• В Приамурье надеются, что экономная инициатива Минфина так и останется  лишь инициативой.
  • Льготные билеты пользуются у амурчан большой популярностью.

В бюджете на 2013—2020 годы на обеспечение доступности воздушных перевозок с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно заложено около 25 миллиардов рублей. Чтобы оптимизировать расходы, Минфин предлагает реформировать или вовсе отменить программу льготных перевозок, пишет официальный печатный орган Правительства РФ. Среди вариантов изменения программы предлагается сузить срок действия льгот или сократить перечень категорий людей, которые могут приобрести билеты по программе субсидирования. Например, оставить льготу только для ветеранов. Еще один вариант — вместе с отменой льгот убрать НДС при покупке или лизинге воздушных судов. Якобы это может стимулировать авиакомпании покупать новые самолеты, соответственно снизятся расходы при эксплуатации судов, а значит, подешевеют и билеты.

Также предлагается взять за основу американский опыт: оплачивать компаниям не количество перевезенных пассажиров, а рейсы. По мнению разработчиков инициативы, это позволит «раскачать» региональные маршруты. Срок субсидий предлагается ограничить двумя годами, и если за это время маршрут не станет самоокупаемым, помощь государства прекратится.

Авторы материала делают вывод, что поблажки в приобретении воздушных судов могут никак не сказаться на ценах на авиабилеты, для этого необходимо делать снижение стоимости билетов обязательным условием для отмены НДС. Если же лишать госпомощи неокупаемые маршруты, значительная часть Сибири и Дальнего Востока может вообще остаться без связи.

О нерадостных перспективах в авиаагентствах и представительствах компании Благовещенска узнали от корреспондента АП.

— Как отменят?! — удивляются в турагентстве «Моисей». — У нас очереди выстраиваются за льготными билетами! Люди звонят задолго до начала продаж, предварительно записываются, чтобы потом выкупить билеты. Идут и пенсионеры, и молодежь.

— Взрослые, которые не попадают под действие льготной программы, покупают себе билеты по обычной цене и оставляют документы на детей, чтобы купить для них билет по сниженной стоимости. По этой программе билет для детей до 12 лет обходится вполовину льготного тарифа — в 3200 рублей, и такие билеты очень востребованы, — отмечают в «Моисее». — Летом с льготными билетами напряженка — их даже не хватает всем желающим. Не редкость, когда человек обращается, а билетов на нужную дату уже нет. Мало того, клиенты спрашивают льготные тарифы и на зиму.

Однако улететь за 6400 рублей зимой амурчане не могут — льготный тариф действует с 1 апреля по 31 октября. Напомним, имеют право на льготу молодые люди в возрасте до 23 лет, пенсионеры, инвалиды I группы, а также лица, сопровождающие взрослого или ребенка-инвалида. За три года число жителей области, воспользовавшихся льготой, выросло почти в два раза. Если в 2010 году в Приамурье было реализовано 14 148 авиабилетов по специальному тарифу, то в 2011-м — уже 16 428, а в 2012-м число проданных льготных билетов выросло до 27 538. В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Приамурья итоги летного сезона-2013 подведут осенью, когда авиакомпании представят данные о количестве перевезенных по программе субсидирования пассажиров. По данным Росавиации, на середину августа в центральные регионы и обратно уже перевезено более 268 тысяч дальневосточников и потрачено 80% заложенных на год средств.

На сегодня билеты за 6400 рублей из Благовещенска в Москву на сентябрь и октябрь есть в продаже — осенью спрос на них традиционно падает. Однако и «осенние» места в самолетах разберут, уверены операторы. К слову, количество мест по льготному тарифу ограничено Правительством РФ — при вместимости салона экономкласса выше 180 мест не менее 60 предназначены для льготников, в салоне с вместимостью до 180 мест — не менее 40 мест, в салоне менее 80 мест по льготному тарифу предоставляется 20.

Каждому дальневосточнику по билету

С удивлением узнал об инициативе Минфина и директор аэропорта Благовещенска Валерий Шлегель.

— Этот момент нужно проработать и изучить конкретно, — отметил Валерий Оттович. — Если Министерство финансов основывается только на аргументах экономии, то это неправильно. К этому вопросу нужно подходить, прежде всего,
с точки зрения пассажира.

Сегодня льготные авиабилеты на маршрут Благовещенск — Москва приобрести можно у  трех авиакомпаний: «Трансаэро», «Якутия» и «Аэрофлот». Однако последняя компания объявила о своем уходе с рынка перевозок в нашем регионе и прекратила продажу билетов на осень (с 27 октября). Как писала АП, аргументом стала невозможность использовать аэробусы — существующая взлетно-посадочная полоса аэропорта Благовещенска не позволяет принимать современные воздушные суда. На пассажирах, в том числе льготниках, уход «Аэрофлота» не скажется — вместо 5 рейсов в неделю на Москву ежедневно будет летать «Трансаэро», также остается в зимнем расписании с тремя рейсами и «Якутия», которая прошлой зимой не перевозила амурчан.

— С 2009 года наша авиакомпания перевезла по программе субсидирования авиаперевозок более 300 тысяч пассажиров, — рассказал АП представитель авиационной компании «Трансаэро» в Благовещенске Юрий Крысько. — Льготные билеты, безусловно, пользуются огромным спросом. По этому тарифу мы перевозим и детей до 12 лет, очень много летает молодежи. О том, что возможна организация отдельных рейсов для льготников, не слышал, — продолжил собеседник. — Но могу сказать, что эти маршруты никогда не будут рентабельными. Авиакомпания продает льготные билеты за 6400, государство доплачивает такую же сумму. Общая сумма недотягивает до средней стоимости билета. Конечно, часть затрат приходится раскидывать на другие тарифы, то есть менять цену оставшихся в самолете мест. Это закон рынка. Выходом могла бы стать возможность раз в год каждому дальневосточнику летать бесплатно или по минимальному тарифу в европейскую часть страны.

С предложением дать возможность каждому дальневосточнику слетать в европейскую часть страны за минимальную стоимость в Министерство транспорта РФ недавно обратилось Министерство по развитию Дальнего Востока. Предлагается также снять сезонные ограничения с программы субсидирования льготных авиаперевозок, убрать возрастные ограничения на приобретение льготных авиабилетов, а также учитывать мнение властей субъектов ДФО и жителей региона при внесении изменений в перечень маршрутов льготных авиаперевозок. За эти предложения может проголосовать двумя руками «за» каждый житель Амурской области. Однако пока никаких решений на уровне российского правительства не принято.

— Мы каждый год направляем свои предложения по расширению перечня городов, куда амурчане могли бы улететь по льготному тарифу, — рассказала ведущий консультант отдела организации работы воздушного транспорта минтранса области Нина Лыхо. — Просим дать возможность улететь в Хабаровск, Владивосток, на Камчатку, в Красноярск и другие города страны. Однако для этого необходимо, чтобы нашлась авиакомпания, которая начнет работу на этих маршрутах. Не раз вносили предложение убрать возрастные ограничения, чтобы каждый дальневосточник один раз в год или хотя бы раз в два года мог слетать в Москву по льготному тарифу.

Тем не менее областные власти уверены: несмотря на экономность Минфина, дальневосточников не лишат льготных перевозок до столицы нашей Родины.

Возрастная категория материалов: 18+