Ремонт, который по контракту должен продлиться около 12 месяцев, принес перекопы, грязь и вонь. Подъехать и даже просто подойти к двум крупным бизнес-центрам «Премиум» и «Триумф», расположенным в районе пересечения улиц Зейской и Трудовой, стало проблематично. Магазин Елены Фарковой почти год был на грани выживания, а в начале апреля этого года закрылся с многотысячными долгами по аренде. Как переживают трудные ремонтные времена другие предприниматели и есть ли смысл судиться с властями и строителями — выясняла АП.
Для большинства предпринимателей, арендующих помещения в шестиэтажных бизнес-центрах на Зейской, большой ремонт стал сюрпризом. А о том, что внезапно начавшиеся работы затянутся на год, их тем более никто не предупреждал. Сильнее всего от реконструкции коллектора пострадали небольшие фирмы, работающие в сфере услуг, — магазины, парикмахерские. Доходы в таком бизнесе напрямую зависят от количества посетителей, а их стало заметно меньше после появления на Зейской грандиозного перекопа.
— Магазин открылся в 2006 году — у нас уже была своя база постоянных клиентов из 600 человек. Мы хорошо работали, и прибыль была. Правда, потом она упала до нуля, — вздыхает Елена Фаркова. — Я в налоговой показывала нулевые декларации. Раньше в магазин в день могли зайти 10 человек, пять из них, как правило, что-то покупали. А с прошлого лета потянулись дни, когда в магазине целый день было пусто. Только своя клиентура приезжала по звонку. И мы им объясняли, как лучше проехать и где можно припарковаться. У нас прямо у двери был раскоп, грязь — как клиенты к нам могут прийти? Только в резиновых сапогах. А мы продаем брендовую одежду из Италии, Германии.
В итоге полтора месяца назад Елена закрыла магазин, а шоу-рум для оставшейся одежды устроила в спортивном центре, которым владеет. На момент закрытия хозяйка задолжала за аренду около 225 тысяч рублей. Администрация бизнес-центра пошла ей навстречу и согласилась на погашение долга в рассрочку. Сейчас задолженность предпринимательницы составляет 100 тысяч рублей, она планирует рассчитаться с ней в ближайшее время. По ее словам, из бизнес-центра съехали с долгами еще несколько фирм, разорившихся из-за ремонта. Владельцы здания даже собирались с ними судиться. Помещение, которое снимала Елена Фаркова, до сих пор не нашло арендатора.
Вместе с тем в отделе аренды бизнес-центров (у «Триумфа» и «Премиума» одна администрация) нам сообщили, что никакого массового исхода бизнеса у них не наблюдается. Если верить виртуальным поисковым системам, то в центрах снимают помещения в общей сложности 60 организаций. По данным администрации «Премиума» и «Триумфа», у них около 100 арендаторов.
— Текучка среди арендаторов у нас всегда есть — одни съезжают, другие заезжают. Но обычно офисы у нас долго не стоят — в течение месяца их занимают. Сейчас свободных площадей почти нет, — констатировали в отделе аренды администрации бизнес-центров. — В связи с этим ремонтом отсюда съехали только две фирмы — они нам так и сообщили, что причина в ремонте. Это газета «Из рук в руки» и фирма, продающая решетки на окна, ворота. Арендную плату в связи с ремонтом мы не снижали — это же не наша вина, что ремонтируют так долго коллектор. Кроме того, цены на электричество и тепло не уменьшились, как мы можем снизить аренду?!
«Работали как в туалете»
Рекламному агентству «Восток-1» тоже пришлось пережить тяжелые времена из-за реконструкции канализационного коллектора. И это несмотря на то, что этот бизнес, казалось бы, напрямую не зависит от потока клиентов с улицы. Агентство, в котором трудятся пять человек, уже не первый год снимает офис в цокольном этаже бизнес-центра «Премиум».
— Нас никто не предупреждал — ни администрация центра, ни мэрия. Когда я разговаривал с главным инженером бизнес-центра, он поначалу говорил, что ремонт займет несколько недель, потом срок растянулся до трех месяцев. Теперь говорят, что это все тут останется чуть ли не до 2017 года, — делится слухами директор агентства Семен Васильев. — Как только строители начали вести работы, часть клиентов отсеялась из-за того, что к нам стало не подъехать. Как-то раз нам заказали габаритный рекламный стенд — и клиенту пришлось нанимать трех грузчиков, чтобы донести его до машины. Поэтому теперь мы вынуждены брать на себя доставку продукции, а это дополнительные расходы. Если клиент не хочет к нам ехать, что бывает часто, потому что здесь негде припарковаться, наши специалисты сами выезжают к нему.
