• Женщины всегда стремятся к совершенству. А значит, бизнес на красоте всегда будет популярным.
  • Ольга Павлова — директор, администратор, бухгалтер в своем салоне красоты, еще и преподаватель.

Кадровый голод и налоги

Ольга Павлова в начале 90-х открыла первую в Благовещенске частную парикмахерскую, оставив место в муниципальном «Локоне». Сначала была «Ева», затем — «Дочь Евы», сейчас Ольга Владимировна директор салона красоты «Божена». Признается, что бизнес этот не стабильный и не приносит, как многие думают, сказочных доходов.

Салоны экономкласса, которых в нашей области большинство, имеют примерно одинаковые статьи расходов — это аренда помещения, закупка препаратов, реклама, налоги, повышение квалификации мастеров, зарплата. Остаток — это и есть прибыль. Обывателю только кажется, что салон красоты — это красиво и легко. На самом деле бизнес требует огромных эмоциональных и материальных затрат. 

— Моему салону 12 лет — за это время я сделала здесь четыре капитальных ремонта, четыре раза полностью обновила мебель, — делится предприниматель. — То есть каждые три года все ветшает и требует замены.

Стабильный заработок сегодня имеет тот, у кого есть собственное помещение и кто сам стоит возле кресла, считает Ольга Павлова.

— Но даже у таких предпринимателей сейчас не все просто, — добавляет мастер. — Все из-за возросших взносов в Пенсионный фонд (АП уже писала об увеличении социальных взносов в статье  «Куда уходят ИП») Много мастеров, особенно молодых, сдают свои свидетельства и встают на учет в центр занятости. А профессионалов в этой сфере, как ни странно, не так уж и много.

Факт — в парикмахерском бизнесе наблюдается серьезный кадровый голод. И это даже несмотря на большое количество салонов красоты и то, что благовещенский лицей, в прошлом ПТУ № 26, и школа «Город мастеров» выпускают порядка 100—120 парикмахеров-универсалов в год! Не многие остаются в профессии. У кого-то не складывается по личным причинам, кто-то не выдерживает «низкого старта» и конкуренции.

Честные скидки и черный пиар

Выплыть в амурском море красоты — трудно. На небольшую область — около 600 парикмахерских. На 200 тысяч жителей Благовещенска — более 200 салонов. И эта цифра ежегодно только растет. На месте закрывшейся «Карины» появляется «Арина», вроде в начале апреля висела вывеска «Дарина», к концу месяца уже красуется «Ирина», а завтра повесят «Сабрину».

— Конкуренция очень большая, и мастерам приходится бороться за каждого клиента. Если раньше выражение «Клиент всегда прав» еще могло подвергаться сомнениям, то теперь это аксиома! — уверена Ольга Павлова. — 10 лет назад клиентов было очень много, а парикмахерских — мало. Со временем салоны в областном центре начали появляться как грибы после дождя. Это привело к снижению доходов, из-за уменьшения количества клиентов.

Помимо честных методов борьбы, таких как включение в ассортимент новых услуг, введение системы скидок и накопительных карт, некоторые предприниматели не гнушаются черным пиаром.

— Когда мы только открылись, в почтовые ящики близлежащих домов кто-то раскидал листовки с призывами не ходить в наш салон, — рассказывает другой благовещенский парикмахер-универсал Альбина. — А как-то нам залили гипсом дверной замок.

Бизнес, люкс и эконом

Еще одна особенность амурского парикмахерского бизнеса — ценообразование услуги. Ее стоимость должна складываться из нескольких составляющих. Оцениваются сложность работы, затраченное время, включается цена за материалы (красители, окислители, порошки), а также за использованные при сушке феном пенки, лаки, гель или воск. Однако в областном центре система общепринятых расчетов не действует. Прейскурант в той или иной парикмахерской напрямую зависит от платежеспособности ее клиентов.

Как бы ни хотелось владельцу салона поднять цены на услуги, ему приходится составлять прейскурант исходя из возможностей своих посетительниц. Даже если мастера будут стричь золотыми ножницами, на цену это вряд ли повлияет.

