Им было важно до массового запуска проекта убедиться, что новая плитка выдержит и мороз, и солнце, и нашествие клиентов. Образцы удачно прошли испытание в реальных условиях, потому весной этого года компания приступила к коммерческому выпуску новой продукции.
Первым делом — экология
Идея производства плитки на основе резиновой крошки возникла на экологической волне. Группа компаний, в которую входит ООО ПК «Ростехпром», занимается поставками спецтехники. Однажды перед руководителем холдинга Александром Котовым встал вопрос о безопасной утилизации отработанных шин. В итоге в марте 2010 года компания получила лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1—4-го классов опасности, к которым и относятся автомобильные покрышки.
Сегодня существует несколько способов переработки шин: сжигание, пиролиз (термическое разложение), восстановление покрышек и механическая переработка. Самый эффективный и экологичный способ — последний. Самый распространенный в России и в Приамурье — первый.
— Знаете, кто наш основной конкурент в городе? — спрашивает начальник производства компании «Ростехпром» Антон Каморский и тут же отвечает: — Угольщики! Они сжигают покрышки для разогрева ковша экскаватора, что категорически запрещено. Все везут покрышки им и меняют на уголь. Попробуйте на шиномонтаж заехать — они вам просто так шины не отдадут.
Организованный сбор автомобильных покрышек и стимулирование со стороны властей их переработки — главное препятствие на пути развития бизнеса компании. Этот вопрос не решен на федеральном уровне. Последний раз о необходимости разработки законопроекта по обязательной утилизации старых шин заявлял министр промышленности и торговли Денис Мантуров в январе 2013 года, сообщала «Российская газета».
— Мы вынуждены выпрашивать резину, уговаривать, хотя по идее каждый шиномонтаж, автопредприятие должны иметь договоры на утилизацию шин с нами, — признаются в компании. — Пока сырья нам хватает, но, когда мы выйдем на большие объемы, будет большая проблема.
Секреты превращения
Сегодня запасов достаточно, поэтому вся территория перед цехом компании представляет собой гору автопокрышек различного размера. Предпочтение отдается колесам крупной техники — в них и каучук лучшего качества, и линия настроена на большой размер. Одну за другой рабочие заносят шины в цех. За восьмичасовую смену можно переработать до 50 автошин.
Линия по выработке резиновой крошки — особая гордость главного инженера компании. Ножи и конвейер куплены в Китае, но доработаны на месте. Даже снимать усовершенствованную транспортную ленту целиком нам не разрешили, но все этапы превращения автопокрышки в крошку показали.
Начинается процесс с удаления верхней жесткой части, в которой много проволоки (корда). Затем шина нарезается лентой, которая ножами рубится на мелкие кусочки. Они перемалываются несколько циклов до тех пор, пока крошка не достигнет размера, который сможет просеяться через сито. На выходе получается резиновая крошка мелкого и крупного размеров. «Мелкая фракция нужна для верхнего гладкого слоя, крупная — для нижнего слоя, который придает амортизирующий эффект. Крошку заливаем полиуретаном, перемешанным с красителем, засыпаем в форму слоями и сжимаем в прессе при 150 градусах. Держим 30 минут и получаем готовую плитку», — открывает секреты производства Антон Каморский.
Ценная крошка
Производитель признается, что линию купили «не суперсовременную, а попроще» и в ней используется много ручного труда. Сама работа оборудования и печи — энергоемкий процесс. Для производства 1 квадратного метра плитки расходуется порядка 50 кВт электроэнергии. Все это не может не сказаться на цене.
— Давайте считать: один только полиуретан, который не производится в России, по себестоимости одного квадратного метра резиновой плитки превосходит цену квадрата готовой бетонной плитки. Добавим сюда стоимость красителей и сам процесс производства крошки. Хоть мы берем деньги за утилизацию, но они мизерные. За смену мы можем переработать максимум 50 колес, что составляет всего 16 квадратных метров готовой плитки, — делится расчетами начальник производства.
Розничная цена готовой продукции — 1750 рублей за 1 квадратный метр, с учетом укладки она возрастает до 2 тысяч рублей. Бетонная плитка на амурском рынке предлагается по цене 400—600 рублей за квадрат, в зависимости от толщины и цвета. В одной из благовещенских фирм отметили, что вместе с укладкой квадратный метр бетонного покрытия будет стоить 750—1000 руб.
В Ростехпроме производителей бетонной плитки прямыми конкурентами не считают и приводят аналогию с «Жигулями» и «Мерседесом». Среди преимуществ резиновой плитки перед бетонной: травмобезопасность, ортопедические свойства, сохранение цвета, эффект самоочищения от намерзшей наледи.
У амурской компании есть более серьезный соперник — Masterfibre, производитель монолитных покрытий на основе резиновой крошки с мировым именем. В Приамурье две компании имеют созвучное название — ООО «Мастер-Файбер» и ООО «Мастерфайбр-эко», которые предлагают резиновые полы без швов и стыков. Цена у них колеблется от 1700 рублей за 1 квадратный метр. При этом двухслойное яркое покрытие из каучуковой крошки «под ключ» будет стоить не менее трех тысяч рублей за квадрат. В Ростехпроме говорят, что у них свои козыри перед резиновым монолитом: плитка более гладкая, обладает большими амортизирующими свойствами и может разбираться.
Но эти преимущества резиновой плитки компании еще предстоит доказать. Пока заключить договоры с госзаказчиками не выходит. Предложение использовать плитку для оборудования безопасной зоны остановок в областном центре отклика не нашло.
— Сегодня мы делаем ставку на частного потребителя: приусадебные участки, детские площадки, — говорит руководство компании.
Для привлечения внимания производитель пошел на нестандартный шаг: оборудовал демонстрационные зоны в Первомайском парке около турникета и в городском парке около детских горок. Антон Каморский уверен: «Прежде чем говорить о продукции, ее нужно пощупать».
В Москве появятся «резиновые» дороги
Впрочем, в перспективе у амурского производителя резиновой крошки могут появиться совсем неплиточные заказы. Как заявила в прошлом месяце корпорация «Роснано», в России планируется массово использовать резиновые компоненты при строительстве автодорог и первый опытный участок будет сделан в Москве. Кстати, в Китае резиновая крошка преимущественно используется как раз для добавления в асфальтобетонную смесь.
Вне опасности
Безопасность продукции — важное условие, о котором заявляет производитель. Использование резиновых покрытий задумано в первую очередь для детских площадок. Поэтому компания добровольно получила сертификаты соответствия продукции ГОСТ Р. Испытания на содержание вредных веществ подтвердили, что показатели вредных выбросов были в пределах погрешности приборов и существенно ниже ПДК.
16 квадратных метров готовой плитки получается из 50 переработанных шин.
50 колес максимум может переработать за смену производитель.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии