• Благовещенские таксисты уже ощутили на себе конкуренцию со стороны новых игроков.
  • Водители отчисляют компании всего 10 % от заказа.

И если до их появления поездка по городу обходилась благовещенцам минимум в 100 рублей, то новые участники рынка снизили тариф до 80. В итоге некоторые мелкие компании, не выдержав демпинга, вынуждены закрываться или идти под крыло к крупным конкурентам. Насколько законно действуют новые игроки, а также плюсы и минусы для потребителей выясняла «Деловая среда». 

1 648 машин такси работают сейчас в регионе официально, то есть имея разрешение на этот вид деятельности. По неофициальным данным, в общей сложности в Приамурье таксуют около пяти тысяч автомобилей. По информации самих фирм такси, в городе всего две-три крупные компании, в автопарк каждой из которых входит около полусотни машин. Все остальные — относительно мелкие фирмы, которых в общей сложности больше 30. Некоторые из них сейчас переживают не лучшие времена.

— Буквально вчера закрылась фирма такси, которая около десяти лет работала на рынке, — последние заказы выполнял сам директор. Еще одна фирма, которая работает пять лет, тоже на грани банкротства — недавно ее владельцы предложили нам сотрудничество, — рассказывает директор одной из крупных благовещенских фирм такси, не пожелавший называть имя.  — Это связано в том числе и с появлением на рынке крупных компаний с запада. От нас к ним тоже ушла часть клиентов, но это в основном кочующий контингент  — пенсионеры и студенты, которым важна разница в 10—20 рублей.

В другой компании такси нам сообщили, что с приходом новых игроков почувствовали отток не только клиентов, но и водителей, которым новые работодатели предложили более выгодные условия работы. Крупные фирмы федерального масштаба зашли на амурский рынок практически одновременно — «ВезиТакси» начали оказывать свои услуги в Благовещенске в сентябре, чуть больше месяца спустя свой офис открыла служба заказа такси «Максим». У первой фирмы, помимо Благовещенска, филиалы еще в девяти городах, у второй — в 68. И первая, и вторая действуют на этом рынке уже больше десяти лет.

Попав на новый рынок, компании сразу же предложили тариф ниже сложившегося в городе. Так, минимальная поездка у них стоит 80 рублей вместо обычных для Благовещенска 100 рублей. А доехать из аэропорта до города — 390 рублей вместо 450 рублей, которые просят в благовещенских такси. По информации АП, такси «Максим» не берет доплату за перемещение в другой район города —  цена поездки начинается от 80 рублей (в нее входят три километра пути), и в дальнейшем пассажир платит по 10 рублей за каждый километр. У «ВезиТакси», помимо низкого ценника,  есть и другой козырь — скидки постоянным клиентам от 10 до 20 процентов. В «ВезиТакси» пока не могут назвать свой новогодний тариф, но, возможно, вообще не будут повышать цену на праздники. Городские такси, как правило, в новогоднюю ночь поднимают цену на поездку в полтора-два раза. 

Клиентов и водителей заманивают рублем

За более низкими ценами к новым компаниям потянулись пассажиры, и сейчас от них в обеих фирмах нет отбоя: заказов больше, чем водителей. Обе компании активно набирают персонал на работу. Центральные офисы, а также диспетчерские службы обеих фирм находятся за пределами Дальнего Востока. «ВезиТакси» базируется в Тюмени, а «Максим» не разглашает местоположение своего call-центра — по разным данным, он располагается либо в Кургане, либо в Перми или Москве. Набирая номер любой из этих компаний, пассажир попадает в диспетчерский центр, находящийся за несколько тысяч километров отсюда. В обоих случаях фирмы используют IP-телефонию, то есть звонок не тарифицируется как междугородний.

Компании набирают водителей со своим транспортом. Их не нанимают, а оказывают  им информационные услуги — подключают к программе, где размещаются заявки клиентов. Если водитель отрабатывает заявку, с его счета списывается 10 процентов от ее стоимости. Но первое время, согласно условиям фирм, он работает сам на себя. Как правило, для многих это хорошая подработка. У водителей свободный график и нет планов, которые нужно выполнять. 

В то же время в городских такси водитель со своим транспортом отчисляет компании 25 процентов от стоимости заявки.

Такси без ответственности

Как следует из информации на сайте, «Максим» не является таксомоторной организацией, а значит, на нее не распространяются требования, которые закон выдвигает к таксистам. Почти то же самое сообщили в офисе их конкурентов. «Мы официально не являемся службой такси — мы осуществляем перевозки по заказу, и работаем с водителями на договорах фрахтования. На нас не распространяются требования к таксистам», — подчеркнули  в местном офисе «ВезиТакси».  

