Дворец построили и пустили в свободное плавание

— Нина Ивановна, 25 лет исполняется вашему учреждению, и все эти 25 лет вы стоите у его руля?

— Я стою у руля чуть дольше — 26 лет, потому что я стала директором ДК за год до его открытия. Здание достраивали, но его нужно было отделать изнутри, наполнить оборудованием, мебелью. Я занималась снабжением, ездила по России, выбивала музыкальные инструменты, освещение, одежду сцены, кресла, люстры, холодильные камеры… Это был 1987 год, нас тогда финансировали, но в свободной продаже ничего не было, все было по лимитам, и чтобы получить то, что мы хотели, приходилось ездить по предприятиям Советского Союза, которые это производили. Мы оснастили наш дворец, набрали большой штат. Планов было громадье. Но началась перестройка, Федерация профсоюзов больше не смогла нас финансировать, и мы пустились в свободное плавание.

— Наверное, это было самое страшное время — неизвестно, что впереди, цены меняются каждый день, страна стала другой. На ваших плечах — серьезное учреждение культуры. В то время многие очаги культуры в России закрывались, кинотеатры становились торговыми центрами. Как вы выстояли?

— Если не знаешь, какие трудности ждут впереди, то ничего не страшно. Прошло 25 лет, и я с ужасом думаю: если бы сейчас это все случилось, мы бы точно не выжили. А тогда — крутились-вертелись как могли. И мне никогда не было стыдно за наш дворец. Это центр культуры города, мы это понимали и понимаем всегда. Когда начались реформы, мы перешли на самофинансирование, начали сдавать помещения в аренду, проводить платные мероприятия, платить налоги. Начались задержки зарплаты, не хватало средств. Коллектив пришлось сокращать. К нам приходили отключать тепло и электроэнергию за неуплату. Но как‑то взаимозачетами постепенно мы закрывали долги — проводили праздники для предприятий, к нам возвращались свет и тепло. Как‑то удавалось договариваться.

— Вы умудрялись еще и праздники проводить?

— Конечно, несмотря на кадровые проблемы. Иногда я брала мероприятие, а проводить некому. Тогда сама писала сценарий, одевалась и выходила на сцену в качестве ведущей, артистов приглашали. И такое было, потому что надо было сводить концы с концами. А вообще у меня такая политика подбора коллектива, что все должны уметь петь, плясать, чтобы могли выйти на сцену и вывернуться из любой сложной ситуации, которые иногда случаются. Я сама все это могу — петь, плясать, вести программы. Если я вижу, что у кого‑то не получается, могу выйти на сцену и взять микрофон. И даже без микрофона выступить могу. У нас раньше замдиректора по АХЧ был танцором бальных танцев, электрик был с дипломом училища культуры, инженер по технике безопасности тоже участвовал в мероприятиях. Бывает, что нужно срочно провести выездной концерт с тремя-четырьмя номерами, и я точно знаю, что у меня в коллективе есть такие люди, которые все могут сделать достойно, никого со стороны приглашать не надо.

Придумывали праздники, каких еще не было

— Какое для вас самое запомнившееся мероприятие во Дворце культуры профсоюзов за 25 лет?

— Когда нас перестали финансировать, у нас изменились и формы работы, и приоритеты. Мы стали проводить праздники для трудовых коллективов — юбилеи, торжества. Мне запомнилось праздничное мероприятие для прокуратуры области. Раньше ведь как было: на сцене сидит президиум, проходит торжественное заседание, потом — праздничный концерт. А мы решили придумать что‑то неординарное. Мы начали с появления на сцене Петра Первого, который издал Указ о прокуратуре, и провели вечер по схеме программы «От всей души». И потом все начали проводить торжества, минуя президиум.

Были и курьезные случаи. Наш дворец достраивали очень быстро, и у нас была неправильно врезана система пожаротушения, она проходила там, где находилась киноаппаратная. И вот однажды, это было в первые годы после открытия, у нас проходит торжественное мероприятие, на сцене сидит президиум, за кулисами готовятся артисты, полный зал народу, в первых рядах — Юрий Гаврилович Ляшко, который в то время был мэром. И когда должны были показать фильм, нечаянно привели в действие систему пожаротушения. На сцену обрушился водопад. Президиум и зал, к счастью, не пострадали, а вот артисты промокли. Я знала все ходы и выходы как свои пять пальцев, поэтому срочно помчалась в киноаппаратную, и мы быстро перекрыли кран.

