Льготные билеты уже раскуплены на все лето.Льготные билеты уже раскуплены на все лето.

Последствия могут быть плачевны и для компаний, которые взвинчивают цены — амурчане просто не смогут позволить себе путешествие на самолете, оставляя рейсы незаполненными.

Бесконтрольные цены

Набирает обороты сезон отпусков — традиционно самое прибыльное для перевозчиков время. Однако по сравнению с прошлым годом ажиотажа на авиабилеты в агентствах нет. Не исключено, что это связано с подорожанием перелетов: если на начало мая еще можно приобрести билет до Москвы за 10—15 тысяч рублей, то с середины месяца на некоторые даты цена доходит до 20 тысяч и выше. Так, на 11 мая компания «Трансаэро» предлагает билеты по тарифам от 10 269 до 32 тысяч рублей. На рейсы «Аэрофлота» в этот же день можно купить билет за 13 679, а максимум — за 68 тысяч рублей в один конец. Нужно отметить, что запредельными можно назвать цены именно этой компании.

— Традиционно из года в год самые высокие цены на период с 20 августа, особенно из Москвы — в это время все возвращаются с отдыха к началу учебного года, — поясняет руководитель авиационно-туристической фирмы «Моисей» Валентина Гурова. — Но таких цен еще не было. Если в прошлом году максимум билет в один конец стоил 25—30 тысяч, то в этом — в два раза больше. Чем руководствуются авиакомпании, формируя ценовую политику, сказать сложно.

По словам сотрудников агентств, авиакомпании не раз ставили их в неудобное положение. Тариф может измениться внезапно и без объяснения причин. Причем как в сторону повышения, так и наоборот, а узнают об этом агентства вместе с пассажирами.

— Был случай, когда мы подобрали клиентам тариф за 13 000 рублей, а за сутки до вылета он снизился до 9 800. Пассажиры были возмущены, что заплатили дороже, — вздыхает Валентина Яковлевна. — Например, еще неделю назад на 28 апреля минимальная цена была 32 тысячи рублей, а ближе к дате снизилась в два раза.

— Сейчас у компании «Трансаэро» появилась практика больших скидок на незаполненные рейсы,— поясняет директор авиационно-коммерческого агентства «Авиатраст» Дмитрий Буслов. — То есть непосредственно перед вылетом цену снижают максимально — до 10 тысяч рублей. Раньше у нас всегда было наоборот — чем ближе к дате вылета, тем выше тариф. Случаются некрасивые ситуации: человек покупает билет за 20 тысяч рублей, а перед вылетом ему сообщают, что есть билеты в два раза дешевле. Пассажир винит агентство в жадности. На самом же деле работники агентства так же приходят утром, открывают базу и видят тарифы, которые изменились. Кроме того, сейчас исключена так называемая «заморозка» — бронирование разрешено лишь на полчаса. Это сделано именно для того, чтобы то или иное агентство не могло придержать билеты по более дешевому тарифу.

Надежды на власть

Еще месяц назад амурчане могли улететь в Москву подешевле — через Хабаровск. Но сейчас стоимость на летние рейсы из столицы Дальнего Востока разнится с вылетами из Благовещенска на 1—2 тысячи рублей.

— В феврале и марте намного выгодней было лететь из Хабаровска, — рассказали в одном из агентств.— Цена составляла 8 200 рублей, в апреле — 9 800. Но летние цены подтянулись к нашим: сейчас разница может составлять две тысячи рублей.

Однако лучше всего рассмотреть все варианты. Так, 1 июля из Благовещенска на рейс «Аэрофлота» есть один билет за 46 279 рублей, следующая за этой цена — 57 279 рублей. Эта же компания предлагает на 1 июля билет из Хабаровска за 23 тысячи рублей — то есть в два раза дешевле. Логику в такой большой разнице цен найти можно: из столицы ДФО в день может осуществляться 3—5 рейсов. В определенные дни из столицы Амурской области добраться в центр страны можно только одним рейсом одного перевозчика. Соответственно, именно в этот день тариф может быть выше 20 тысяч — логично, что если человеку нужно лететь срочно, он вынужден будет купить билет по тому тарифу, который ему предложат. Например, на 24 июня запланирован один рейс «Аэрофлота» в Москву, минимальная цена за место в экономклассе 38 029 рублей.

— Скорее всего, даже приход новых авиакомпаний к нам не сможет повлиять на цены, — считает Валентина Гурова. — Перевозчик не предложит меньшую цену, если у конкурента будет цена выше. Он лучше сам повысит стоимость. Считаю, единственным решением проблемы может стать вмешательство государства. Я позвонила на прямую линию президента Владимира Путина и задала вопрос: планируется ли снижение цен на авиаперевозки для дальневосточников? Считаю, что билет до Москвы должен стоить 10 тысяч рублей. Туда и обратно — 20 тысяч, это вполне адекватная цена.

Вопрос, волнующий большинство жителей Амурской области, к сожалению, не прозвучал в эфире. То, что спрос на дешевые билеты будет, ясно уже сейчас. С 1 апреля началась продажа билетов по субсидированному тарифу — по 6 400 рублей. На каждом рейсе таким пассажирам отводится 30—40 процентов мест — сколько именно, компании не разглашают.

