Авторы пьесы Александр Галич и Константин Исаев опубликовали свою комедию-шутку еще в 1948 году (позже она несколько раз редактировалась, в том числе и для киносценария в 70-е годы), потом был снят одноименный фильм. Однако в лихие 90-е и в постперестроечные годы такие пьесы интереса попросту не вызывали. А жаль! Как раз в эти 20—30 лет в стране произошли морально-нравственные смещения, которые сегодня уже становятся опасными для российского общества. С этой точки зрения новая работа старейшего дальневосточного театра драмы в Благовещенске представляется весьма своевременной инъекцией доброты в наши души.
Замечательно, что спектакль прекрасно принимается молодыми зрителями, которые уж точно не могли быть современниками героев спектакля. Товарищ Дюжиков (артист Захар Майстренко) завораживает своей искренностью и обаянием романтичного героя, но не лубочного и лакового, а нормального, увлеченного своей идеей человека с Таймыра. Народный артист Республики Бурятия Евгений Тихомиров ведет роль известного пчеловода — дедушки Бабурина с любовью зрелого мастера к своему герою, с уважительной корректностью к чудаковатости старика, с нежностью к тому поколению.
Артистка Екатерина Мартынова в роли внучки пчеловода Дуни мила и свежа, как теплое летнее московское утро. Заслуженный артист России Юрий Роголев в образе директора филармонии Кирпичникова деловит, хитроват, дальновиден, а его «великая» жена Лидочка (заслуженная артистка Амурской области Наталья Петрова) заряжает зрителей искрометной энергией, свойственной многим дамам «без возраста», но с железобетонными моральными устоями. Геолог Гришко (артист Ярослав Шевченко) — настоящий советский интеллигент с его застенчивостью и нерешительностью в обыденной жизни, артистка Юлия Стафиевская в роли его невесты Любы Поповой весьма точно прочитывает и несет зрителям образ целеустремленной молодой москвички, которая способна на серьезный решительный поступок.
Молодые артисты в ансамбле с опытными партнерами играют необычайно убедительно, с куражом, даже с некой лихостью, столь свойственной юному возрасту. Видимо, режиссер-педагог Сергей Яшин сумел заложить им в процессе репетиций оптимально верное понимание безвозвратно ушедшей эпохи, когда живы были еще наши бабушки-прабабушки, а наши родители были совсем юными и даже еще не встретили друг друга.
Атмосфера даже не праздника, а его ожидания, как известно, во многом эмоционально сильнее и богаче самого торжества. Так и в этом спектакле: чувства многокрасочны, оттенки ожидаемой радости чисты и сочны, звучно отдаются в сердце добрым звоном колокольчиков в предвкушении необъяснимого и очень близкого счастья. Счастья от жизни. Счастья от ритмов любимых мелодий и песен. Счастья от того, что повезло совершенно бескорыстно оказать помощь другому человеку. Просто одарить совсем чужого своим дружелюбием, вниманием и пониманием. Как мало! И как огромно!
Отвыкли мы от всего этого, а отвыкнув, потеряли важнейшее в нашем российском характере: загадку и «особинку» — славную русскую душевность и широту натуры, участливость, умение помогать так, чтоб не обидеть.
Кто сегодня из так называемого среднего поколения новых русских станет утруждать себя чужими проблемами без мысли о выгоде, без намека на меркантильность? На премьере эти зрители (их трудно не увидеть уже в фойе, они особенно заметны в театральном кафе) сперва не скрывают определенного снобизма: ну-ну, щас хапнем развлекалово… Глядишь, а уже в антракте их лица светлеют, в глазах будто исчезают «долларные» картинки, появляется интерес к происходящему на сцене, вот уже и в сюжет вникают. И начинают слышать! Сопереживают…
Что до зрителей постарше, так у тех и вовсе происходит настоящий катарсис: вспоминают со слезами свои первые командировки в Москву, свои первые сумбурные и такие яркие впечатления от столицы СССР. Чувства захлестывают, заполняют сердце живыми позитивными эмоциями, от коих мы в сегодняшней России, к сожалению, почти отвыкли. И, оказывается, это нам — необходимо!
Словом, спектакль «Вас вызывает Таймыр!..» стал настоящим подарком амурским зрителям. И уж точно — после такой комедии-шутки зрители выходят из театра в приподнятом настроении, со здоровым оптимизмом в сердце.
Добавить комментарий
Комментарии