Станции и их жители неотделимы от стальной колеи. Это одно целое,  которое нельзя разрывать.Станции и их жители неотделимы от стальной колеи. Это одно целое, которое нельзя разрывать.

Несмотря на все усилия региональных властей и заверения о сохранении федеральных структур, судьба состава Тында — Комсомольск пока неизвестна — с 16 июня в расписании движения его нет. Наш корреспондент проехал на этом поезде от Комсомольска-на-Амуре до Тынды и узнал, почему он так важен для жителей бамовских поселков.

План: 50 рублей в сутки

С вокзала города юности — Комсомольска-на-Амуре — пассажирский поезд № 363 отправляется в 18:50. За 30 минут до этого времени проводники открывают двери, начинается посадка пассажиров. К составу подгоняют современный тепловоз, осмотрщики проверяют тормозную систему состава, диктор объявляет последние минуты до отправления поезда, в котором всего 4 вагона: купейный штабной, купейный с буфетом, плацкартный и общий. Перед локомотивом прицеплен еще один вагон — рельсосмазыватель. В моем купейном вагоне практически нет свободных мест, большинство попутчиков едут до поселков, расположенных в Хабаровском крае.

— А вы до Тынды?! — почему-то удивляется проводник и предлагает приобрести чай, кофе, печенье, конфеты. — Нам сверху спускают план, в сутки пассажир должен купить кондитерки на 50 рублей, а вы едете до Тынды сегодня, завтра, еще и послезавтра, так что получается с вас 150 рублей.

Обещаю проводнику выполнить план и купить чай и печенье. Между тем в коридоре вагона то и дело слышны железнодорожные разговоры: ревизоры, тепловозы, запчасти, погрузка… За окном еще светло, поэтому можно разглядеть идущую параллельно стальной колее автомобильную дорогу. Знакомлюсь с попутчиком по купе и пытаюсь перевести разговор на проблему отмены поезда.

— Летом по автодороге можно проехать только до Постышева, а потом — размытые мосты через реки. Поэтому поезд — единственная возможность добраться к бамовским поселкам, — делится Аркадий, монтер пути из поселка Амгунь. — Зимой, конечно, есть автозимники, но кто рискнет в 40-градусный мороз отправиться за 500 километров, например, с ребенком? Ездят только грузовики — возят продукты, топливо.

Для большинства поселков вдоль БАМа в Хабаровском крае лесная отрасль является градообразующей наряду с железной дорогой. На каждой станции ежесуточно грузятся лесом несколько десятков вагонов, на многих есть деревообрабатывающие комплексы. Подъезжая, везде можно увидеть огромные склады леса.

Бизнес на икре

Первая крупная станция на моем пути — Постышево. Здесь меняются локомотивные бригады, и поезд стоит 15 минут. В конце лета и всю осень местные жители приходят на перрон вокзала, чтобы продать красную икру. Эти края благодаря реке Амгунь, несколько раз пересекающей БАМ, очень богаты рыбой, особенно лососевыми. Основные покупатели красной икры — проводники. Они скупают ее по несколько десятков литров, чтобы потом с наценкой продать в Тынде. Именно поэтому в это время года среди проводников идет негласная борьба за право проехать по комсомольскому маршруту.

— У нас этот поезд раньше называли «черной стрелой». Потому что, пока сделаем круг до Комсомольска и обратно, вагоны приходят в Тынду черными. Тут же тепловозы везде. Сейчас пошли новые локомотивы, копоти стало меньше, — делится проводник поезда Ирина.

Из Постышева поезд отправляется в полночь, и после променада по перрону я занял свое место в вагоне и лег спать. Впереди ждала встреча с Амурской областью.

Все зависит от «железки»

Утром поезд прибывает на станцию Новый Ургал. Это самый крупный поселок на всем восточном участке БАМа. Здесь пересекается железнодорожная ветка Известковая — Чегдомын, которая идет к угольным разрезам. В Новом Ургале из вагона вышло человек 10, дальше на запад мы поехали в полупустом вагоне, в купе я остался один. Последняя западная станция Хабаровского края — Этыркэн. Наш вагон покидает полицейская бригада сопровождения, отвечающая за свой участок железной дороги в границах региона. В нескольких километрах от станции справа от железной дороги стоит большая стела — «Хабаровский край — Амурская область». Два региона разделяет горная река Ульма. Перевожу стрелки часов на амурское время. В полдень поезд прибывает на станцию Иса.

