Рынок фейерверков в Приамурье сегодня кардинально отличается от рынка 6‑летней давности. Торговцев петардами сомнительного производства на уличных рынках сменили специализированные магазины с широким ассортиментом фейерверков. И если 10 лет назад купить фейерверки и салюты было рискованным делом, так как не было никакого контроля, то сегодня на любой выбранный товар продавцы готовы предоставить сертификат качества.
Совладелец торговой компании «Фейерверк-мастер» Евгений Панченко вместе с компаньонами вошел в этот бизнес 15 лет назад. Начинал с уличных рынков. «Раньше в ассортименте было всего пять позиций, сейчас 200—300, — вспоминает Евгений. — Как и сейчас, 90 процентов всей мировой пиротехники производится в Китае, даже если на этикетке значатся Испания, Германия или какая‑либо другая страна. Отечественные производители делают только хлопушки и бенгальские огни. Несмотря на то что продукция на рынке китайская, с ее сертификацией все строго. Найти контрафакт на рынке сегодня просто нереально. Другой вопрос — правильность ее применения».
Салют по средствам
Фейерверки сегодня уже не являются чем‑то недосягаемым для рядовых граждан, однако уровень доходов населения определяет тенденции на пиротехническом рынке Приамурья.
— Спрос прежде всего на дешевую пиротехнику — стоимостью до 500 рублей, — говорит менеджер по продажам компании «Мир фейерверков» Александр Утоми. — Самые ходовые позиции на рынке — так называемая мелочевка: петарды, жуки, летающие фейерверки, римские свечи. Ценовая политика этого сегмента пиротехники ориентирована на людей с невысокими заработками. К таковым можно отнести 90 % покупателей. Немного реже люди берут многозарядные батареи по 1600—2000 рублей. Для более искушенного покупателя есть высотные фейерверки за 15 и 20 тысяч рублей. В Москве, например, где уровень доходов населения на порядок выше, наметилась тенденция в сторону приобретения именно дорогой пиротехники. У нас в Благовещенске за 200 рублей можно купить семь залпов, порадовать ребенка и поставить галочку о том, что на Новый год запустил салют.
На рынке пиротехники в Приамурье работает свыше десятка специализированных точек продаж пиротехники. Большая часть из них принадлежит пяти крупным игрокам, которые работают уже не первый год. С каждым годом количество точек продаж увеличивается, в основном за счет того, что компании расширяют сеть сбыта. Конкуренция между ними, безусловно, есть, но каждый идет своим путем, занимая определенную ценовую нишу.
Торговля на месяц
Продавцы не скрывают, что, несмотря на сезонность продаж, «бизнес на чужом празднике» является прибыльным делом. Его рентабельность составляет от 25 до 30 процентов. «В любом бизнесе ежегодно должна быть тенденция на повышение хотя бы в пределах 10—15 процентов, — говорит один из руководителей крупной сети магазинов пиротехники российского уровня. — К тому же фейерверки — сезонный бизнес. Насыщенная продажа идет в основном в декабре и январе. Остальное время в году продавцы тратят на поиск оптовых поставщиков, ищут новые места для продаж. В течение года выручают свадьбы и дни рождения, но такого стабильного спроса, как на Новый год, нет. Среди продавцов пиротехники есть поговорка: «один месяц год кормит». Если за год не побегаешь, то в декабре будет сложно, так как в этот месяц обостряется конкуренция и появляются лоточники», — поясняют предприниматели.
Так называемые лоточники — люди, которые торгуют пиротехникой на улице, — это еще один сегмент пиротехнического рынка. Несмотря на то что они носят полулегальный характер, их продукция по качеству мало чем отличается от магазинной, так как берут они ее у тех же оптовиков, что и торговые павильоны. После событий, произошедших в баре «Хромая лошадь» пять лет назад, в России покончили со стихийной торговлей пиротехникой. Для того чтобы торговать обычной пиротехникой, необходимо соблюсти ряд условий. Это должно быть отдельно стоящее одноэтажное здание — от прочих объектов должно быть не менее 12 метров. В торговом центре магазин пиротехники должен занимать последний этаж. Предпринимателю к тому же придется получить соответствующее разрешение.
Полулегальный заработок
Тем не менее лоточники не намерены отказываться от сезонного заработка и на свой страх и риск выходят на улицы в канун праздников. Конечно, для рядовых граждан они удобны тем, что находятся в шаговой доступности. Купить фейерверк на радость детям и родным порой можно было рядом с продуктовым магазином. Не нужно ехать куда‑то в специализированную точку. Для самих лоточников сезонная продажа была небольшим, но заработком. «Наценка у лоточников на различные категории пиротехники варьируется от 35 до 50 процентов, — рассказал корреспонденту АП один из таких нелегалов-лоточников в Благовещенске, представившийся Александром. — Однако если берешь у оптовиков, то практически всегда будут остатки. Прибыль снижается. Есть еще вариант — брать у оптовика товар под реализацию. В этом случае в конечную сумму уже сразу приходится вкладывать то, что остатки придется вернуть оптовику. В итоге конечный заработок снижается на четверть».
