В планах у предприимчивой пенсионерки — в ближайшие пару-тройку лет довести поголовье червей до нескольких миллионов особей. Все это для того, чтобы поставить на поток производство гумуса. Это натуральное удобрение в чистом виде в Амурской области не продается, так что конкурентов у бизнесвумен из Заречного пока нет. Как в доме Фаст появились первые червячки, почему они любят сладенькое и как приручить «диких» амурских дождевых червей — читайте в этом материале.
Неугомонная Фаст
«Фамилия Фаст означает ловкий, быстрый», — объясняет Валентина Матвеевна, как бы в оправдание своей предприимчивости и неугомонности, с которыми она неразлучна уже седьмой десяток лет. За это время она успела пожить не только в разных городах и селах области, но и в Приморье, и даже в Якутии. Валентина Фаст — бизнесвумен с солидным стажем. В Нерюнгри, где прожила 18 лет, в 90-х она владела автостоянкой, кафе, заправочной станцией и авторемонтной мастерской. Со всем этим пришлось расстаться после того, как бывшие сотрудники местного ОБЭПа, ставшие «бизнесменами», позарились на ее фирму.
— Слышали про рейдерские захваты? Вот и меня это коснулось. У моей фирмы была прибыль один миллион в день. Вот какими деньгами я ворочала! А продала я ее за два миллиона — вынудили. Иначе могла бы вообще ничего не получить, — вспоминает бандитские времена пенсионерка.
Вернувшись из Якутии в Амурскую область в 1996 году, она занялась сельским хозяйством. Держала 50 голов свиней, коров, телят, больше сотни кур, а еще гусей, индюков и уток. Но, после того как в 2008 году сгорел ее дом, Валентине Фаст пришлось распродать хозяйство, чтобы вдвоем с мужем отстроить новый.
Червячный энтузиазм
Полгода назад Валентина Матвеевна стала погибать от скуки. Выручил сын, предложивший заняться чем-нибудь: например, разведением шиншилл, перепелок или червей.
— Разводить перепелок — удовольствие не из дешевых. Я почитала про червей и решила заняться ими. Думала, попроще будет, — смеется хозяйка увертливого поголовья. — Мне они и до этого нравились — я их собирала и на грядки раскладывала. Тогда я даже не знала, что такое гумус и насколько он полезен. Гумус — это копрофиты, то есть червичный помет. Это натуральное удобрение, от которого овощи зацветают на 10—14 дней раньше — два урожая собрать можно. По исследованиям ДальГАУ, урожайность перца после подкормки гумусом становится в два с половиной раза выше!
За полгода она успела стать настоящим докой по червям, прочитав о них не одну сотню страниц, и зарегистрироваться в качестве ИП. Калифорнийские черви размножаются значительно быстрее, чем обычные дождевые, а значит, производительность у них выше. Каждый калифорниец весит до одного грамма и ежедневно производит количество гумуса, равное своему весу. Размножаются они чуть ли не в геометрической прогрессии — каждая особь на 7—8-й неделе жизни начинает плодиться и в год производит до полутора тысяч себе подобных.
За своими первыми 200 червями Валентина Матвеевна в феврале отправила сына аж в Биробиджан — в амурских магазинах калифорнийцы были без сертификата. Каждая особь обошлась в 2 рубля 60 копеек. «Вот таких маленьких деток привез!» — вспоминает пенсионерка. Кормить их она начала лошадиным навозом — в Заречном есть ферма, где предпринимательница получает его бесплатно. Черви — большие привереды по части еды: если уж начали питаться одним видом пищи, умрут, но другой есть не будут. Кормить их нужно два раза в неделю, на поголовье сейчас уходит 10 килограммов корма.
— Они сладенькое любят — кожуру от бананов, апельсинов, мандаринов. Вот я их и подкармливаю, — рассказывает Валентина Матвеевна. — Едят абсолютно все — картофельные очистки, опилки, картон, перегной. Простую землю я им не даю, обязательно с добавками органики. Я сейчас работаю на наращивание поголовья.
Тихие соседи
Гумус, произведенный своими подопечными, Валентина Матвеевна пока не собирает даже для своего огорода — ее цель не заморить червячков, а откормить их. В гумусе черви откладывают коконы. В одном коконе — величиной в половину рисового зернышка — 20 яиц.
Сейчас на веранде у пенсионерки на двух квадратных метрах живут пять тысяч червей. Среди них есть и обычные дождевые, выкопанные из огорода. Их Валентина Фаст тоже хочет «приручить», а возможно, и скрестить с калифорнийскими. Поголовье обитает в шести двойных ящиках. В верхней части каждого — корм, в нижней — продукты жизнедеятельности. «Фотографируй их! Видишь, какие прыткие! — Валентина Матвеевна приподнимает верхнее отделение одного червичного домика, демонстрируя его пугливых обитателей, тут же расползающихся по своим делам.
Ее новые жильцы — спокойные соседи. От них нет ни шума, ни запаха. Пока у их хозяйки одна забота — кормить и поить поголовье, но она уже сейчас задумывается о грядущей зиме.
— Им нужно будет где-то зимовать. Калифорнийские черви, в отличие от обычных дождевых, теплолюбивые. Лучше всего себя чувствуют при температуре от +8 до +28 градусов. А если ниже +4 — погибают. Поэтому мы и хотим получить грант в полтора миллиона рублей от министерства сельского хозяйства. Уже отправили на него заявку. На эти деньги мы бы достроили ангар, который у нас есть, купили бы мини-трактор и грузовик, чтобы заготавливать корм. Потом понадобится сушилка для гумуса, машина для его просеивания и упаковки, — объясняет женщина.
По ее словам, активнее всего разведением червей для производства гумуса сейчас занимаются на Украине. Туда она и хочет поехать за маточным поголовьем, если получит грант на развитие хозяйства.
— Мы закупим 6 тысяч коконов червя-старателя — это новый, более продуктивный вид. Эти шесть тысяч уместятся в два спичечных коробка, — рассказывает владелица поголовья. — Если нам дадут грант, то, по нашему бизнес-плану, в 2015 году мы получим первую прибыль — 2,3 миллиона рублей. У нас уже будет 26—28 миллионов червей. Мы посчитали, что в нашем ангаре на площади в 360 квадратов хватит места для маточного поголовья в 750 тысяч червей. Оно позволит нам получать ежегодно более 120 тонн гумуса. Остальных мы будем перерабатывать в муку, которая очень полезна птице в качестве биодобавки, и рыболовам будем продавать.
Предпринимательница из Заречного — одна из 25 претендентов на 13 грантов минсельхоза на общую сумму 19,2 миллиона рублей.
Получит ли она поддержку из областного бюджета, станет известно в конце недели. Без этой помощи создание фермы отодвинется еще на год.
— Мы будем продолжать работать с тем, что у нас есть. Нельзя сказать, что вот я занялась разведением червя, и послезавтра у меня будут миллионы. В этом деле без поддержки года три не будет прибыли — одни затраты, — констатирует Валентина Фаст.
Биогумус вне конкуренции
Биогумус в чистом виде в Приамурье пока не продается. В магазинах можно приобрести лишь фасованную «Живую землю», в которой гумуса не так много. Гумус своего производства предпринимательница пока планирует продавать по цене навоза. По ее словам, хотя самого удобрения еще нет в наличии, спрос на него уже есть. «Мы обратились в два магазина, и они хоть сейчас готовы покупать гумус, — говорит предпринимательница. — На Дальнем Востоке червями почти никто не занимается — что-то есть в Биробиджане, но там маленькие объемы».
Удобрение не для всех
Вермикультурой, или разведением калифорнийского червя в ДальГАУ занимаются уже около 10 лет. В лаборатории университета имеется свое поголовье калифорнийского червя. По словам доцента кафедры экологии, почвоведения и агрохимии Сергея Низкого, калифорнийский червь в природе не встречается. Этот вид искусственно вывели около полувека назад в Калифорнии специально для производства гумуса. В ходе проводимых исследований специалисты ДальГАУ выяснили, что сою подкармливать гумусом бесполезно, а зерновые — невыгодно. Слишком уж много удобрения потребуется, чтобы подкормить целые поля. Зато овощи сразу реагируют на такую подкормку — урожайность перца вырастает в два с половиной раза, баклажанов, капусты, редиски — в полтора. Для этого требуется внести в лунку перед высадкой рассады полкилограмма гумуса. По словам Сергея Низкого, развитие производства гумуса началось в России в 90-е годы. Тогда популярным стало так называемое биологическое земледелие, приверженцы которого отказывались от искусственных удобрений. Потом наступило затишье, а сейчас в центральной части страны интерес к этому возрождается. «Там проще этим заниматься — зимой гораздо теплее, почва не промерзает, и калифорнийцы могут перезимовать, — объясняет преподаватель. — Сейчас в Европе биогумус востребован — одна тонна стоит 1000 долларов. Думаю, что и в России, и на Дальнем Востоке найдутся желающие покупать это удобрение».
10-15 лет — средняя продолжительность жизни калифорнийского червя.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии