Погрузиться в мир хитроумных бухгалтерских отчетов способны не все.Погрузиться в мир хитроумных бухгалтерских отчетов способны не все.

Документ таит неприятный сюрприз для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, — с 2013 года их обязали вести полноценный бухучет и, соответственно, сдавать годовую финансовую отчетность в налоговую. «Ну какая же это теперь «упрощенка»?» — схватились за голову владельцы небольших компаний. Часть нововведений законодатели прописали нечетко, чем еще больше сбили с толку бизнесменов. Испугались и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, решив, что изменения коснутся и их.

АП попыталась выяснить мифы о новом законе и реальные его требования. А пока публикация готовилась к выходу, стало известно, что бог и власть имущие все-таки услышали молитвы «упрощенцев» — буквально вчера Госдума должна была рассмотреть в первом чтении поправки к этому закону.

Новая обязанность вести бухучет пугает руководителя одной из небольших амурских фирм, оказывающей полиграфические услуги. И это даже несмотря на имеющееся бухгалтерское образование. Раньше Светлана (имя по ее просьбе изменено) сама вела книгу учета расходов и доходов своего ООО, применяющего упрощенную систему налогообложения, и сдавала налоговую отчетность.

— Бухучет я вела в упрощенной форме, как мне удобно. Периодически вбивала в программный комплекс, но могла не закрывать месяц, год, не на те счета отнести. Теперь же нужно серьезно и профессионально к этому подходить, — рассуждает девушка о нововведении. — Для этого мало иметь какие-то навыки. Теперь мне нужно по бухгалтерским счетам вести двойную запись, дебет, кредит по всем операциям. Указывать подотчетные лица, материалы, доходы и убытки, закрывать отчетность каждый месяц. Я сама с образованием, но проблема в другом — мне придется тратить на это очень много времени. В силу того, что рука не набита, все равно нужно будет либо обращаться к кому-то за помощью, либо сидеть разбираться самой. Моим знакомым бизнесменам, которые на «упрощенке» и не имеют специального образования, придется нанимать бухгалтера. Тот будет приходить раз в неделю, месяц, а к кому и каждый день — смотря какой масштаб фирмы.

Выбрать, например, «вмененку», нашей героине не позволяет вид деятельности.

По словам бизнесвумен, получается парадокс — ведь упрощенная система налогообложения изначально придумана, чтобы все было просто. Об этом же говорят и другие предприниматели.

Головная боль появится, конечно, не у всех. Многие организации и предприниматели на «упрощенке» ведут бухучет по собственной инициативе — им так удобнее. Остальным приходится это делать добровольно-принудительно.

— Мы хоть и на УСН, но бухучет поставлен серьезно, в штате предприятия есть бухгалтер, в строительстве это неизбежно, — поясняет директор ООО «Новый экономический проект» Алексей Хижинский. — Помимо отчетности в налоговую, мы подаем ее в минстрой, министерство финансов. Поэтому мы априори делаем балансы, хотя по закону этого и не требуется. Так что к изменениям готовы.

В любом случае даже тем, кто прибегал к услугам бухгалтеров, придется идти на дополнительные расходы.

Новые требования к «упрощенцам» спутали планы и индивидуальным предпринимателям, которые из-за возросших социальных взносов хотели работать как ООО.

— Я сам зарегистрирован как ИП, но у нас с компаньонами есть и общество с ограниченной ответственностью — мы оказываем консалтинговые услуги. И сейчас как раз думал, стоит ли закрывать ИП, чтобы избежать грабительских отчислений в Пенсионный фонд, — рассказывает благовещенский бизнесмен Дмитрий. — Вместо того чтобы упростить, облегчить жизнь, нам придумывают бухучеты и отчеты. Мы привлекаем бухгалтера с частного предприятия, она в качестве приработка ведет наши дела. Следовательно, если объем работы увеличится, придется больше платить за эти услуги. Этим чиновники создают еще одну преграду на пути предпринимательства.

Есть мнение, что дешевле отдавать бухучет на аутсорсинг профессионалам. «Сейчас бухгалтер в среднем, если ООО рабочее, на УСН просит ежемесячно зарплату 15—20 тысяч, а при ведении полноценного учета может попросить и 30—40 тысяч. У меня на фирме, те, кто на «упрощенке» с полным налоговым и бухгалтерским учетом, больше 6 тысяч в месяц не платят», — аргументирует Нина Шипулина, которая возглавляет небольшую фирму по оказанию бухгалтерских услуг в Белогорске. Правда, если бизнесмены применяют схемы ухода, двойную или тройную бухгалтерию, тогда, конечно, они предпочтут «своего» бухгалтера.

Кому грозит учет

С 2013 года для всех налогоплательщиков отменено обязательное представление в налоговые органы квартальной бухгалтерской отчетности, отмечают амурские налоговики. В старом законе о бухучете для организаций, применяющих УСН, были послабления — «упрощенцы» были вправе не вести полный бухгалтерский учет. В новом ФЗ № 402, вступившим в силу с 1 января 2013 года, такой нормы нет. Напомним, упрощенную систему налогообложения могут применять организации и индивидуальные предприниматели, доход которых не превышает 60 миллионов рублей в год.

— Действительно, с 1 января 2013 года организации, использующие упрощенную систему налогообложения, должны вести бухгалтерский учет и предоставлять в инспекции отчетность, — рассказывает главный государственный налоговый инспектор отдела по работе с налогоплательщиками УФНС России по Амурской области Андрей Гутник. — На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ в налоговый орган по месту своего нахождения предоставляется только годовая бухгалтерская отчетность по истечении трех месяцев с окончания календарного года. То есть обязанность вести бухучет начинается с 2013 года — соответственно, предоставлять первый раз годовую отчетность нужно будет в 2014 году. Сложностей возникнуть не должно, порядок прописан.

Сдавать отчетности, как налоговую так и бухгалтерскую, налогоплательщики по-прежнему могут тремя способами: в электронном виде через интернет, лично привезти в налоговую инспекцию или отправить по почте. Как отметили в УФНС по Амурской области, за несвоевременное предоставление отчетности в налоговую предусмотрен штраф — 200 рублей за каждый документ. Но пугает бизнесменов даже не сам размер санкций, опасаются «упрощенцы» возросшей ответственности.

— Боюсь, что налоговики при проверке попросят расшифровку каждого счета, и если я не смогу предоставить, это пойдет уже по статье «недостоверные данные бухучета», — делится страхами один из владельцев фирмы на «упрощенке». — И я подпаду под другие штрафные санкции — новые, которые бы раньше ко мне не применялись.

Все ИП освобождены от бухучета

При подготовке этого материала в ходе общения с бизнесменами выяснилось, что еще немало индивидуальных предпринимателей области, применяющих УСН, толком не поняли требования нового федерального закона. Некоторые «что-то слышали», но все равно растерялись — должны ли они вести бухучет? Как пишут центральные СМИ, в самом тексте Закона «О бухгалтерском учете» освобождение их от этой обязанности прописано не очень четко. Однако льготы предприниматели применять могут.

В статьях 2 и 6 ФЗ № 402 сказано, что ИП, которые ведут налоговый учет и уплачивают налоги на основании книги учета доходов и расходов, могут не сдавать бухгалтерскую отчетность. Однако из поля зрения закона выпали предприниматели, которые работают на едином налоге на вмененный доход и не ведут книг. Тем не менее Минфин РФ и налоговики разъясняют в письмах и комментариях — все ИП могут пользоваться освобождением.

— Согласно подпункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402, бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством, — подтверждают в амурском УФНС. — Индивидуальные предприниматели вне зависимости от режима налогообложения вправе не вести бухучет и не представлять бухгалтерскую отчетность.

Впрочем, депутаты Госдумы планируют более четко прописать этот момент в законе.

ВОПРОС — ОТВЕТ

Если ИП совмещает УСН и ЕНВД, нужно ли вести бухучет?

 «Наше ИП оказывает транспортные услуги, используем две системы налогообложения — «упрощенку» и «вмененку». Книгу расходов и доходов я вела, но для себя. Слышала, что из-за введения нового федерального закона с 2013 года мы будем вести бухучет и отчитываться по балансу. В одном источнике пишут, что ИП это не коснется, на форуме бухгалтеров — наоборот. Кто прав?» — Галина Святова, бухгалтер. 

Отвечают сотрудники отдела по работе с налогоплательщиками УФНС России по Амурской области:

— Индивидуальные предприниматели, применяющие единый налог на вмененный доход (на территории области такой специальный режим часто используют владельцы небольших магазинов, кафе, лица, оказывающие парикмахерские и иные бытовые услуги) и ведущие учет физических показателей, на основании которых исчисляют и уплачивают налог, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 17 июля 2012 года № 03-11-10/29, подпадают под действие подпункта 1 части 2 статьи 6 закона и могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с указанным федеральным законом. Это касается и тех ИП, которые совмещают УСНО и ЕНВД. Повторимся: все ИП освобождены от бухучета.

14 229 организаций состоят всего  на учете в налоговых органах  Приамурья, из них 4 924  применяли в 2012 году УСН.

48 фирм, оказывающих бухгалтерские услуги, корреспондент АП насчитал в городской справке Благовещенска на сайте Амурнет. По словам руководителей, пока наплыва «упрощенцев» они не отмечают.

Возрастная категория материалов: 18+