Четыре года назад две крупные лесозаготовительные компании с иностранным капиталом взяли в аренду 320 тысяч гектаров леса на 25 лет в Красночикойском районе Забайкальского края. Отсюда ежегодно в Поднебесную вывозится более двухсот тысяч кубометров древесины. Согласно последнему Лесному кодексу, зарубежным предприятиям разрешено вырубать 15 тысяч кубометров кедра в год. С таким положением дел не согласны местные жители. Для них кедр — основа жизни. Два года чикояне бьют тревогу и выступают против кощунственного истребления таежного великана. Обоснованны ли их претензии и как относятся к богатству российской земли китайские арендаторы, выяснял корреспондент АП, побывавший в командировке в Забайкальском крае.
Зеленое море тайги
Проезжая живописные таежные места Красночикойского района, невольно вспоминаешь Гоголя. Чуден забайкальский лес в любую погоду! И даже в тридцатиградусный мороз. В лучах яркого солнца улыбаются сосны, снег блестит меж суровых северных красавиц — елей и пихт. За ровными стволами длинноногих подружек прячется таежный исполин — кедр. Несмотря на свою монументальность, царь тайги обладает поверхностной корневой системой, поэтому не может жить без надежной хвойной свиты. Если прилегающие к кедровнику леса безжалостно вырубить, великан упадет.
Богата забайкальская матушка-природа, щедро награждает она иностранного лесоруба. Дает древесину, хороший заработок и прочие дары тайги. Местные жители не исключают, что китайцы промышляют охотой. Силки, ловушки и сидьбы встречаются недалеко от их мест проживания. Как рассказал житель Усть-Ямаровки, старовер Андрей Саксин, летом китайцы речку сетями перегораживают, даже мальками не брезгуют. Корни одуванчиков выкапывают. Питаются тем, что дает природа. К кедрачам подбираются.
— Виноваты не китайцы, а те, кто их сюда пустил и разрешил в наших лесах хозяйничать, — гневно трясет длинной бородой Андрей Аркадьевич, хотя вера учит смирению. — Я два письма написал в краевую прокуратуру. Мне объяснили: все, что здесь происходит, делается по закону. 30 процентов кедра разрешается уничтожать. Дожили! Сегодня нашу тайгу грабят по закону! Вместе с кедром рубят на корню и нацию. Уже в одном месте кедрач полностью вырубили. Там наши мужики орех добывали. Тут все окрестное население орехом промышляет. При хорошем урожае за сезон можно двести-триста тысяч заработать. Семейный бюджет поправить, детей выучить. Раньше вокруг кедровника два километра тянулась буферная зона. Кедр опирался на нее. А сейчас ее выпиливают. Ветер дунул — кедр упал. Чем больше попадает, тем лучше. Спишут на ураган и заберут бесплатно. Нам власти твердят: иностранцы молодцы, они налоги платят, детишкам подарки делают, здания ремонтируют... А как же раньше мы без них жили? И школы здесь были, и больницы. Первые переселенцы — староверы — пришли сюда вместе с протопопом Аввакумом более трехсот лет назад, и выжили.
Кедр-кормилец
Еще Иван Грозный называл кедр кормовым деревом и обязывал за поселками сажать кедровые рощи. Излишками торговали с Англией и другими европейскими странами.
До сих пор под Ярославлем России растут и плодоносят кедры, посаженные самым грозным царем. Культура-кормилица! Ни пахать, ни сеять не надо. Раз посадил и собирай орехи половину тысячелетия! Вот только плодоносить таежный великан будет через 60—100 лет.
— После развала СССР, когда исчезли колхозы и совхозы, большая часть местных осталась без работы, — уточняет житель села Красный Чикой Валерий Коновалов. — И, как ни странно, народ не разбежался, а наоборот, разрастается. И все благодаря кедру! На территории нашего района находится большая часть забайкальских кедровых лесов — 17 процентов. В крае — 1%. У нас по содержанию жира самые продуктивные кедровники мира. Содержание масла в них больше на 3%. По питательности ядра не имеют себе равных. Они состоят из множества минеральных солей, крахмала, белков. Из орехов готовят халву, молоко, сливки. Содержащиеся в орехах витамины Р и Е способствуют росту, укреплению нервной системы и кожи. Орехи помогают при различных желудочных заболеваниях. Кедровое масло идет не только в пищу, но и используется в технике при сборе тонкой оптической аппаратуры. Это самый настоящий генофонд планеты! И здесь творится такое безобразие — массовая рубка уникальных деревьев. Еще 30 лет назад никому бы и в голову не пришло поднять топор на кедр. А сейчас иностранным компаниям разрешается выпиливать 15 тысяч кубометров в год!