Журналист АП обзвонил 20 заведений и выяснил, что часть парикмахерских берет за стрижку в среднем 400—500 рублей, часть — 800—1 000, а в нескольких салонах клиенту придется отдать за услугу 2 000—2 500 рублей. Дело в том, что все парикмахерские делятся на три категории — экономкласс (для всех слоев населения), бизнес-класс (раскрученные, рассчитанные на уровень ваше среднего) и люкс (авторские салоны). И цены, соответственно, делятся на три категории — согласно статусу парикмахерской.

Но вот какая ситуация. Лично я стригусь у своего мастера Тани за 500 рублей. Три мои подруги стриглись у Анжелы за 2500 рублей. А когда Анжела была в отпуске, подружки подстриглись у Тани за 500. Да так у нее и остались. Потому что стрижет она не хуже, а даже лучше. И что главное — в пять раз дешевле. Почему так получается?

— Не всегда цена зависит от качества, — объясняет Ольга Павлова. — Раскрученное имя мастера, имидж его студии также включаются в стоимость услуги. Мы можем купить китайское белье отличного качества за тысячу рублей, а можем отдать 15 тысяч за Dior. Здесь — то же самое. Чем больше парикмахер вкладывает в свой профессиональный рост — участвует в конкурсах, шоу, обучается на семинарах, чем больше у него дипломов и сертификатов, тем выше ценятся его услуги.

Три дороги к светлому будущему

 Парикмахер может выбрать одну из трех форм работы (путь нелегальный, типа подпольной стрижки на дому, мы не учитываем).

1. Работать мастером в парикмахерской, получая либо фиксированную зарплату, либо процент от выручки. Не заботясь при этом о привлечении клиентов, закупке оборудования и расходных материалов.

2. Арендовать парикмахерское место (средняя цена по Благовещенску 9—12 тысяч рублей в месяц). Здесь к стоимости места, которое включает кресло для клиента, зеркало с полочкой, стойку, также присоединяются расходы на инструменты и препараты. А это огромные деньги, если вы хотите иметь в своем арсенале весь ассортимент окислителей и всю палитру красок. Зато весь доход — в личный карман+.

3. Открыть свою парикмахерскую либо в собственном помещении, либо в арендованном. Понятно, что в этом случае вы полностью контролируете закупки, расходы, рекламу, клиентскую базу, выдачу зарплаты работникам, все отчисления и взносы. И ваш доход будет напрямую зависеть от умения вести бизнес.

 Совет № 1. Разделите расходы с коллегами

— Я начинала свою карьеру десять лет назад с работы обычным мастером. Зарплата, прямо скажем, была копеечная. Через шесть лет, объединившись с несколькими коллегами из других парикмахерских, мы открыли свою, — делится опытом парикмахер-универсал Альбина. — Арендовали помещение, оформили пять ИП, все расходы по аренде, оплате электричества, рекламе, ремонту разделили поровну. Через три года хозяин помещения поднял арендную плату, и мы начали сдавать парикмахерские места. Установили в складчину три дополнительных кресла, и теперь на них посменно работают шесть девочек. Плюс мы отгородили часть парикмахерской и начали сдавать «угол» — в нем уже были и кедровая бочка, и маникюрный кабинет, и тату-салон.

 Совет № 2. Наработайте клиентскую базу

— Начинающему мастеру нужно пройти этот этап — поработать «на дядю», — уверена Альбина. — Не стоит пускаться в свободное плавание без наработанных клиентов. Даже арендовать кресло в таком случае невыгодно — если просто ждать, когда откроется дверь и зайдет очередной посетитель, вы прогорите. А если у вас всегда запись, то вам все равно, что в квартале еще сто парикмахерских. Делайте упор не на стрижки, а на окраску — это основной хлеб парикмахера. Дополнительно продавайте средства по уходу за волосами, которые вы персонально для клиента можете заказать у своих поставщиков.

Число парикмахерских в Приамурье

1 января 2008 года — 400

1 января 2012 года — 560

1 января 2013 года — 601

В Благовещенске — 206

Источник: Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области.

Главный инструмент парикмахера-профессионала — ножницы — стоит в среднем от 2 500 рублей. Филировочные ножницы обойдутся дороже — от 3 000.

Возрастная категория материалов: 18+