В свою очередь должник ссылается на огромные неплатежи управляющих компаний и горожан. Что творится с электроснабжением в областном центре и почему долги растут как снежный ком разбирался корреспондент АП.
Энергетики тоже платят
В Благовещенске электроэнергия идет по 118 питающим линиям. Сейчас 29 резервных фидеров отключены, по 9 введена автоматика контроля, сообщают в Амурэнергосбыте. В режиме ограничений город живет еще с весны, однако тогда они проходили незаметно для рядового потребителя. Недавно санкции ужесточили, напрямую эти меры также не повлекли отключений абонентов, однако надежность энергосистемы снижена, и в случае аварийных ситуаций переключить потребителей будет некуда. Энергетикам придется прикладывать больше усилий, чтобы быстро ликвидировать аварии. И проблемы не заставили долго ждать.
На прошлой неделе из-за аварии в электросетях в районе КПП и хлопкопрядильной фабрики без электричества почти сутки оставались дома, котельные, школа и детсад. Тем не менее другого способа заставить платить коллег по бизнесу Амурэнергосбыт не видит.
— Ситуация очень напряженная. Не могу вспомнить за последние три года ни одного месяца, когда Энергокомфорт «Амур» добросовестно выполнял бы свои обязательства, но в этом году ситуация крайне плохая! — возмущен директор филиала ДЭК Амурэнергосбыта Виталий Стороженко. — Величина задолженности за электроэнергию на 1 ноября составляет 311 миллионов рублей, из них 252 миллиона — это те обязательства, которые не исполнены в октябре. Такой цифры еще не было. Бывают единичные сбои, какая-то экономическая ситуация в отдельные периоды, а здесь мы наблюдаем устойчивую динамику вниз. Скорее всего, к февралю — марту при такой динамике расчетов у Энергокомфорта возникнут предпосылки к банкротству. И если это произойдет, в городе будет коллапс. Около 80 тысяч физических лиц, порядка 10 тысяч юрлиц будут вынуждены одномоментно менять договорные обязательства.
Предприятие потребляет 9 процентов всей электроэнергии области. А его долги в общем объеме тянут на 32 процента — несоизмеримые цифры, считают в ДЭК. И выхода из ситуации не видят. Долги предприятий ЖКХ всей области (а коммунальщики, как водится, вечные злостные неплательщики) составляют 286 миллионов.
Кстати, энергопредприятия озвучивают разные суммы злополучной задолженности — это объясняется тем, что обязательства каждая сторона считает по-своему. Амурэнергосбыт основывается на том, что в начале месяца Энергокомфорт «Амур» должен заплатить накопленный долг и 45 процентов потребления ноября: суммарно 370 миллионов. При этом у гарантирующего поставщика Благовещенска «довольно льготные условия оплаты», считают в ДЭК. «Нельзя сказать что организация совсем не платит, 15 миллионов пришли в ноябре, но этой суммы крайне недостаточно. Предприятие еще летом предоставило свой график платежей, но, к сожалению, даже его не исполняет», — заявляют в Амурэнергосбыте.
По сравнению с 1 ноября прошлого года задолженность благовещенского перепродавца электроэнергии увеличилась на 150 миллионов рублей.
Этим Энергокомфорт тянет за собой вниз и ДЭК, которая привлекает кредиты, платит проценты, ведь ей нужно рассчитываться за электроэнергию на оптовом рынке, с сетевыми организациями и так далее.
Денег у должника нет
Впрочем, руководство Амурских коммунальных систем ( дочерней структурой которых и является ООО «Энергокомфорт "Амур"») не считает сумму долга такой уж масштабной, а ситуацию критической.
— По состоянию на 1 ноября наша задолженность перед ДЭК 253 миллиона рублей, сейчас — 238, то есть в этом месяце уже прошла оплата. В свою очередь задолженность потребителей перед Энергокомфортом «Амур» составляет 447 миллионов рублей — видите, сумма почти в два раза больше, чем мы должны отдать, — комментирует главный управляющий директор АКС Наталия Куприна. — Основная причина задолженности — это долги управляющих компаний и населения, которые отвратительно платят за электроэнергию. Платежеспособность УК снижается, какие бы меры мы ни принимали, судимся, возбуждены уголовные дела в отношении руководителей нескольких управляющих компаний. Но это не влечет появление денежных средств. Самое страшное, что есть управляющие компании, которые, пользуясь доверием потребителей, собирают с них деньги, но не в полном объеме нам оплачивают ресурс.
Платежная дисциплина потребителей Благовещенска в целом за коммунальные услуги традиционно является одной из самых низких среди регионов, где работают «Российские коммунальные системы». Сотрудники испробовали все возможные меры борьбы с должниками — принудительные отключения, запрет выезда за рубеж и пошли даже на такие жесткие и беспрецедентные шаги, как выселение должников из квартир. «Мы подаем где-то по 300 заявлений в суд о взыскании в месяц, но судебная система не резиновая, и, наверное, это не способ решения проблемы. Чем больше наших исков, тем сложнее, дольше они рассматриваются и исполняются. Замкнутый круг, — отмечает Наталия Юрьевна. — Да и нет какого-то эффекта от принудительных мер — если какая-то часть населения не платит, то эти же должники не платят и по исполнительным листам». При этом собираемость платежей со своих абонентов — РКЦ обслуживает 74 тысячи лицевых счетов — выше, уверяет АКС.
