• Снегоуборочные машины не ездят, а скорее ходят по городу со скоростью 25–30 км в час.
  • КамАЗы – универсальны. Они могут и заметать снег, и отгребать его лопатой, и посыпать дороги песком.
  • Больше всего неудобств дорожникам доставляет не сам снег, а припаркованные у обочины машины.

Отношение к снегу у дорожников профессионально неоднозначное: от «нормальное природное явление» до «опять зарядил, скотина». Он — пушистый и неторопливый — зарядил с прошлой недели. За это время уже выпало больше 18 мм осадков, при месячной норме в 14. К 20.00, в разгар работы уборщиков, мы приехали на базу муниципального казенного предприятия ДЭУ, отвечающего за состояние городских улиц, чтобы составить компанию одному из водителей снегоуборочного КамАЗа. Директор предприятия Геннадий Геркушенко, сидя поздним вечером в офисе, рассказывает, как на каждую ночь составляют маршруты и четыре звена предприятия распределяют для уборки по городу. За ними, а заодно и за погодными условиями «присматривает» главный механик — по ходу дела он может перенаправить технику в другой конец города, где она нужнее. «Мы ночью, судя по обстановке, принимаем решения: заметать его, убирать или соль сыпать», — устало говорит Геннадий Геннадьевич. «Вы что, всю ночь не спали?» — спрашиваю его. «Ну что я, сумасшедший, что ли? Поехал домой, час отдохнул — и вперед», — серьезно говорит он.

Машины онлайн с помощью GPS-навигаторов отслеживают диспетчер и тот же механик. Геннадий Геннадьевич, печально глядя на летящий за окном мягкий снежок, рассказывает, что про усатого добродушного механика Александра Теплищева есть поверье — когда он выходит на работу, всегда снег идет. Ничего удивительного, что сегодня его смена.

 — Мы как проверяем, скользко на дороге или нет, — просто нажимаешь на тормоз на перекрестке, и сразу ясно, надо подсыпать или нет, — объясняет Геркушенко.

Своей техники у ДЭУ — семь грейдеров, 9 ЗИЛов, пять КамАЗов, три специализированные пескоразбрасывающие машины и шесть тракторов. В гараже предприятия есть недавно купленный «пылесос» для уборки листьев — его за малую форму и прыткость зовут «вишенкой». Всего здесь работают 140 человек, а рабочих, которые вручную убирают снег с остановок и улиц, 17 человек. Машины ДЭУ выходят работать по ночам, днем улицы убирает техника, привлеченная со стороны. ЗИЛы и КамАЗы — машины универсальные. Они метут снег с помощью щеток, гребут его лопатами и разбрасывают песок с солью, за что их любовно называют «пескарями». Зарплата у водителей 15 тысяч рублей — месяц назад она была на три тысячи ниже.

Кроме города, на «балансе» у ДЭУ — Белогорье и Садовое. Еще иногда звонят из школ или больниц, а то и просто бабушки — просят почистить подъезды к зданиям.

Уже третий год водитель КамАЗа Василий Алексеев, в машину к которому нас любезно посадили, чаще видит Благовещенск, в котором родился и вырос, в свете фонарей, а не солнечном. Он вышел на смену к 18.00, а закончит работу часам к 7 утра. Его машина отличается от обычной наличием щетки, ковша-лопаты и транспортера в кузове, подающего песок. В кабине над приборной панелью ряд кнопок, с помощью которых он управляет всем этим хозяйством. На этом КамАЗе он всего второй день — его «малыш» (потому что размерами меньше остальных собратьев) неделю назад сломался и до сих пор в починке. Машина чужая, а музыка — своя. Он врубает Pink Floyd, и мы трогаемся с места в снежную ночь.

С базы ДЭУ на ул. Октябрьской, 190 мы выезжаем на Калинина. Первым, ближе всего к разделительной полосе, идет звеньевой — он направляет колонну. Дальше одна за другой выстраиваются еще 3 машины. Мы замыкаем колонну, прижимаясь к самой обочине.

 — Мы сейчас сгребем снег к обочине, а потом должен пройти трактор и убрать его. Посыпать будем ближе к 4 часам утра. Мы всегда в ночь ходим — а что днем сделаешь? Нам надо выстроиться на всю полосу, а скорость у нас не больше 25—30 километров в час, — поясняет Василий.

Цель замыкающей машины — пройти как можно ближе к бордюру, скрытому под сугробами, захватывая остановки и стоянки. От фигурного вождения в кабине КамАЗа покачивает, как на спине у верблюда.

 — Мадам, ничего, если я закурю? — интересуется водитель. — Какие нюансы работы? Да вот он едет — этот нюанс, — говорит он о затесавшейся между КамАЗами спешащей куда-то иномарке. — Еще таксисты мешают — ночью надо в остановочный «карман» заехать, а он там стоит — спит. Или вот ночные гонщики — у них никакого уважения к ближнему.

Он за рулем 30 лет. В дорожниках успел немного поработать еще в начале 80-х. Потом много лет работал дальнобойщиком, а три года назад устроился в МКП «ДЭУ». Говорит, любимых и нелюбимых улиц нет — все одинаковые. Есть нелюбимые места — возле злачных ночных заведений. К автомобилистам, ради благополучия которых они ночами напролет колесят по городу, снегоуборщики относятся строго — как к расшалившимся детям. «Вот бы им всем лопаты дать — пусть снег убирают», — ворчит Василий на хозяев припаркованных возле Амурского пассажа машин.

Мы едем по ул. Чайковского, выбрасывая из-под лопаты на обочину волну грязного снега, что вызывает у пешеходов смешанный с восторгом ужас. У владельцев стоящих у обочины машин это вызывает гнев праведный. «Вот за это грозятся морду набить — а что делать? Мы должны свою работу выполнять», — констатирует Василий, дымя сигаретой.

Бывает, «пескари» попадают в ДТП, но исключительно по вине ночных лихачей. Однажды, на памяти Василия, у одного из ЗИЛов-уборщиков отвалилась лопата, и он чуть было сам в нее не въехал. Вспоминая разные случаи из своей службы, он рассказывает, как летом, работая на «водовозке», помогал тушить пожар. А в другой раз их отправили отбивать Чигири от пала.

 — Воришки? Нет, не покушались. А что у нас воровать? Песок? И чтобы полиция права спрашивала — такого тоже не случалось, — улыбается наш невозмутимый бородатый водитель, пересекая двойную сплошную линию разметки. — Мы и на красный ездим — работа такая.

Мы «плывем» в снежном вихре по улице Ленина мимо студентов, забрасывающих друг друга снежками, молодой парочки, прямо на тротуаре танцующей что-то вроде ирландской чечетки, компании, пьющей шампанское прямо с капота машины. Город, как ребенок, радуется снегопаду. Но если снег не убирать — день жестянщика, как говорят дорожники, горожанам гарантирован.

 — Если на Новый год снег пойдет — выйдем убирать. Как-то второго января вышли. А так, мы не особо утруждаемся, — говорит Василий.

Это он, конечно, недоговаривает. Бывает, из-за мокрых осадков соль и песок в кузове смерзаются, и водителям чуть ли не на каждом перекрестке приходится забираться туда и раздалбливать эту массу. И так каждую ночь, пока над городом сыплет снег.

Около 30 единиц техники еженощно чистят дороги Благовещенска от снега и посыпают их технической солью и песком. С прошлой недели на трассы высыпали больше 20 тонн соли и более тысячи тонн песка.

Возрастная категория материалов: 18+