Как говорят представители стихийной торговли, оптовиком работать выгодно, но это требует больших первоначальных затрат. Необходимо иметь определенные помещения для торговли, склады и прочее.
Пиротехническое шоу
Профессиональным запуском пиротехники в Приамурье сейчас занимаются три фирмы — «Салюты Амура», «Мир фейерверков» и «Центр фейерверков». Цены на полноценное пиротехническое шоу в них начинаются от 20 тысяч рублей и до бесконечности, если речь идет о богатом корпоративном торжестве или о городском празднике. Запуск праздничных салютов и фейерверков на вооружение активно взяли праздничные агентства областного центра Приамурья. Все фейерверки, что находятся в свободной продаже, относятся к 1—3-му классам опасности пиротехнических изделий и не требуют специальных разрешений на продажу и запуск. Те же фейерверки, которые мы видим на народных гуляньях, — результат запуска пиротехнических изделий 4—5-го классов с уровнем опасности, приравниваемым к боеприпасам. Для того чтобы осуществлять запуск подобных салютов, необходимо сдать экзамены на получение удостоверения пиротехника, получить лицензию и оборудовать помещения для хранения пиротехники с учетом всех требований безопасности.
Пик популярности грандиозных салютов прошел
— Заработать на пиротехнике можно было лет 10 назад, но сегодня этот рынок практически не приносит прибыли, — говорит директор компании «Салюты Амура» Виталий Остапенко. — Пиротехникой мы занимаемся с 1995 года, в основном организацией и проведением салютов на городских праздниках, где используются фейерверки 4—5‑го классов опасности, требующие профессионального подхода. Могу сказать, что пик популярности профессиональных грандиозных салютов пришелся на 2005—2010 годы. В те годы денег на салют не жалели. Например, на юбилей «Покровки», лет, наверное, шесть назад, компания «Петропавловск» заказывала у нас проведение фейерверка на сумму в 1,2 миллиона рублей. На моей памяти салюты были и побогаче. На корпоратив одной из структур «Газпрома» мы запускали практически аналогичный салют, но сумма была выше. До 2008 года благовещенская администрация заказывала нам фейерверки минимум на 800 тысяч рублей, а сейчас больше четырехсот тысяч на салют не тратят. В юбилейные годы на празднование 9 Мая мы запускали фейерверки в 12 городах одновременно. В Новый год мы обычно стреляем в пяти-шести городах Приамурья. В этом году, возможно, и этого не будет. Например, на эстафете олимпийского огня наша компания вовсе отстреляла бесплатно. Нас попросили сделать подарок городу на 300 тысяч рублей, мы не отказали. Сегодня многие амурские города отказываются от проведения общегородских салютов на Новый год. Денег в бюджете нет. Сказалось, конечно, наводнение. Однако отрицательная тенденция в этом сегменте наметилась еще в прошлом году. Граждане теряют интерес к пиротехнике. Фейерверки и салюты уже не вызывают тех эмоций, как раньше. У людей не остается свободных денег. Соответственно, падают и продажи. Даже на свадьбах фейерверк становится невостребованным.
МНЕНИЕ
Сергей Чебыкин, главный государственный инспектор по пожарному надзору ГУ МЧС по Амурской области:
— Рынок пиротехники стал цивилизованней. Н наличие контрафактной продукции, а также отсутствие у продавцов сертификата на изделия, инструкций по применению пиротехники на русском языке — редкость. В ноябре-декабре этого года мы проводим проверки организаций, занимающихся реализацией и хранением пиротехнической продукции. Сведения о таких объектах постоянно меняются — в ходе совместных рейдов с полицией выявляются новые точки. Например, если в начале прошлой недели у нас имелись сведения о пятнадцати таких объектах, то на сегодня о 29. Для сравнения: в 2012 году проводились проверки 15 точек, в 2011-м — тридцати четырех. Основные нарушения, которые допускают предприятия, реализующие пиротехнику, относятся к порядку складирования и размещения пиротехнических изделий. Однако чаще правила пожарной безопасности при работе с петардами и салютами нарушают сами граждане, запуская фейерверки где придется, не говоря уже о специализированных площадках.
Сколько можно заработать на салюте
АП взяла популярный у амурчан фейерверк «Батарея салютов» и сравнила его стоимость у разных продавцов
Число залпов: 19
Калибр — 1,2 дюйма
Время работы — 16 секунд
Эффекты — разноцветные залпы
Цена:
оптовая — до 1 000 рублей
спецмагазин — 1 500-1 600 рублей
уличная торговля — 2 000-2 500 рублей.
Средние цены на фейерверки в Благовещенске
Петарды 25-300 рублей
Наземные фейерверки 60-300 руб.
Фонтаны 80-1 000 руб.
Летающие фейерверки 60-300 руб.
Римские свечи 99-1 099 руб.
Фестивальные шары 600-2 000 руб.
Батареи салютов 150-15 000 руб.
Одиночные салюты 100-350 руб.
Высотные фейерверки 8 000-15 000 руб.
Добавить комментарий
Комментарии