Развитие Приамурья в первую очередь связано с разработкой  природных ресурсов.Развитие Приамурья в первую очередь связано с разработкой природных ресурсов.

Как известно, Виктор Иванович Ишаев был главным идеологом этой программы. Основные ее компоненты он создал еще в начале 90-х годов прошлого столетия. И хотя я сам неоднократно критиковал программу как сборник не очень связанных между собой проектов, нужно признать, что из всех членов Правительства РФ только Ишаев по-настоящему понимал все преимущества и сильные стороны востока нашей страны. Говорят, что большое видится на расстоянии, но масштабы, структура нашей дальневосточной экономики и ее реальное состояние видно только здесь, на месте.

Основная критика программы со стороны экспертов связана с большим вниманием, которое уделяется в ней добыче природных сырьевых ресурсов и их экспорту в другие страны. Нам всем очень хочется уйти от сырьевой зависимости. Я, так же как и жители Амурской области, хочу, чтобы параллельно с ростом экспорта электроэнергии в Китай снижались тарифы для нас и для местного бизнеса. Пока, к сожалению, этого не происходит, и раздаются призывы не строить новые гидростанции. Но в реальности только наличие природных ресурсов позволяет получать дополнительные доходы в бюджеты дальневосточных регионов и постепенно уходить от дотационности и финансовой зависимости от Москвы.

Известно, что Амурская область реализует большинство социальных программ только благодаря экспорту электроэнергии, золота, железных и титановых руд, сои. Большие доходы мы получаем за транспортировку сибирской нефти на экспорт по нашей территории. На очереди строительство магистрального газопровода. Я считаю, что это нормально и естественно для условий, в которых оказалась наша страна. А страна оказалась в условиях определенной инвестиционной блокады со стороны внешнего окружения и на западе, и на востоке. Инвестиции уходят из нашей страны — и не только иностранные, но и даже отечественные. Некоторые западные страны ищут альтернативные источники энергии, сырья. Делают все, чтобы ограничить экономическое сотрудничество с Россией.

Не очень помогают нам процессы, происходящие сегодня в Китае. Экономическая перестройка китайской экономики на работу для потребностей внутреннего рынка направлена на сворачивание многих машиностроительных производств, ориентированных на экспорт, и увеличение поддержки отраслей, ориентированных на производство услуг и товаров для внутреннего рынка. Это уже привело к снижению потребностей китайской экономики в наших ресурсах. Критических для нас размеров это достигнет не завтра — на это им потребуется 5—6 лет. Поэтому нам не нужно искусственно снижать инвестиции в добычу природных ресурсов и перебрасывать все средства только на инфраструктуру и на новые предприятия. Это произойдет и без нашего желания. Но оставшееся время нужно использовать на поддержку тех экспортных контрактов, которые уже заключены, и даже выходить на подписание новых.

Параллельно с этим нужно готовить проекты по развитию инфраструктуры, открытию собственных перерабатывающих производств. Со временем можно перейти на торговлю с азиатскими странами полуфабрикатами и готовой продукцией из нашего сырья. Планы и проекты на этот счет у нас имеются. В частности, в Амурской области мы хотим построить свои нефтегазоперерабатывающие предприятия. Можем также построить газовые котельные в каждом городе и поселке. Новый космодром будет также нуждаться в большом количестве энергоресурсов. В любом раскладе наши ресурсы найдут применение и дома.

Но сейчас очевидно, что в связи с направлением огромных финансовых и материальных ресурсов на восстановление экономики, сельского хозяйства и социальной сферы от разрушительных последствий наводнения, а также в связи с сокращением финансирования инвестиционных программ из Москвы, нам нужно как никогда сохранить статус-кво всех внешнеэкономических соглашений, подписанных прежним руководством Дальневосточного Федерального округа.

И это будет непросто сделать не только потому, «что новая метла обычно по-новому метет», но еще и потому, что даже в сырьевой экономике у нас нарастает жестокая конкуренция со странами Тихоокеанского региона. Китай покупал железо не только у нас, но и в Австралии. Снижение потребности в железной руде ставит нас и Австралию в условия жесткой конкурентной борьбы. Нефть мы перекачиваем на нефтеперерабатывающий комбинат в северном китайском городе Дацин — к счастью, для него Сибирь является ближайшим источником нефти. И здесь больше шансов сохранить потребителя. Газ Сахалина мы продаем в Японию. В Корсакове построен дорогостоящий комплекс по сжижению газа. Он еще полностью себя не окупил, поэтому в экспорте газа сейчас не время пересматривать действующие контракты.

И хотя Сахалин находится рядом с Японией, среди аналитиков и экспертов мира очень много разговоров о сланцевом газе. Американские инвестброкеры изо всех сил стараются заинтересовать инвесторов грядущим началом добычи сланцевого газа в Мексиканском заливе. Говорят, что благодаря этому США выйдут на первое место в мире не только по запасам газа, но и по его экспорту. Готовят к промышленной разработке месторождения сланцевого газа в Польше. Такие данные, на мой взгляд, могут послужить основанием для пересмотра наших контрактов со странами Азии по поставке им энергоресурсов в сторону снижения цен.

Но для дальневосточников снижение стоимости продаваемых ресурсов на экспорт было бы неприемлемым сценарием, так же, как и отход от разведки и ввода в эксплуатацию новых месторождений. Тем более что себестоимость освоения таких ресурсов, как якутский уголь, сибирская нефть и дальневосточный газ, очень высока по сравнению со странами, находящимися в более южных широтах. Хочется верить, что с учетом политической нестабильности на Ближнем Востоке, страны Юго-Восточной Азии, Индия и Япония сами не станут подвергать рискам сложившиеся с нами отношения своим желанием поспекулировать на ожиданиях от будущих альтернативных источников энергоресурсов. В статьях западных экспертов появляется много спекуляций на эту тему.

Таким образом, сейчас сложилась достаточно сложная ситуация для внешнеэкономических интересов России на Дальнем Востоке. Поэтому очень хотелось бы видеть от нового руководителя Дальневосточного Федерального округа Юрия Трутнева взвешенную, неторопливую и преемственную политику в выстраивании наших внешнеэкономических интересов.

Возрастная категория материалов: 18+