• Основные вопросы педагогического сообщества вызывают сугубо организационные моменты.
  • В основном Закон «Об образовании» коснется школ.

Новый документ затронул учебные учреждения всех уровней и вызвал массу вопросов педагогического сообщества.

Ломки не будет

Как жить и учиться по новым правилам, руководителям амурских образовательных учреждений рассказали непосредственные разработчики нового закона. Со вчерашнего дня в Приамурье работают представители Центра правовых прикладных разработок Института образования НИУ Высшей школы экономики, Иркутского института повышения квалификации работников образования, Международного центра финансово-экономического развития. По их словам, новый документ пришел на смену устаревшему Закону «Об образовании», при этом кардинальной ломки устоявшейся системы не будет. Общение с амурскими педагогами прошло в большом зале правительства Амурской области.

— Старому закону более 20 лет, и для своего времени он являлся одним из передовых не только в стране, но и в мире. Поэтому система образования как таковая изменилась незначительно, — отметил научный сотрудник Центра правовых прикладных разработок Института образования НИУ ВШЭ Виталий Матвеев. — Основная структура осталась прежней. Однако реформа затронула профессиональное образование, которое раньше было сильно раздробленным. Сейчас несколько его ступеней объединены. Можно говорить о том, что дошкольное образование утратило самостоятельный статус и стало первым уровнем общего образования. При этом посещение дошкольных учреждений детьми по-прежнему необязательно. Можно говорить о появлении более точных формулировок, терминологии. Полностью исключено такое понятие, как «полное образование».

Руководители амурских вузов считают, что на привычный процесс обучения новый закон заметного влияния не окажет. Учебные программы будут регламентироваться государственными образовательными стандартами, принятыми ранее и к которым вузы уже привыкли. Вопросы в основном сугубо организационные.

— Мы читали новый закон, знаем его и даже участвовали в его создании на этапе обсуждения. Не все, правда, наши пожелания учтены, но тем не менее… Сегодня нас больше всего интересуют подзаконные акты, — поделился ректор БГПУ Юрий Сергиенко.

— Например, нет порядка назначения стипендий. Предыдущий механизм уже утратил свою силу, а новый еще не утвержден. Касается это в первую очередь первокурсников, ведь стипендии, назначенные до первого сентября, выдаются по старой схеме, — сказал Юрий Сергиенко.

Кроме того, меняется законодательство о высшем послевузовском образовании. Общие положения есть, но детали нуждаются в доработке. Требуются подзаконные акты по докторантуре. Мы также участвуем в их обсуждении. Нам уже прислали необходимые документы для изучения. Посмотрим, проведем экспертизу, внесем свои замечания и предложения. Думаю, в ближайший год эти проблемы будут решены. Подзаконных актов больше тысячи нужно, поэтому работа будет продолжаться.

Вопросы выживания

Много общего после вступления в силу нового закона появляется у профессиональных лицеев и учреждений среднего профессионального звена. В ряде случаев их ждет слияние. Как один из вариантов — Райчихинский профессиональный лицей № 2 объединяется с индустриальным техникумом. Времени дали до Нового года. Экономический эффект от подобного объединения очевиден, осталось понять, насколько выиграет учебный процесс.

— В принципе, особых опасений у нас нет. База нашего учреждения достаточно неплохая, — рассказал директор Райчихинского профессионального лицея № 2 Юрий Кузьмичев. — До последнего времени лицей производил мебель для детских домов Зеи, Архары, других районов Приамурья. Кроме того, у нас ведется обучение строительным специальностям, а также подготовка специалистов для угольной и золотодобывающей промышленности. В прошлом учебном году выпустили 340 ребят. На улице никто не остался, все востребованы на рынке труда. Акционерное общество «Амурский уголь» забирает значительную часть наших выпускников, строители отправляются на космодром. Если мы объединим усилия с техникумом, то качество образования должно еще более улучшиться.

Основные вопросы касаются бытовых проблем. Например, у нас обучается 186 детей-сирот. В любом случае государство их без внимания не оставит, оплатит обучение, проживание. Не до конца ясен сам механизм оплаты. Другой момент — благодаря новому закону, учебное учреждение вправе самостоятельно определять плату за общежитие. Допустим, будем брать по 200—300 рублей в месяц, а стипендия всего 600 рублей. Нужно понять, на какие средства ребенок будет питаться. Таких вопросов очень много, поэтому надеемся, что разработчики закона на них ответят.

Самой обширной категорией образовательных учреждений, затронутых новым Законом «Об образовании», остаются школы. И если городские общеобразовательные учреждения принимают новшества в спокойном режиме, то сельские смотрят на реформу с большой надеждой.

— Закон новый, мы его долго ждали. Он очень многое проясняет, улучшает, но вопросы по-прежнему остаются. Выживание сельских школ долгое время было большой проблемой, — отметил директор Норской школы Николай Сенчишин. — Допустим, у нас малочисленная школа. Детей мало, но требования сегодня ко всем школам одинаковые. В 2008 году пришлось пережить серьезные сокращения. Я директор, но веду работу за секретаря, за завхоза... приходится разрываться и при этом давать должное образование. То есть обязанностей добавилось, но ответственность за качество обучения никто не снял, она даже повысилась. Прежде всего мы ждем изменения подходов к малочисленным сельским школам, в том числе по проблемам финансирования.

Основные положения нового закона «Об образовании»

—        Школьное образование остается бесплатным

—        Вводится ежегодный мониторинг эффективности как для государственных, так и для частных вузов

—        Результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ) останутся действительными в течение пяти лет

—        Льготники будут бесплатно учиться на подготовительных отделениях вузов

—        Дошкольное образование становится частью системы общего образования

—        Муниципалитеты несут ответственность за место для ребенка в первом классе

—        Вводится системный подход к индивидуальным особенностям учащихся

—        Лицеи становятся первым уровнем среднего профессионального образования

—        Учителя получают особый статус, а вместе с ним возможности для повышения квалификации, отпуск увеличится, пенсия по старости станет льготной

—        Государственная аттестация девятиклассников перестает быть экспериментом и становится обязательной

Городские общеобразовательные учреждения принимают новшества в спокойном режиме, сельские смотрят на реформу с большой надеждой.

Возрастная категория материалов: 18+