Фирма оказывает и копи-услуги, и услуги экспресс-печати. И если раньше ежедневно агентство зарабатывало на этом от одной до двух тысяч рублей, то сейчас — хорошо, если такая сумма прибыли набирается за месяц. Еще одна причина оттока клиентов и дополнительных издержек, как это ни банально, — канализационное зловоние, прошлой осенью ставшее невыносимым.
— У нас подвальное помещение, и вонять стало так, что никакая вентиляция не помогала — тем более что на улице стоял такой же запах. Одна из сотрудниц однажды едва не упала в обморок. Мы пробовали и маски носить, но это не спасало. Реально помогают только респираторы, но как вы себе это представляете: вы приходите в офис, а там все в противогазах, — невесело шутит Семен Васильев. — В итоге в течение 8 месяцев, пока все это длилось, я доплачивал всем сотрудникам по тысяче к окладу, а рабочий день пришлось сократить на один час.
Когда началась эта «газовая атака», предприниматель даже думал переезжать, но слишком много усилий было вложено в оборудование офиса полиграфической и другой техникой. Тем более что, несмотря на отток заказов, постоянная клиентура уже привыкла к этому месторасположению фирмы. В том, чтобы судиться с властями, владелец агентства не видит никакого смысла — в суде придется доказывать понесенные убытки, а сделать это непросто.
Магазины опустели
То, что улицу Зейскую перекрыли, напрямую сказалось на работе парикмахерских и салонов красоты. Так, в салон красоты «Елена», расположенный в бизнес-центре «Премиум», стало заходить вдвое меньше посетителей. В еще одном салоне, работающем в том же районе, снизили расценки на стрижки, чтобы привлечь посетителей.
Крупные торговые сети, чьи магазины расположены на злополучном участке Зейской, хоть и не оказались на грани выживания, но несут заметные даже для них убытки. В одном из магазинов компьютерной техники признались, что поток посетителей сократился чуть ли не в пять раз, а ежедневная выручка — в среднем в четыре раза. «Только за счет своих оптовиков и выживаем», — сообщили в магазине. Учтя издержки реконструкции городской канализации, владельцы сети снизили для торговой точки планы по продажам.
Магазин компьютерной техники «А-Эл-Джи Софт» работает на Зейской, 173А с 2009 года и до этого никогда еще не переживал такие тяжелые времена. Из-за перекопа ежемесячный доход магазина снизился на 40 процентов. Вместе с тем менять дислокацию хозяева сети не собираются, так как помещение у них в собственности.
— Нельзя сказать, что магазин убыточный — выручка есть, но хотелось бы, чтобы она была больше. Пока мы заложники этой ситуации, но надеемся, что после ремонта Зейская преобразится — тут будут удобные парковки, инфраструктура, которая положительно отразится на продажах. Зейская должна стать второй после улицы Ленина по потоку людей, — считает директор компании «А-Эл-Джи Софт» Евгений Гавриленко.
Если для «А-Эл-Джи Софт» ремонтная осада длится уже почти 8 месяцев, то магазин сети DNS перекоп затронул только недавно — около месяца назад.
— Подъехать невозможно — я и сам паркуюсь за два квартала отсюда, — признается управляющий магазином DNS на Зейской, 175 Николай Климов. — Клиентам неудобно стало покупать крупногабаритную технику — ее не так просто донести до машины. Продажи упали и по остальному ассортименту — процентов на 30.
Несмотря на снижение прибыли, закрытие магазину не грозит, а вот фастфуд, прошлым летом открывшийся было поблизости, не проработал тут и пару месяцев.
Отделение ОТП Банка, работающее в этом районе, почти не ощутило оттока клиентов — в офисе на Зейской обслуживают по договорам в основном юридических лиц. Но так как банк специализируется на потребительском кредитовании (представители финансовой организации работают в крупных магазинах, предлагая взять кредит на покупку товара), снижение продаж в торговых точках сказалось и на работе отделения. Там признались, что пока идет ремонт, из магазинов, расположенных по Зейской, банк ежемесячно недобирает займов примерно на 50 тысяч рублей.
