• Таксистов обязали пожелтеть, однако бизнесмены пока неохотно перекрашивают автопарк.

 С этого времени компаниям, чьи машины будут другого цвета, просто не выдадут разрешение на работу, а их владельцев оштрафуют. Единый цвет для всех — мера, направленная на борьбу с нелегальными перевозчиками.

Насколько действенной она окажется, почему некоторые владельцы фирм не спешат перекрашивать свои машины в жизнерадостный желтый, а также о том, какие штрафы светят перевозчикам — приверженцам других цветов радуги, — выясняла «Деловая среда».

Новые правила перевозки пассажиров, прописанные в федеральном законе № 69, вступили в силу еще осенью 2011 года. Они ввели требования для участников рынка городских перевозок, самым затратным из которых стало обязательное приобретение машин в собственность фирмы-перевозчика. Раньше многие компании лишь нанимали водителей со своим транспортом. Кроме того, перевозчиков обязали взять в штат и диспетчеров. Также стаж вождения у таксистов, по новым правилам, должен быть не менее пяти лет либо за плечами — не менее трех лет работы водителем. Среди других требований: прохождение техосмотра дважды в год, обязательно оранжевый фонарь на крыше машины, наклейки с шашечками и таксометры. Лишь выполнив все указанные условия, фирма может получить разрешение на работу в сфере городских перевозок, действующее в течение пяти лет. Причем такое разрешение бизнесмены получают на каждую машину. Позже таксометры все же исключили из списка обязательных условий. Произошло это, правда, уже после того, как несколько амурских фирм успели их приобрести и установить.

Меры, обозначенные в новом законе, должны обеспечить безопасность пассажиров и избавить рынок от бомбил, которые зарабатывают деньги, подвергая риску жизни граждан и не платя в казну ни копейки. По информации министерства транспорта и дорожного хозяйства области, ежегодно из-за таксистов-нелегалов регион недосчитывается около 750 миллионов рублей доходов. Сейчас в Приамурье выдано уже 1930 разрешений — то есть столько транспортных средств в регионе официально таксуют, причем большинство — в Благовещенске. Но некоторые из этих разрешений уже аннулированы.

«Машины бьют, перепродают, поэтому и разрешения на их использование в качестве такси аннулируются», — объясняют в амурском минтрансе. По неофициальной статистике, частным извозом в области зарабатывают водители почти пяти тысяч автомобилей.

— Доход с одной машины, если человек нигде не зарегистрирован и тратится только на бензин, — до 60 тысяч рублей в месяц, — ссылаясь на данные владельцев фирм такси, говорят в министерстве транспорта.

Введение единого цвета для всех такси, в качестве еще одной меры борьбы с нелегалами, федеральные власти оставили на выбор регионам. Амурские законодатели выбрали для наших такси желтый цвет и приняли областное постановление на этот счет. Этот документ обязывает фирмы такси перекрасить автопарк в желтый до 1 января 2014 года. За пристрастие к прочим цветам их со следующего года будут штрафовать — пока, правда, не ясно, на сколько и кто. Кроме того, тем, у кого автомобили другого цвета, попросту не выдадут разрешение на работу.

Некоторые владельцы фирм такси озаботились переходом на желтый еще летом.

— Мы начали перекрашивать автопарк с лета. Сейчас больше половины машин уже желтого цвета, — сообщили в благовещенском такси «Онлайн». — Это большие расходы, покраска одной машины стоит от 20 до 40 тысяч рублей в зависимости от состояния автомобиля.

Автопарк такси «Алые паруса» тоже постепенно желтеет. Здесь покраской занялись в сентябре. В фирме считают, что новые расходы не вызовут повышения расценок на поездки. Последний раз цены на эти услуги в Благовещенске выросли в январе — на 10 рублей.

Пока часть участников рынка перевозок усиленно перекрашивает машины, другая часть замерла в ожидании.

— Половина таксистов красит машины, а половина и не думает. Я до 1 января красить не собираюсь. Вдруг еще что-то изменится — цвет поменяют или совсем отменят. Нас же дрессируют как могут — сначала ввели таксометры, а потом, когда мы их закупили, отменили, — говорит директор одной из благовещенских компаний такси, попросивший не называть его имя. — Пока в КоАП нет таких статей, предусматривающих ответственность за то, что мои машины будут не желтого цвета. К тому же авто желтого цвета невозможно будет перепродать. Машины изнашиваются практически за год — каждая в день «наматывает» по 300—400 километров. Мы их подлатываем и продаем, а кто купит машину желтого цвета, когда сразу понятно, что она из такси?!

Пока ответственность за противозаконный цвет такси действительно не предусмотрена.

— Мы разработали и уже направили в Заксобрание области наши предложения, в которых прописаны и размеры штрафов, и ведомство, которое будет отвечать за исполнение постановления. Пока документ еще не принят депутатами, но размер штрафа, скорее всего, будет исчисляться несколькими десятками тысяч рублей, — поясняют в региональном министерстве транспорта и дорожного хозяйства.

Таксисты собрались в подполье? 

С апреля прошлого года бомбил активно наказывают рублем. После вступления в силу новых правил перевозки пассажиров в КоАП РФ были введены статьи, предусматривающие ответственность за их нарушение. И если раньше штрафы за фонарь и наклейки на машине, которые водители использовали, не имея разрешения на работу, начинались от трех тысяч рублей, то теперь уже от пяти тысяч. А штрафуют нелегальных таксистов зачастую как минимум сразу по двум статьям КоАП, а это уже 10 тысяч рублей. ГИБДД области вместе с налоговой службой и представителями областного минтранса регулярно проводит рейды по «разоблачению» бомбил. В этом году было уже три таких рейда. Вместе с тем сами владельцы фирм такси невысоко оценивают эффективность новых правил перевозки пассажиров.

— Штрафуют и проверяют только нас — легальных перевозчиков, — говорит директор благовещенского такси, попросивший не называть его имени. — А тех, кто таксует на остановках или вдоль дороги, никто не трогает — слишком сложно доказать. Получается, что борются только с нами. А мы несем затраты на медосмотры, техосмотры. Страховка для машины-такси в четыре раза дороже, чем для обычной: если за обычный автомобиль платят 2500 рублей, то я плачу по 10—11 тысяч за машину. Теперь еще покраска — становится невыгодно заниматься таким бизнесом. В этом году многие, кто работал легально, ушли в тень. И я знаю владельцев нескольких фирм такси, которые тоже собираются уйти в подполье.

Как объяснили в ГИБДД области, проверить машину, которая просто стоит у остановки без фонаря и шашечек, инспекторы не имеют права — нет оснований. Да и просто остановить едущего мимо таксиста, если он не превысил скорость или не нарушил правила, экипаж ДПС тоже не вправе.

— Мы можем проверять все машины-такси только в рамках специальных акций, — говорит старший инспектор УГИБДД УМВД по Амурской области Константин Пытиков. — Последняя из них прошла с 14 по 23 октября. В ходе нее были оштрафованы 40 нелегальных перевозчиков — за перевозку пассажиров без разрешения, за установку шашечек и фонарей на машину также без разрешения и за управление машиной с фонарем и шашечками без разрешения на работу. Среди нарушителей очень редко встречаются водители, которые работают на легальную фирму такси. Большинство работают сами на себя.

Некоторые из бомбил даже идут на хитрость — вместо фонаря устанавливают на крыше пластиковые футляры, в которых продаются тряпочки для мытья автомобилей. Внешне машина похожа на такси, а оштрафовать такого водителя не за что.

Но и у легальных перевозчиков не все так чисто. Некоторые из них, стараясь уйти от налогов, регистрируют не весь автопарк, а только его часть. «После совместных рейдов с ГИБДД поток желающих получить разрешение на работу сильно увеличивается», — говорят в министерстве транспорта области.

60 тысяч рублей в месяц может заработать нелегал на дорогах.

300 штрафов выписано за год за перевозку пассажиров без разрешения на работу, за размещение фонаря и наклеек без того же разрешения.