Чего только не было за эти годы. Даже в самое трудное время мы не опускали рук, старались придумывать свои праздники, каких в городе еще не было. Позаимствовав форму у телевидения, провели свою «Любовь с первого взгляда» — с огромным успехом. Мы первыми, еще до «Почерка», проводили фестивали парикмахерского искусства, конкурсы детских и взрослых причесок. В общем, искали самые разные формы, чтобы привлечь зрителей.

Мы и сейчас их ищем. Пять лет назад у нас появились новые проекты: «Герой нашего времени» и «Королева в погонах» — творческие конкурсы для сотрудников силовых структур. Мы их проводим к 23 февраля. Конкурс «Герой нашего времени» очень люблю — мы даем возможность зрителям задуматься о том, каким должен быть настоящий мужчина. В этом конкурсе раскрываются качества отца и мужа, защитника Родины, это же важный воспитательный момент.

Всегда интересно проходят детские конкурсы «Мисс тинейджер» и «Мисс литл стар». Мы проводили и благотворительные концерты — собирали средства на лечение онкобольному студенту АмГУ.

«Конкуренции я не ощущаю»

— Вы ощущаете какую‑то конкуренцию, борьбу за зрителя? Ведь в Благовещенске сегодня много культурных учреждений, это и ОКЦ, и дома народного творчества — областной и городской, и филармония, и два театра…

— Конкуренции как таковой я не ощущаю, каждое учреждение культуры выбрало стиль и направление своей работы. Меня спрашивают — не обидно ли, что все главные областные мероприятия сегодня проходят в ОКЦ. Нет, не обидно — мы тоже прошли в свое время этот этап. Когда только построили наш Дворец культуры, все концерты и спектакли проходили у нас, потому что на тот момент у нас было самое лучшее, новое и современное здание в городе. Мы успели захватить то счастливое и интересное время, когда к нам на гастроли приезжали театры. Это сейчас появилась «Амурская осень». А мы за первые годы работы — 1988—89‑е годы — в летний период приняли огромное количество театров. У нас были и Хабаровский театр музкомедии, и Ташкентский государственный театр имени Горького, и Красноярский театр оперетты, и Новосибирский музыкальный театр, и Якутский театр оперы и балета. К нам впервые приехал на гастроли столичный театр Ермоловой вместе с Владимиром Андреевым. Была у нас на гастролях Ольга Александровна Аросева, с которой у меня сложились хорошие дружеские отношения. С первыми творческими встречами выступали у нас Александр Абдулов, Дмитрий Харатьян, Ирина Алферова. Все это было в период открытия. И все массовые мероприятия у нас проходили.

— Сегодня у вас есть свой зритель?

— Конечно. В большинстве своем это люди, которые не могут себе позволить купить дорогие билеты. На наши мероприятия цены очень демократичные. Если мы концерт организовываем, мы делаем льготные билеты для ветеранов. Открытие и закрытие творческого сезона, День пожилых людей мы проводим бесплатно. И мы не хотим менять эту политику. Не секрет, что в учреждениях, где есть свои творческие коллективы, всегда есть свой зритель — если дети занимаются, первые зрители — бабушки-дедушки, мамы и папы. Это 70 % публики.

— Какие творческие коллективы сегодня работают в ДК профсоюзов?

— У нас есть театральная и вокальная студии, коллектив «Позитив», на самостоятельной основе занимается хореографический ансамбль «Стрекоза». Также у нас размещаются школа спортивного танца и молодежный театр пародий «ВИП-шоу». Всех их в течение года можно увидеть в концертах, которые проходят на нашей сцене. К сожалению, мы вынуждены сдавать часть площадей в аренду, если бы не эта необходимость, я бы все помещения отдала творческим коллективам.

О чем мечтает директор

— У вас есть мечта?

— Хочется, чтобы больше было времени подумать о творчестве, о новых программах и проектах, чтобы у директора ДК не болела голова с утра до вечера о том, где взять денег. Хочется, чтобы у нас было больше мероприятий, которые бы воспитывали в человеке гордость за страну. Чтобы у людей была возможность посещать концерты. Хочется, чтобы и наш творческий коллектив был сильнее и мудрее, чтобы наши мероприятия давали возможность не только отдохнуть, но и задуматься о том, как жить дальше. Я поздравляю весь наш коллектив с этой замечательной датой — 25-летием ДК профсоюзов.