Ремонт — дело грязное
Меньше всего реконструкция затронула фирмы, работающие с клиентами дистанционно. Для некоторых из них весь ущерб — «убитая» модельная обувь сотрудниц и посетительниц. «В бизнес-центре «Триумф» у нас находится офис, а магазины расположены по городу. Так что самые большие неудобства те, которые мы сами терпим, — признается одна из сотрудниц ювелирной компании «Золотой остров». — Если пройдет дождь, здесь становится очень грязно — я уже одни туфли так испортила».
Не очень пострадал от перекопа известный салон красоты Максима Грудинова — туда приходят только клиентки по записи.
Отсудить убытки трудно
По словам юристов, чтобы предпринимателям взыскать убытки с того, кто причинил вред, надо постараться. «Убытки могут быть взысканы только при наличии совокупности условий: должен быть доказан факт причинения вреда, его размер, вина причинителя вреда, а также противоправность действий этого лица. Кроме того, нужно доказать, что ущерб причинен именно из-за действий (или бездействия) указанного лица, — объясняет директор ООО «Амурская Юридическая Компания» Екатерина Чернова. — В данном случае мы не знаем, соблюдает ли подрядчик условия контракта, не бездействует ли администрация в случае несоблюдения подрядчиком условий контракта, законно ли в контракте указан такой длительный период работ. Для выяснения этих обстоятельств для начала я бы посоветовала потерпевшим обратиться в прокуратуру с заявлением. Ситуация станет яснее после получения ответа. Еще раз хочу отметить, что действия (или бездействие), в результате которых причинен ущерб, должны быть противоправными».
В Арбитражном суде Амурской области, который как раз рассматривает дела экономического характера, нам сообщили, что администрация нередко оказывается ответчиком. Но вместе с тем иски о взыскании убытков к ним поступают нечасто, так как в суде сложно доказать сумму убытков и то, что их причинил именно ответчик.
«Мы сами в эпицентре»
В управлении капитального строительства Благовещенска, являющемся заказчиком работ по реконструкции коллектора, нас заверили, что жители и предприниматели относятся к ремонту с пониманием — жалоб не пишут, максимум — звонят и спрашивают, «доколе?».
— Мы здесь сами в эпицентре событий — у нас офис на Зейской. Так что и про запах знаем, и про грязь. Сами в прошлом году не могли окна открыть, чтобы проветрить. Но чтобы кто-то кричал — «караул, мы закрываемся!» — такого не было. Насколько мне известно, в суд на нас никто не подавал. Ремонт по плану должен завершиться во втором квартале этого года — у подрядчиков срок до июня. И пока они в сроки укладываются, — говорит начальник производственно-технического отдела МУ ГУКС Зоя Тягушева. — На Зейской работают два подрядчика — ООО «Энерго-Союз» и ООО «Сервер». Они обновляют не только канализационные трубы, но и теплотрассы, водопровод, электрические и телефонные сети на своих участках. Кроме того, по контракту они также должны благоустроить улицу. Третья очередь реконструкции — это часть большой работы по ремонту канализационного коллектора, начатой в 2008 году. Эти сети настолько износились, что едва могли функционировать. Ремонт делают в рамках федеральной программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» на условиях софинансирования из государственного, областного и городского бюджетов.
Всего на реконструкцию коллектора выделено 1,55 миллиарда рублей. На работы на участке улицы Зейской от Трудовой до 50-летия Октября потратили 230,6 миллиона рублей, на участке от Калинина до Новой — 232,6 миллиона. На первом участке, согласно контракту, должно быть уложено 682,5 метра канализационных сетей, на втором — 1521,5 метра.
По словам сотрудников ГУКС, глубокое понимание необходимости этого ремонта у местных жителей и предпринимателей тесно связано с осознанием того, что все они в противном случае могут утонуть в той самой массе, запах которой заставлял их морщиться все эти долгие месяцы.
В этом году аналогичный ремонт коллектора ждет участок улицы Зейской между Калинина и 50-летия Октября. Сейчас проектная документация проходит экспертизу в Хабаровске. Этот ремонт может продлиться дольше года, так как объем работ гораздо больше.
Возрастная категория материалов: 18+
«В этом году аналогичный ремонт коллектора ждет участок улицы Зейской между Калинина и 50-летия Октября.» — интересно, контактная сеть троллейбусов на улице Горького в исправном состоянии?
— akar (гость)Сочувствую предпринимателям, но не делать этот ремонт нельзя однозначно. Конечно подрядчикам надо бы работать по расторопнее, но они сейчас назовут кучу причин сдерживающих их работу. Так, что остаётся только терпеть.
— правдист555