На деле это означает, что эти компании не обязаны содержать свой автопарк, как зарегистрированные фирмы такси, нанимать в штат водителей и проводить регулярный техосмотр транспорта и медосмотр персонала. И уж тем более фирмы не обязаны перекрашивать машины своих водителей в желтый цвет, как это с 1 января предписывает всем официально зарегистрированным таксистам областной закон. Кстати, штраф за «незаконный» цвет выписывать не будут. С 1 января сотрудники ГИБДД будут выносить предписания легально работающим фирмам такси с тем, чтобы они перекрасили свои машины в желтый цвет в течение месяца. Если это не будет сделано, у них через суд отзовут разрешение на этот вид деятельности.

Водители «ВезиТакси» и «Максим» таксуют на собственном транспорте без всяких опознавательных знаков такси. Делают они это на свой страх и риск, так как за незаконное оказание услуг такси им грозит штраф в пять тысяч рублей. Сотрудники ГАИ вместе с представителями автодорожного надзора и налоговой службы регулярно проводят рейды «Нелегальный перевозчик». Как правило, бомбил штрафуют на пять тысяч рублей — за перевозку пассажиров без лицензии, еще на пять тысяч рублей водителя могут оштрафовать за то, что он ездит с фонарем такси, не имея разрешения на этот вид деятельности. За 11 месяцев этого года в области было составлено 279 протоколов об административном правонарушении за незаконный извоз и незаконную езду с фонарем такси. Кроме того, в некоторых случаях машины нелегалов забирают на арестплощадку — до вынесения судебного решения.

Законность под вопросом

Водители обеих фирм признаются, что им случалось выплачивать штрафы. По отзывам благовещенцев, на вызов в основном приезжают машины без шашечек. 

У недавно открывшихся компаний уже есть свои почитатели, которые с их помощью экономят, но есть и недовольные клиенты, которые очень долго ждали вызванной машины, а бывает, что и не дождались ее. Так, директор одной из благовещенских компаний такси признался, что сам попробовал воспользоваться услугами одной из этих фирм, но, прождав два часа, так и не увидел вызванной машины.

— Мы не можем снизить цену до их тарифа,  так как для нас это будет нерентабельно — мы содержим и автопарк, и диспетчеров, платим за мед- и техосмотры, — комментирует владелец фирмы такси. — Но у них очень большая текучка среди водителей — тариф маленький, и мало кто за такие деньги захочет везти пассажира на своей машине в то же Белогорье. Кроме того, водителей часто штрафуют. Еще один минус — на плохое обслуживание некому пожаловаться.

Как стало известно АП, в обеих фирмах диспетчер пусть удаленно, но все же контролирует действия водителей.

Вместе с тем и в ГИБДД, и в областном министерстве транспорта и дорожного хозяйства считают, что обе компании работают на грани законности. Формально не оказывая услуг такси, они фактически организуют частный извоз.

 — Нигде в законодательстве не регулируется деятельность таких служб заказа такси. И пока эффективных инструментов воздействия на них нет.  Наказывать рублем можно только водителей-нелегалов. Но мы также обратились в антимонопольную службу по поводу рекламы этих фирм — в рекламе они сообщают, что оказывают услуги такси, а по документам они их не оказывают. Выходит, их реклама не соответствует действительности, — сообщили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства области.

А пока идут проверки и рейды, уже две местные фирмы такси обратились в компанию «Максим» с предложением сотрудничать. И, как сообщили в «ВезиТакси», компания рассматривает возможность открыть офисы в других крупных городах области — например, Белогорске и Свободном.

Таксисты не дружат с законом

468 ИП  и 9 юрлиц зарегистрированы  в сфере услуг такси в Приамурье, по информации областного минтранса

119 ИП и 7 юрлиц действуют в Благовещенске в сфере услуг такси

5 000 руб. составляет штраф за перевозку пассажиров без разрешения на оказание услуг такси. Такой же штраф выписывают за незаконную езду с фонарем такси

54 водителя оштрафовали в Благовещенске за 11 месяцев за перевозку пассажиров без разрешения на оказание услуг такси

95 водителей оштрафовали за 11 месяцев в областном центре за езду с фонарем такси, но без разрешения на оказание этих услуг

2 146 разрешений на оказание услуг такси было выдано в Приамурье владельцам автомобилей с января 2012 года. Сейчас действуют лишь 1 648 из них, остальные аннулированы по разным причинам.