Главным виновником в сложившихся проблемах называют именно управляющие компании. Управляйки только за электроэнергию задолжали более 250 миллионов рублей. «Пока не изменится законодательство, пока не будет принято жестких мер, у нас всегда будет задолженность и риск, что деньги, собранные УК, могут не в полном объеме или несвоевременно дойти до поставщиков ресурсов», — аргументирует главный управляющий директор АКС.
Ухудшение платежной дисциплины же в последнее время благовещенские сбытовики объясняют тем, что у них нет возможности привлекать заемные средства, чтобы расплатиться с ДЭК
— До августа мы брали кредиты, но, к сожалению, Энергокомфорт «Амур» из-за тарифного регулирования (у нас маленькая сбытовая надбавка) имеет убытки, банки нам на сегодняшний день пока отказывают в кредитовании, — отмечает Наталия Юрьевна. — Сейчас у нас просто нет возможности брать кредиты и рассчитываться за неплатежеспособные УК и население.
Тем не менее предпосылок к банкротству должник не видит.
— Наши требования в 2 раза превышают наш долг перед ДЭК. Мы не намерены банкротить Энергокомфорт «Амур», — заверила Наталия Куприна. — Я не думаю, что банкротство выгодно остальным участникам рынка. Будем погашать задолженность, может быть, не в том объеме и не в такие сроки, в которые хочется ДЭК. Но за это мы несем ответственность в виде штрафных санкций. У нас есть желание решить проблему, есть программа по выводу Энергокомфорта в более стабильное финансовое положение. Например, мы готовы переуступить исполнительные листы в отношении управляющих компаний и населения, которые находятся несколько лет на взыскании в службе судебных приставов.
Впрочем, перспектива заполучить висящий груз долгов вряд ли обрадует энергетиков. Узнать, как оценивают деятельность Энергокомфорта в администрации города, нам оперативно не удалось — ответить на запрос пообещали к концу недели. Как стало известно АП, проверку финансово-экономического состояния предприятия проведет прокуратура Благовещенска. Также надзорный орган принял решение вынести Амурэнергосбыту предостережение о недопустимости ограничений электроснабжения на социально значимых объектах в период ЧС.
«Я сам абонент Энергокомфорта, и некоторые цифры в квитанции меня удивляют»
Причины снижения расчетов и долгов партнера руководству Амурэнергосбыта не понятны. А ведь энергокомпания также обслуживает население, управляющие компании и юрлиц остальных территорий области.
— Одним из лозунгов, почему на рынок города заходили Амурские коммунальные системы и потом создавался Энергокомфорт «Амур», было решение проблемы неплатежей. Однако ситуация повторяется. Мы не видим внутренней финансовой деятельности, поэтому охарактеризовать причины мне тяжело. Ссылки идут на задолженность населения, называются гигантские цифры долгов управляющих компаний — но это типовая работа любой энергосбытовой организации: собирать деньги с потребителя, — аргументирует Виталий Стороженко. — Озвученная в СМИ задолженность населения перед Энергокомфортом в 140 миллионов рублей — я считаю, эта сумма довольно высока. Мы по территории области обслуживаем 250 тысяч абонентов-физлиц, которые нам должны 156 миллионов рублей. Причем преимущественно это потребители сельской местности, благосостояние которых, что уж лукавить, несколько ниже, чем абонентов областного центра. Поэтому 140 миллионов долгов на почти 80 тысяч городских жителей — это, наверное, хуже, чем 156 миллионов по 250 тысячам сельских. Не хочу комментировать работу Энергокомфорта, со стороны технологических моментов не поймешь. Но я ведь тоже житель Благовещенска, тоже абонент Энергокомфорта, и некоторые цифры в моей квитанции порой у меня вызывают вопросы, на которые даже я, обладая специальными знаниями, ответов не нахожу.
Кто должен Энергокомфорту
140 млн рублей — составляет долг за свет благовещенцев, которые напрямую рассчитываются с ООО «Энергокомфорт "Амур"»
267 млн рублей — задолженность за электроэнергию населения города,которое обслуживают управляющие компании, ТСЖ и ЖСК
31 млн рублей — долг юридических лиц (организаций и учреждений города)
958 миллионов рублей — общая задолженность за электроэнергию перед Амурэнергосбытом на 1 ноября.
Естественно встану на защиту АКС-единственной независимой компании в областии, в отличее от ДЭКА , который полностью висит на шее у государства, то есть баланс предприятия выходит в «+» благодаря деньгам налогоплательщиков.
— тов. Вальтер (гость)Власти сами создали такую ситуацию, когда вместо одной государственной кампании спешно создали десятки частных и посреднических. И вот итог их деятельности, все кампании должны друг другу. А крайним, почему то всегда оказывается рядовой потребитель.
— гость. (гость)