Насос Манжоули
С таким подходом к национальному достоянию у половины чикоян должны быть срублены баньки из кедра. Ан нет! Для аборигенов это настоящая роскошь. Заготавливать большие объемы собственными силами они, увы, не могут. Кризис повлиял. Цена на древесину падает, лес не берут, выполнять договорные обязательства становится проблематично. И саму деляну взять в аренду стало сложнее. Однако ни кризис, ни цена на древесину, похоже, не останавливают иностранные предприятия. У них есть оборотные средства, дешевая рабочая сила и налаженный канал сбыта. По данным координатора международной коалиции «Реки без границ» Евгения Симонова, северо-восток Китая, несмотря на миллион квадратных километров леса, уже испытывает дефицит древесины. В 2010 году в КНР введен запрет на рубки в Большом и Малом Хингане. В целом в КНР спрос на древесину оценивается в 350—400 миллионов кубометров в год. А собственное производство около 200 миллионов. Разница ввозится из-за рубежа, и самый большой источник кругляка — Россия.
По периметру Красночикойского района разбросано 12 китайских лесопилок. В лесу и на пилорамах трудятся 400 граждан Поднебесной. Ежегодно две компании — ТСЛК-Чита и ООО «Транслес» — вывозят в Китай 256 тысяч 163 кубометра древесины.
— «Ворота родины» — так называют в Китае железнодорожный переход Манчжоули — Забайкальск, — рассказывает Евгений Симонов. — Только здесь, на лесопогрузочном дворе начинаешь понимать, как остро нуждается Китай в российской древесине и с какой интенсивностью потрошит лесные закрома родины азиатский спрос. Штабеля шестиметровых отборных стволов, помеченных разноцветными иероглифами на торцах, тянутся вдаль вдоль десятка путей. В хороший день здесь разгружается более дюжины составов по 60 вагонов в каждом. Манчжоули-Забайкальск — мощнейший насос, ввозящий в КНР в год природных ресурсов на 10 миллиардов долларов, что оборачивается производством готовой продукции на многократно большую сумму.
ДРУГАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ: «ЗАБАЙКАЛЬЦЫ — ВАРВАРЫ»
«Никакой проблемы нет, все надуманно. Шум и истерику подымает небольшая кучка чикоян, — недоумевают в Красночикойском лесхозе. — Лес здесь рубили и в советское время, непонятно, что не устраивает местное население? Ежегодно можно вырубать 1 миллион 800 тысяч кубометров леса. Так что по большому счету деятельность иностранных предприятий не такая уж и большая».
— По договору Транссибирская лесная компания имеет право вырубать в год 15 тысяч кубометров кедра, — констатирует директор Красночикойского лесхоза Людмила Кузьмина. — На деле цифры меньше. В 2011 году в районе было вырублено 5700 кубометров кедра. Иностранные предприятия ухаживают за дорогами, занимаются лесовосстановительными работами. За два года построили 6 километров дороги, провели ремонт порядка 150 километров дороги общего пользования. С 2006 года они перечислили 34 миллиона рублей в федеральный бюджет, 42 миллиона — в субъект. Суммы немаленькие. А местные пришли в кедровник и унесли орехов каждый по две тонны. Налоги не платят, зато кричат — «это все мое!» Оставляют после себя костры, кучу бутылок, ломают кедровый подрос. У нас пожары в лесах тушат китайцы. Русских мужиков не допросишься. Вы видели, как они орехи заготавливают? Варварским способом. Так больше нигде не промышляют. Бьют по дереву огромным колотом, оставляя на стволе глубокие раны. Ситуация с кедром неоднозначная. Если он будет к рубке запрещен, тогда и добычу ореха придется прекратить.
Мириться с позицией «властям виднее» не собирается депутат Красночикойского райсовета Валерий Мальцев. О проблемах тайги знает не по рассказам — отработал в лесах более 30 лет. Его пугают «законный» объем и современные нормативы рубки.
— В советское время на территории Черемховского участкового лесничества работало несколько лесозаготовительных предприятий с общим объемом заготовки более 250 тысяч кубометров в год, — заявляет Валерий Николаевич. — Позднее этот объем снизился до 100 тысяч кубометров, а к 90-м годам деятельность этих предприятий была полностью прекращена по причине почти полного освоения запасов спелой древесины. И вдруг к 2010 году на этой территории начинают работать два арендных предприятия, причем заявляют объем совместной заготовки до 240 тысяч кубометров в год. Непонятно, неужели в Чикое лес растет, как в тропиках или даже быстрее?
Понять чикоян можно и нужно. Первый пункт статьи 9 Конституции РФ гласит: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Статья 42 говорит о праве каждого россиянина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Комментарии по этому поводу излишни.
Добавить комментарий
Комментарии