— На сегодня мест по субсидированному тарифу уже нет, — рассказал директор авиационно-коммерческого агентства «Авиатраст» Дмитрий Буслов. — В прошлые годы я попадал в ситуации, когда вылететь из Москвы было невозможно — мест в самолете просто не было, так как большинство были проданы по субсидированному тарифу. Сейчас ситуация другая — мест для льготников меньше, и они раскуплены на несколько месяцев вперед. То есть если льготнику придется срочно лететь в Москву, билет ему предложат по полной стоимости.

Еще один выход из неблагоприятной для пассажиров ситуации: создание коммерческой структуры на базе благовещенского аэропорта, которая будет заниматься арендой воздушных судов и перевозкой пассажиров. Как полагают некоторые эксперты, это позволит перевозить пассажиров по стоимости билетов на 30—40 процентов ниже сложившихся сейчас цен на рынке авиауслуг, причем при этом неплохо зарабатывать.

В материале приведены примеры тарифов по данным агентств на 28 апреля.

«Аэрофлот» обещал подумать

Константин Чмаров, заместитель председателя правительства Амурской области, министр по строительству космодрома:

 — В минувшую пятницу мы провели переговоры с руководством компании «Аэрофлот». На встрече присутствовал и член Совета Федерации от Амурской области Николай Савельев. Генеральному директору «Аэрофлота» Виталию Савельеву была доведена информация о существующих тарифах, также мы высказали мнение областных властей о невыполнении «Аэрофлотом» обязательств перед пассажирами. Так, на лето компания заявляла 7 рейсов в неделю на самолетах «боинг». Однако рейсы были сокращены до четырех и выполняются на Ту-204.

Мы попросили пересмотреть существующие тарифы, привели реальные примеры цен, по которым идет продажа. Руководство компании сообщило, что неполная загрузка воздушных судов не позволяет поставить на направление Благовещенск — Москва «боинги», мешает и отсутствие нормальной взлетно-посадочной полосы в Благовещенском аэропорту. Что касается тарифов, было обещано рассмотреть озвученную нами проблему. «Аэрофлот» готов сотрудничать в расширении сети внутрироссийских направлений, правительство области попросило подготовить предложения по этому вопросу. Мы в свою очередь попросили направить письмо на имя губернатора Олега Кожемяко о необходимости в аэропорту Благовещенска современной взлетно-посадочной полосы — это поможет ускорить решение вопроса о строительстве ВПП. Главное, что диалог состоялся, и мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с компанией.

57 699 пассажиров воспользовались услугами аэропорта Благовещенска в январе — марте 2013 года. Это на 66,6 % больше, чем за первый квартал прошлого года, и на 93,8 % больше показателей 2011 года.

Вагончик тронется — цена останется 

В связи с ростом цен на самолет некоторые эксперты ожидают повышения спроса на услуги железной дороги. Мы попробовали посчитать, на сколько это выгодней. Так, на 8 июня (бронирование билета возможно максимум за 45 дней до даты отправления поезда) из Благовещенска до Москвы стоимость проезда в купе составляет 15 300 рублей, в плацкарте — 8 500. Из Белогорска путешествие обойдется в 18 300 и 10 700 рублей соответственно. К цене также прибавится питание в течение нескольких дней пути. Поэтому финансовая выгода путешествия на поезде остается под сомнением. «Лучше всего поискать вариант на самолет — все-таки в поезде ехать почти неделю, и цены далеко не низкие», — советуют в агентствах.

— Нужно сказать, что несколько лет наблюдается тенденция к снижению объема пассажирских перевозок по железной дороге, — констатирует начальник отдела по работе со СМИ службы корпоративных коммуникаций Забайкальской железной дороги Денис Афонин. — Прежде всего это касается именно Дальнего Востока. Но политика скидок РЖД все-таки позволяет приобрести заранее более дешевый билет. Единственный минус — это продолжительное время поездки.

Однако статистика говорит за себя. Если в июне 2011 года из Благовещенска до Москвы приобрели 262 билета, то в июне 2012-го — 173. В июле 2011 года — 396 пассажиров против 220 в этом же месяце прошлого года, в августе 2012-го приобретено более чем на сто билетов меньше по сравнению с августом 2011 года. Говорить о том, что этим летом не останется билетов на самолет или поезд, не приходится. Авиабилеты есть в наличии, вопрос только в их небывалой цене.

— Если рейсы не будут наполняться, то авиакомпании объявят очередную распродажу — и покупатели найдутся, — предполагает Дмитрий Буслов. — Но если цены будут расти с такой скоростью, люди просто не будут летать.

Спрос на ж/д билеты падает*

Июнь

2011 год — 262

2012 год — 175

Июль

2011 год — 396

2012 год — 220

Август

2011 год — 226

2012 год — 143

куплено билетов на поезд Благовещенск—Москва до конечной станции

Максимальные цены 

68 275 тысяч рублей стоит место в экономклассе у компании «Аэрофлот». 

112 275 рублей — цена на место бизнес-класса «Аэрофлота».

 32 005 рублей — максимальный тариф в экономклассе у «Трансаэро». 

30 125 рублей — самый дорогой билет экономкласса у «Якутии».

Возрастная категория материалов: 18+