Это одноименный поселок Селемджинского района. Вокруг станции располагаются базы лесозаготовителей. В наш поезд садятся три человека, дежурная по станции передает проводнику ведомственную почту, и мы отправляемся дальше. В Февральске стоянка поезда 35 минут. Около последнего вагона в ожидании посадки стоят около 20 человек. В хвост состава цепляют плацкартный вагон, и пассажиры начинают постепенно занимать свои места. Я же пытаюсь найти поблизости от вокзала продуктовый магазин и купить что-нибудь съестное. Купил лапшу, отправляюсь к своему вагону. Проводники проверяют документы и запускают в вагон инкассаторов. Утром на поезде из Тынды они привезли в Февральск наличные деньги для заправки банкомата. Февральск — вторая по масштабам станция амурского участка БАМа после Тынды. Здесь расположены дистанции пути, СЦБ, электроснабжения, оборотное депо. На станции в ожидании отправления стоят несколько грузовых составов.

— В последнее время грузоперевозки по нашему участку БАМа существенно выросли, в основном везут уголь из Кузбасса в порт Ванино. В сутки примерно 15 составов проходит в одном направлении и столько же в обратном, — рассказывает работник депо Игорь. — Для нас это хлеб, мы ведь все от «железки» зависим.

Жизнь вокруг поезда

До Тынды отсюда 15,5 часа и полное автомобильное бездорожье. Первая преграда — река Селемджа, дальше — многочисленные горные реки Зейского района. После Февральска уже территория Зейского района: поселки Дугда, Огорон, Тунгала, Верхнезейск. В Тунгале наш поезд стоит 18 минут, и многие пассажиры выходят на улицу. На вокзале этой станции высокая платформа. Аналогичная в Амурской области есть только в Тынде. Такой роскошный подарок тунгалинцам сделали строители БАМа — шефы из Новосибирской области. Прибытие пассажирского поезда для местной детворы, по сути, единственное развлечение, поэтому каждый вечер на перрон прибегают дети, чтобы помахать рукой отходящему поезду. На улице начинает постепенно темнеть, а мы тем временем приближаемся к Зейскому водохранилищу, около разъезда Апетенок, названного в честь погибшего при строительстве железной дороге солдата, начинают виднеться окраины искусственного моря. На самом узком перешейке реки Зеи построена станция Верхнезейск.

Еще одна крупная станция БАМа, недалеко отсюда начинается ветка Улак-Эльга. Последняя на пути к Тынде смена локомотивных бригад и стоянка поезда 30 минут. Верхнезейцы через знакомых передают в Тынду мешки со свежими щуками, сомами. Я заговорил с проводником о судьбе поезда Тында — Комсомольск.

— Вот все говорят, что с закрытием поезда проводники потеряют работу. Ничего подобного — в Тынде формируются десятки пассажирских составов, и у нас даже дефицит проводников летом. Мы ничего не потеряем, а вот жители бамовских поселков — да. На поезде едут лечиться, учиться, одеваться. Убери поезд — вся жизнь остановится, — рисует возможную перспективу проводник. — Я думаю, что поезд останется, на нем ведь сами железнодорожники ездят, а они себя никогда в обиду не дадут.

Одно целое

Переезжаем через Зею — и еще одна остановка. Станция Улак. Из вагонов выходят около 20 человек. Это мало, говорят проводники. В середине и в конце месяца, когда заезжают вахты, тут сотни людей. В наш вагон садится всего один пассажир, и мы двигаемся дальше — к столице БАМа. Территорию Тындинского района и станции Тутаул, Дипкун, Маревая поезд проезжает ночью. Но это удобно для жителей: в Тынду они приезжают утром, и до вечера, когда отправляются обратно, успевают решить свои вопросы.

За час до Тынды, а это где-то в половине шестого утра, проводник стучится в двери и будит пассажиров. На улице уже вовсю сияет солнце, и наш поезд медленно въезжает на станцию Тында. Под лучами сияют многоэтажки столицы БАМа, парит, как птица, вокзал. В 6:24 поезд прибыл на конечную точку своего маршрута. На платформе немноголюдно. Среди встречающих в основном таксисты.

Я прощаюсь с проводниками и остаюсь один на один с мыслями о своем путешествии. Позади — более 1500 километров пути и понимание того, что без поезда Тында — Комсомольск немыслима жизнь десятков поселков в Амурской области и Хабаровском крае. И дело даже не в том, что там практически нет автомобильных дорог, просто эти станции и их жители неотделимы от стальной колеи. Это одно целое, которое нельзя разрывать.

ЦИФРЫ

36 часов 37 минут — время в пути от Комсомольска до Тынды.

Вдоль восточного участка БАМа расположены:

14 поселков в Хабаровском крае

9 поселков в Амурской области

Цена билета:

Купе — 4 274 рубля

Плацкарта — 2 005 рублей

Общий — 1 160 рублей

Возрастная категория материалов: 18+