«Ваш участок продали»
63-летняя Любовь Александровна перебирает кипы бумаг — за год с лишним разбирательств на своих нездоровых ногах она обошла множество инстанций.
— Я на одни ксерокопии больше тысячи рублей потратила, — сетует пенсионерка.
Головной болью жительницы пригорода Благовещенска стал садовый участок, на котором она сажает овощи с 90-х годов. Любовь Кальней — коренная жительница Чигирей, много лет отдала местному совхозу. Еще в 1993 году получила под садоводство 846 квадратных метров земли.
— В 2008 году обратилась в администрацию Чигиринского сельсовета и согласовала расположение участка, чтобы сделать межевание земли, — рассказывает Любовь Кальней, — в 2009-м получила кадастровый паспорт, в нем мой участок относится к категории «земли сельхозназначения». В 2011 году узнала, что категория изменилась на «земли населенного пункта», переоформила документы и получила новый кадастровый паспорт. Посоветовалась со знающими людьми, они порекомендовали переделать землю под личное подсобное хозяйство — в этом случае я могу построить на участке дом. Администрация Чигиринского сельсовета выдала постановление, которым разрешила мне вести на этом участке ЛПХ. Через несколько дней, после того как я отдала все документы на переоформление, из федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии пришел ответ — рассмотрение моего заявления приостановлено. Выяснилось, что в 2010 году мой участок был продан с аукциона под застройку.
Из ответа на письмо заместителя руководителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области стало известно, что огороды Любови Александровны и ее соседей находятся на участке, отведенном администрацией Благовещенского района для комплексного освоения в целях жилищного строительства, — это 49016 кв. метров земли. Администрация поставила землю на кадастровый учет, а в 2010 году продала с аукциона.
— У нас четыре участка рядом, их все и продали. Мы вчетвером наняли адвоката и пошли в суд. Но я знаю, что есть и другие владельцы, пострадали не менее 10 человек, — говорит Любовь Александровна.
Кто виноват и что делать
В решении ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Амурской области указано, что причиной наложения участков «может являться наличие ошибки в кадастровых сведениях». Участок, который администрация района поставила на кадастровый учет и продала, отображается в системе координат 1963 года, а садовые участки чигиринцев попадают в квартал, карта которого ведется в системе координат 1991 года. Номера этих кварталов разные. Проще говоря, при постановке на учет проданного участка специалисты не увидели, что на нем располагаются уже учтенные земли, которые имеют собственников.
— Нам удалось сделать копию договора купли-продажи, там указано, что предприниматель приобрел почти 5 гектаров земли за 89 тысяч 524 рубля. По документам земля идет под жилую застройку, в кадастровой выписке указана стоимость квадрата земли — чуть больше 233 рублей. Если посчитать, весь участок должен стоить более 11 миллионов рублей, — удивляется Любовь Кальней.
После того как прокуратура и даже сама кадастровая палата рекомендовали обратиться в суд, стало ясно — за землю придется бороться. Благовещенский районный суд встал на сторону жителей села и постановил отменить договор купли-продажи участков, уже имеющих собственников. Однако администрация Благовещенского района вместе с покупателем обжаловали это решение в областном суде. Служители Фемиды этой инстанции посчитали, что истцы не доказали факт наложения участков. Сейчас пенсионерка ждет решения главного судьи области, на имя которого подали кассационную жалобу. Скорее всего, вердикт станет известен после новогодних праздников.
— Я обратилась к уполномоченному по правам человека в Амурской области, буду писать Президенту РФ. Мы ничего не просим — лишь вернуть нашу, законную землю, — горько вздыхает Любовь Кальней.
— Для нас это тоже положительный опыт — подобных случаев еще не было. Кто прав, разберется суд, — прокомментировал ситуацию начальник управления муниципальной собственности, архитектуры и градостроительства Благовещенского района Александр Алексеев. — Кстати, с 1 января 2012 года государственный учет осуществляется в единой системе координат, а значит, подобных проблем больше не должно возникнуть.
По словам юристов, парадокс ситуации в том, что одна и та же земля имеет несколько владельцев и у каждого есть документы, которые это подтверждают. Сейчас на оспариваемый участок наложен арест, но предприниматель добивается права снять его. Чигиринцы опасаются, что, если областной суд пойдет навстречу бизнесмену, он просто продаст участки, и тогда пенсионерам будет сложней бороться за землю.
В мае заседание Благовещенского районного суда состоялось фактически в огороде. Специалисты отметили колышками точки спорных участков, чтобы наглядно отобразить наложение огородов чигиринцев на земли, купленные предпринимателем.
89524 рубля 10 копеек составила общая выкупная цена земельных участков площадью 49016 квадратных метров в престижном для жилищного строительства районе — селе Чигири, которое фактически является пригородом Благовещенска.
Проверки были,но уже по факту,когда люди узнали об этом.проокуратура и даже сама администрация прислали ответы,что права людей были нарушены.кстати,скорей всего собственников намного больше,но люди по каким-то причинам не идут в суд и скорей всего потеряют землю.
— Татьяна Ларина (гость)Как вообще такое стало возможным? Неужели не было сверок и проверок?
— гость (гость)Вы думаете, что такое творится только в Благовещенскойм районе. Это практикуется повсеместно в Амурской области. Такие, как начальник управления муниципальной собственности, архитектуры и градостроительства Благовещенского района Александр Алексеев, считают, что они всегда правы. Простой человек для них пустое место. Против их машины не попрешь.
— 911 (гость)