— Михаил, как был задуман такой сериал, с какой целью?
— Во-первых, в этом году Амурская область празднует 155‑летие и мы хотели отметить это событие. Во-вторых, идея исторической программы возникла еще два года назад, когда мы только начинали формировать программную сетку. Тут мы брали пример с наших сетевых партнеров — столичной редакции «Эхо Москвы». Общественно-политическое вещание невозможно без исторических экскурсов. История должна присутствовать во всем, это опыт, а он важен в любом деле, будь то политика, экономика, культура. Историческая программа была задумана еще два года назад, но было не очень понятно, какой она будет. В марте 2013 года на годовщину нашего эфира к нам приезжал Алексей Венедиктов, главный редактор «Эха Москвы», кстати, он историк по образованию.
А в июне в Благовещенске побывал обозреватель и ведущий эфира «Эха Москвы» Матвей Ганапольский. Он спросил про интересных людей города, с кем было бы можно провести интервью, и мы ему рассказали, что у нас есть Анатолий Телюк — успешный бизнесмен, кандидат философских наук, который издает исторические книги. Анатолий Васильевич согласился на беседу, и в процессе общения зашел разговор о том, что есть большой пласт людей, занимающихся краеведением, и неплохо было бы привлечь их к созданию исторической радиопрограммы. Буквально через пару недель состоялась организационная встреча с историками и краеведами, мы предложили концепцию программы, все согласились посотрудничать. И в августе наш проект стартовал.
— О чем вы рассказываете радиослушателям?
— О первопроходцах, об истории почты и телеграфа, о молоканах, об истории театра, о Триумфальной арке и ее воссоздании, о библиотеках, об адмирале Невельском и начале судоходства на Амуре, об истории дальней авиации в Приамурье. Много интересных тем, есть о чем рассказать. Сейчас готовим материал об истории золотодобычи, помогает нам краевед Павел Афанасьев. В планах программа о железной дороге, будет продолжение об амурском пароходстве, также готовится передача о приезде цесаревича в Благовещенск, да много что еще…
— Каков формат программы? Это беседа в прямом эфире?
— Мы решили, что формат должен быть иным. В основе — беседа с носителем информации — историком, краеведом, мы можем записать ее в студии, в рабочем кабинете, в мастерской или в музее на выставке. Для иллюстрации рассказа придуманы три рубрики: «Портрет» — для более объемного показа исторической личности, «Приамурье в цифрах» — чтобы проиллюстрировать количественные показатели бизнеса, экономики, важные для того времени, и «Цитата».
В программе о благовещенском богослове и педагоге Георгии Шипкове, например, я использовал в качестве цитаты протокол заседания тройки НКВД, на котором Шипков в 1938 году был приговорен к расстрелу. Иногда скупая цитата сильнее действует на восприятие, чем пространный рассказ.
— Почему программа получила название «Амурские волны»?
— Название предложил наш московский коллега Матвей Ганапольский, когда приезжал в Благовещенск. Сначала мы поулыбались, потому что многим оно показалось несколько банальным, а потом подумали: почему бы и нет? Возникает прямая ассоциация с вальсом «Амурские волны», а также с тем, что у нас радиостанция, а следовательно, радиоволны. Да и сам вальс уже стал историей. Кстати, эту мелодию мы используем в музыкальной заставке сериала.
— Михаил, почему вам лично интересна эта тема?
— В любой странности есть своя закономерность. Я живу в Благовещенске шестой год, сам, как говорится, не местный. Казалось бы, странность — почему приезжий делает программу об истории Приамурья? Но в этом есть закономерность, общеизвестно, что, например, москвичи не бывают годами ни в своих музеях, ни в Третьяковке, в отличие от приезжих. Думаю, что и здесь та же история — для местных жителей прошлое края кажется чем‑то обыденным. А мне интересно знакомиться с историей Приамурья. Поскольку я занимаюсь этим проектом, погружаюсь в историю интенсивнее, при подготовке очередной программы надо предварительно изучить материал. Видимо, и мой склад характера помогает, мы с детства ходили в походы по родной Пензенской области, где родина Радищева, где прошло детство Лермонтова. И вообще, когда человек не знает историю места, где живет, он превращается в какой‑то механизм, который функционирует, но не думает и не чувствует. Лично для меня «Амурские волны» — это работа моей души для того, чтобы у других, может быть, в душе тоже что‑то встрепенулось.
Добавить комментарий
Комментарии