ хочет учиться. На каждой кафедре должен быть готов спектр предложений — начиная от однодневных курсов и заканчивая вторым высшим образованием. Все хотят учиться. А мы не можем адекватно предоставить эту возможность — мы не готовы, — сказал Андрей Плутенко. — Во всем мире вузы зарабатывают на образовании взрослых, и только мы зарабатываем на образовании детей».
Андрей Плутенко: «Будем думать, как привлечь в вуз абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ. Возможно, сделаем скидку на платное обучение для таких ребят. Например, за учебу абитуриентов с 200 баллами 50% суммы оплатит вуз».
БГПУ УТОЧНЯЕТ
7 и 8 ноября в АП были опубликованы статьи «Абитуриентам паниковать рано» и «Нужны ли нам АмГУ и ДальГАУ» по поводу результатов мониторинга эффективности деятельности амурских вузов с комментариями министра образования и науки Амурской области М. Г. Селюч.
В данных комментариях в том числе была дана оценка некоторых сторон работы БГПУ. В частности, было заявлено: «БГПУ не вошел в состав неэффективных вузов, но у нас и к нему много претензий. Мы хотим, чтобы педуниверситет пересмотрел отношение к организации педагогических классов. Амурские дети сдают хуже всего физику и математику, и последнюю — особенно плохо. БГПУ второй год подряд не может набрать абитуриентов на специальность «Математика». Это значит, что через три года у нас не будет молодых специалистов по этому предмету. Мы вводим новые образовательные стандарты в школу, начальная школа уже по ним работает. То есть школа уже живет по новым законам, а БГПУ учит по старым стандартам».
Считаем необходимым пояснить читателям следующее. Во-первых, в 2011 и 2012 гг. по профилю подготовки «математика — экономика» было принято соответственно 17 и 30 абитуриентов, которые по окончании вуза смогут работать в школе учителями математики и экономики.
Во-вторых, с 2010 года в соответствии с решением Правительства РФ вуз осуществляет подготовку студентов по новым государственным стандартам высшего профессионального образования. Что же касается подготовки учителей начальных классов, то содержание новых образовательных стандартов начальной школы, требования, заложенные в них, студенты изучают в рамках психолого-педагогических, учебно-методических и специальных дисциплин. Кроме того, именно преподаватели нашего вуза в ноябре 2011 года проводили курсы повышения квалификации для учителей начальных классов по проблемам реализации новых стандартов в начальной школе, а на едином методическом дне, проведенном университетом в феврале 2012 года, учителя школ и преподаватели вуза обменялись опытом работы по их внедрению.
В-третьих, педагогические классы в Амурской области работают уже много лет и продолжают функционировать сегодня. Ежегодно учащиеся педагогических классов в каникулярное время приезжают в университет, где участвуют в научной конференции, посещают занятия, проводимые преподавателями вуза, а для руководителей педагогических классов организуются методические семинары. Формат работы педагогических классов может совершенствоваться, и университет всегда готов к сотрудничеству и взаимодействию в этом направлении с органами управления образования области.
Первый проректор, проректор по учебно-воспитательной работе БГПУ Ю. В. Малиновский, проректор по экономике и социальным вопросам БГПУ Г. Ю. Ладисов.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии