Два амурских вуза — Амурская медакадемия и Благовещенский педуниверситет, как и год назад, признаны эффективными. АГМА стала единственным в Приамурье высшим учебным заведением, где средний балл первокурсников чуть-чуть превысил пороговый показатель эффективности (60,29 на фоне необходимых 60 баллов). Лидирует этот вуз и в трудоустройстве выпускников — на работу выходят 100 % врачей, ни один не обращался осенью этого года в службу занятости.
— Высокие баллы — престиж вуза, у нас в этом году поступали абитуриенты, которые имели 280 баллов из 300 возможных за три предмета. Медицинское образование востребовано, к нам идут абитуриенты с высокими баллами, причем не только из Амурской области, но из других регионов. Все это перекликается с показателем трудоустройства — он у нас равен 100 %, — говорит проректор по учебной работе АГМА Наталья Лоскутова. — Наши выпускники устраиваются на работу в лечебные учреждения не только Приамурья, их с радостью принимают и на Сахалине, и на Камчатке, и в Магаданской области, и других регионах. Обучающиеся заключают трехсторонние договоры на целевую подготовку, целевики учатся и уже знают, где они будут трудоустроены.
Благовещенский педуниверситет, несмотря на минимальные отклонения от ряда пороговых показателей, также не имеет претензий со стороны Минобрнауки РФ.
— Проблема у нас та же, что и у многих в Дальневосточном регионе: средний балл ЕГЭ, по которому оценивается образовательная деятельность, — отметил ректор БГПУ Юрий Сергиенко. — В этом году есть проблемы по обеспеченности учебными площадями на студента, у нас их немного не хватает до нормы. К сожалению, межведомственная комиссия не учла те договоры аренды, которые мы заключаем с организациями, где наши студенты работают на практике. В прошлом году их учитывали.
БГПУ за минувший год также «подрастил» показатель, оценивающий научно-исследовательскую деятельность.
— Наши преподаватели публикуются в зарубежных изданиях, мы ведем много научных исследований в рамках грантов, в том числе по экологическим проблемам космодрома Восточный. У нас есть гранты по информационным технологиям, гуманитарным направлениям. Достаточно много вуз вкладывает в научные исследования собственных внебюджетных средств, — рассказал Юрий Павлович.
Среди амурских вузов БГПУ, по данным мониторинга, выгодно отличился своей международной деятельностью — она превышает пороговый показатель в шесть раз.
— Мы давно занимаемся международной деятельностью. В будущем году весной мы отметим 25-летие сотрудничества с вузами Китая, — пояснил Юрий Сергиенко. — Этот критерий определяется количеством выпускников из числа иностранных студентов относительно общего количества выпускников. Мы ежегодно выпускаем целый курс иностранцев. Сейчас у нас учатся более 200 иностранных студентов, причем не только из КНР, но есть и корейские студенты, есть учащиеся из Индонезии, Бразилии, Албании и другие — представители 11 стран.
Система мониторинга вузов, по мнению ректора БГПУ, несовершенна, но она меняется. В этом году, например, к имевшимся критериям добавился показатель по трудоустройству выпускников. Кроме того, отраслевые вузы — аграрные, медицинские, творческие — оценивались по отдельным критериям. Правда, педагогические вузы остались в рамках классических университетов.
— Думаю, мониторинг все же нужен, по его результатам можно увидеть, какая помощь нужна вузам, чтобы они стали эффективными, — считает Юрий Павлович. — Но, к сожалению, у нас пока просматривается тенденция, согласно которой по результатам рейтинга вузы не модернизируются, а объединяются. Насколько это рационально, время покажет.
Для ректора ДальГАУ Павла Тихончука результаты мониторинга не стали неожиданностью — в прошлом году показатели вуза были близки к пороговым значениям, установленным федеральным Минобрнауки. В аграрном вузе разработали план оптимизации до 2015 года, направленный на то, чтобы необходимые для мониторинга показатели достигли пороговых значений и даже превзошли их. Так в результате и получилось.
Самый сложный для выполнения критерий — средний балл ЕГЭ.
