• Прокормить хозяйство тяжело и физически, и материально.
  • Александр Колесников, глава Константиновского района.
  • «На сегодня главная задача – заготовка корма, чтобы хватило всем хозяйствам».

Калькуляция домашнего скота

В большой семье без скота никак, считает мама четверых детей. Сейчас у Александра и Марины Коровенко две коровы, три кабана, пять свиней, телята и куры. Содержать хозяйство нелегко.

— Цены на корма просто аховые, — вздыхает хозяйка. — Мы всегда у одного фермера покупаем сено. В прошлом году он смог нам продать только одну машину — это 13 рулонов, а на одну корову нужно минимум 15. Обычно мы с запасом берем, а в прошлом году купить просто негде было. Цена за рулон до 1500 рублей доходила, зимой еще дороже. Вот и посчитай, сколько на корову надо — больше 20 тысяч рублей только на сено. А у нас их две. Комбикорм тоже нужен. Этой весной цена посыпки менялась три раза — выросла с 6 тысяч рублей до 10500 за тонну. Считай, на корову нужно 4 килограмма в день, за год почти 14 тысяч рублей выходит. Мало того, сено нужно накрыть, мы пологи для этого покупаем, сложить — погрузчику 3 тысячи отдать приходится. Сажаем 50 соток картофеля, тыкву: варим и телятам, и свиньям.

Трудовые затраты и не посчитаешь — сарай надо чистить, приводить загон в порядок, корову доить и так далее. Плюс ветеринарное обслуживание и лекарства, если корова заболела. Мы ни отдыхать, ни в гости поехать не можем — не оставишь же хозяйство.

Пастух не может собрать стадо

Еще одна трата — плата за пастуха. Пасут коров обычно с мая по октябрь, цена зависит от количества голов в стаде и колеблется от 600 до 1000 рублей за корову. В этом году часть Константиновки, в которой живет семья Коровенко, с большим трудом собрала стадо.

— В нашем краю коров 40 есть, — рассказывают хозяева. — Собрались кое-как, нашли пастуха, а пригнали всего восемь коров. Многие хозяева боятся, что корова потеряется, пастбище от дома далеко. Еще и коня нет, разве соберешь коров без коня? Раньше сельсовет нанимал на работу пастуха. У него был журнал, в который заносили всех коров, указывали, оплачено ли стадо. Пастух обычно знает, как учитель свой класс: чья корова, как зовут, когда отелилась, какая погуляла, какая стельная. Иной раз мимо едет и кричит: «Теть Маруся, твоя Пеструха погуляла!» И с бродячим скотом было проще, по журналу пастуха сразу видно, кто гоняет в стадо, а кто нет.

Местные власти уверены, что многие люди сами не проявляют активность, за стадо выступают лишь сознательные сельчане, остальные предпочитают выгонять буренку за калитку.

— Каждому приглашение принес на сход, — жалуется глава Константиновки Леонид Левчук. — И что думаете? Собрались несколько человек. На том конце села стадо сразу собрали, потому что люди там более активные. Они сами должны договориться с пастухом об оплате, решить все вопросы. Это не является полномочиями сельсовета, но приходится помогать. Многим проще просто выпустить свою корову, и она ходит где хочет. Мало того, еще и вред урожаю наносит. Сейчас и у пастуха заинтересованности нет: коров мало, получил он 16 тысяч за месяц, а работа тяжелая, весь день на жаре. Что касается земель для пастбищ, то нам пока хватает — мы выделяем для этого участки, которые непригодны к земледелию.

Молодежи коровы не нужны

Амурчане все чаще отказываются от идеи держать хозяйство. В Константиновке на сегодня всего 200 голов коров вместе с молодняком, а жителей — почти 6 тысяч.

— Я работаю в казачьем лицее, из 70 человек только у троих коровы остались, — говорит Марина Коровенко. — В прошлом году с кормами тяжело было, многие не смогли прокормить, резали прямо с телятами. Раньше животина через двор была, а теперь попробуй найди. Пенсионеры около нас держатся, покупают у меня молоко. Я продаю по 35 рублей за литр. А в магазине молоко стоит 50 рублей! Где пенсионерам такие деньги взять? Желающих купить хватает, у меня график есть, кто и когда берет молоко. Есть люди, которые по 12 лет ко мне ходят. А вообще держим хозяйство ради детей. В семье все молоко пьют, творог едят, из мяса домашнюю колбасу делаем, сало солим, лепим манты, пельмени, чебуреки, фарш крутим. Младший сын покупное молоко вообще не признает. Каждый год с мужем думаем, что пора отказаться от хозяйства. Потом посмотришь на сарай-сиротинку, и опять в эту кабалу впрягаешься.

— Скоро коров совсем не останется, — считает хозяин подворья Александр Коровенко. — Да и свиней держать невыгодно: цена на мясо еще лет пять назад установилась 200 рублей за килограмм, а корма за это время подорожали в три раза.

В этом году молока не хватает

Тенденция «деревня без коров» сегодня необратима. Поголовье КРС в области растет, но в основном за счет предприятий. Согласно официальной статистике, голов у населения стало на 600 меньше: на 1 июня у населения насчитывалось 33100 коров. В основном держат коров по привычке люди старшего поколения. Хотя для них это дорого и физически тяжело. Молодые же сельчане предпочитают обходиться без хозяйства: благо сейчас все можно купить в магазине.

Заготовкой сена для своего скота сейчас занимаются только единицы, остальные закупают корм у сельхозпредприятий и крестьянско-фермерских хозяйств. В среднем тонна сена в области стоит 1500—1800 рублей, в прошлом году минимальный ценник составлял 2500 рублей. По нормам на одну коровку приходится три тонны. Цена зависит от многих факторов, один из главных — урожайность. Чем она выше, тем ниже себестоимость корма.

Тяжелая для амурчан зима сказалась и на переработчиках молока. Как отмечают в министерстве сельского хозяйства области, если за пять месяцев прошлого года на переработку поступило 24,5 тысячи тонн молока, то за этот же период этого года — 23,2 тысячи тонн. От населения сырья поступило на 10 процентов меньше.

— Переработчики борются за молоко, — отметила начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности минсельхоза Елена Романова. — Впервые закупочная цена молока не просто не упала летом, как это обычно происходит в сезон молока, а даже выросла. В среднем это 15 рублей за литр, в некоторых территориях цена доходит до 18 рублей.

Александр Колесников, глава Константиновского района:

— Уровень жизни повышается, зарплата растет, и население не хочет держать хозяйство. Я сам противник того, чтобы учитель держал корову, он должен быть интеллигентом. Нужно делать ставку на крупные сельхозпредприятия. А с кормами на сегодня проблем нет, есть дотации. Закупочная цена молока в нашей области также хорошая по сравнению с другими регионами.

Олег Кожемяко: «Контролировать заготовку кормов будут главы районов»

Областные власти держат на контроле ситуацию с кормами, которая стала причиной сокращения поголовья скота в этом году. Накануне на совещании с главами районов и сельхозпредприятий губернатор Олег Кожемяко поставил задачу отслеживать вопрос заготовки кормов. Чтобы приготовить корма с запасом, глава региона разрешил использовать все необрабатываемые земли. Контроль заготовки растительных кормов возложен на глав районов.

— На сегодня главная задача — заготовка корма, чтобы его хватило всем, — говорит заместитель министра сельского хозяйства области Константин Колотий. — Уже приступили к заготовке 11 районов области. По плану — собрать 405 тысяч тонн грубых кормов, из них 241 тысячу тонн сена. 150 тысяч тонн сена предназначается для населения. В прошлом году к заготовке кормов приступили поздно, из-за сухой погоды травостоя почти не было. Травостой в этом году хороший, план по кормам мы выполним, техники и расходных материалов для этого достаточно.

ЦИФРЫ

5 101 личное подсобное хозяйство имеется в Константиновском районе.

2 тысячи рублей на голову составляет дотация на корма для хозяев, которые держат две и более коров.

48,1 тысячи коров насчитывалось в Приамурье на 1 июня 2013 года.

260 тонн молока ежедневно поступает на переработку на предприятия.

Возрастная категория материалов: 18+