— Это проблема и отрасли, и региона, — считает Павел Викторович. — Я посмотрел итоги по всем сельскохозяйственным вузам страны — у 90% региональных аграрных вузов (я не беру во внимание московские и питерские) средний балл ЕГЭ ниже 60%. В аграрные вузы, как правило, поступают выпускники сельских школ, где средний балл ЕГЭ ниже, чем в городских школах. Всем известны результаты ЕГЭ в нашей области — это беда большинства вузов Приамурья. Если остальные показатели изменить в наших силах, то данную проблему решить сложно.
По словам Павла Тихончука, ДальГАУ организует подготовительные курсы к сдаче ЕГЭ — и краткосрочные, и долгосрочные. Выпускники школ, посещавшие эти курсы, неплохо сдают экзамены. На курсы в основном ходят городские ребята, а основная аудитория аграрного вуза — сельские школьники. Их среди абитуриентов вуза больше 60%.
Единственный вуз, оставшийся в списке имеющих признаки неэффективности и находящихся в стадии оптимизации, — это АмГУ.
«В прошлом году мы попали в число вузов, нуждающихся в оптимизации деятельности, и мы разработали программу оптимизации, рассчитанную на три года. К сожалению, у нас отстают от нормы показатели по двум критериям, и мы их никак не изменим, — прокомментировал ситуацию с мониторингом ректор АмГУ Андрей Плутенко незадолго до того, как стали известны его результаты. — Это средний балл абитуриентов, он вырос по сравнению с прошлым годом, но все равно не достигает минимума в 60 баллов. И второй показатель — количество квадратных метров на студента. Студентов у нас много, а помещений недостаточно. Мы прогнозируем, что количество студентов будет сокращаться за счет уменьшения числа внебюджетников, эта тенденция сохранится. Сейчас у нас обучаются 8 тысяч человек, но думаю, что вуз с численностью в шесть — шесть с половиной тысяч студентов для Благовещенска будет оптимально. Тогда и площадей, и оборудования будет хватать».
По непонятным причинам в таблицах на сайте Минобрнауки РФ образовательная деятельность АмГУ оценена в 0 баллов. В Амурском госуниверситете затруднились объяснить, почему у межведомственной комиссии такие данные, статистику собирало Минобрнауки РФ. В приемной комиссии АмГУ сказали, что средний балл в этом году составляет 57, что не достигает порогового показателя, но уже близко к нему.
Из чего складывались показатели
Образовательная деятельность (в баллах) — средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение очно по программам подготовки бакалавров и специалистов за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.
Научно-исследовательская деятельность (в тысячах рублей) — объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника.
Международная деятельность (в процентах) — количество выпускников из числа иностранных студентов относительно общего количества выпускников.
Финансово-экономическая деятельность (в тысячах рублей) — доходы вуза из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника.
Инфраструктура (в квадратных метрах) — общая площадь учебно-лабораторных помещений в расчете на одного студента.
Трудоустройство (в процентах) — удельный вес трудоустроенных выпускников-2012.
В мониторинг попали негосударственные вузы
Впервые в оценке эффективности вузов приняли участие негосударственные образовательные организации высшего образования. Согласно полученным данным, в список неэффективных попал Благовещенский филиал Современной гуманитарной академии. Благовещенский филиал Московской академия предпринимательства при правительстве Москвы (МАП) признан эффективным.
Филиалы
Эффективными признаны и филиалы вузов, базирующиеся в Амурской области. Это филиалы ДВГУПС в Свободном и Тынде, а также Амурский филиал МГУ имени адмирала Г. И. Невельского.
По словам министра образования и науки Дмитрия Ливанова, образовательные организации, которые попали в этот предварительный список, имеют реальные шансы выйти из него и впоследствии быть признаны эффективными.
Следующим этапом оценки эффективности образовательных организаций высшего образования станет заседание рабочих групп, которые до 23 ноября 2013 года предложат межведомственной комиссии рассмотреть вопрос о признании соответствующих вузов неэффективными.
Пороговые показатели – см. инфографику.
18,4 головных вузов и 20,4 % филиалов в России имеют признаки неэффективности, по данным Минобрнауки РФ.
Добавить комментарий
Комментарии