В областной ГИБДД о проблемах автомобилистов с получением страховки знают.В областной ГИБДД о проблемах автомобилистов с получением страховки знают.

Рынок страхования автогражданской ответственности в Приамурье «кошмарило» весь 2013 год. Полис ОСАГО поэтапно обрастал «лишними» услугами. Начиная с апреля прошлого года, страховщики неожиданно отменили пятипроцентные скидки за каждый год безаварийной езды. Если своему клиенту компания еще могла предоставить скидку, то к новичкам лояльности не было. Внезапное обнуление скидок страховщики объясняли изменением законодательства и запуском единой базы данных Российского союза автостраховщиков (РСА), в которую на тот момент данные о стаже амурских автовладельцев не были внесены. Автоматизированная база страховых историй водителей заработала, но некоторые благовещенские компании по-прежнему используют неполадки с ней как аргумент, чтобы клиент платил больше. В зависимости от мощности авто и водительского стажа переплата может быть весомой — от одной до трех тысяч рублей.

В последние месяцы ушедшего года ситуация обострилась до скандалов. К полису ОСАГО в обязательном порядке добавилось страхование водительского здоровья или же недвижимого имущества, которое является добровольным. Переплата за такие «опции» составляет в среднем 1000—1200 рублей. Если клиента такой дополнительный «сервис» смущает, то он может пойти в другую страховую компанию, где ему предложат то же самое. В начале года купить полис автогражданки в «чистом виде» у граждан и вовсе перестало получаться. В страховых компаниях неожиданно закончились бланки ОСАГО.

Автомобилисты Приамурья оказались в патовой ситуации — уйти из офиса страховой компании без полиса каско или ОСАГО они не могут, так как ездить без этого документа по амурским дорогам нельзя. Владелец авто за отсутствие страховки лишается госномеров. К тому же предусмотрен штраф в размере 800 рублей. Отсутствие бланков у страховщиков как смягчающее обстоятельство законом не предусмотрено. В итоге многие покупают не только обязательную страховку, но и все, что ему приплюсуют сверху.

Однако жаловаться в контролирующие органы, отстаивать свои права амурчане не торопятся. По словам заместителя прокурора Благовещенска Галины Осиповой, претензии от горожан носят единичный характер. В текущем году в ведомство поступила единственная жалоба, по которой сейчас ведется проверка. Она продлится до конца февраля.

В областной ГИБДД наслышаны о проблемах автомобилистов с получением страховки, но отмечают, фактов массового отсутствия полисов ОСАГО у благовещенцев пока выявлено не было. Опытный благовещенский автомобилист Анатолий Головенко с середины декабря прошлого года перешел в разряд пешеходов. За руль садится на свой страх и риск только в случае острой необходимости. Купить заветный полис ОСАГО для жителя амурской столицы стало невозможно.

— В «Ингосстрахе» предложили оформить страховку по максимуму без понижающих коэффициентов,  —  сетует житель областного центра Приамурья Анатолий Головенко. —  Отказался. С моим стажем ОСАГО мне выходит вполовину дешевле. Например, вместо двух тысяч рублей в «УралСибе» мне насчитали 3800. Плюс к этому предложили оплатить страхование жизни за 1000 рублей. В ответ на мой отказ меня направили страховаться в другую компанию. В Страховом доме ВСК страховать физическое лицо отказались, якобы у них закончились полисы, а новые еще не пришли. Кстати, в большинстве страховых компаний непонятным образом образовался дефицит бланков. Там, где полисы были, скапливаются огромные очереди.

Ситуация, в которую попал Анатолий Головенко, типична для всех остальных амурских водителей. Разница лишь в деталях.

Куда исчезли бланки?

В страховых компаниях Благовещенка не смогли дать внятного ответа, куда исчезли скидки и почему вдруг возник дефицит бланков. В большинстве из них корреспонденту АП посоветовали обратиться за разъяснениями в головной офис в Москве с письменным запросом. В справочном центре Российского союза автостраховщиков (РСА) отмечают, что жалобы из Амурской области поступали, но немного. Как сообщил АП консультант центра, союз снабжает бланками ОСАГО страховые компании в полном объеме, поэтому разговоры об их отсутствии не более чем лукавство. «Почему головные офисы не обеспечивают филиалы, мы не знаем, однако отказы в заключении, продлении договора обязательного страхования, а также навязывание дополнительных услуг незаконны», — пояснил специалист союза автостраховщиков.

— Страхование жизни и имущества — это добровольные виды страхования, — высказали свою точку зрения на происходящее в благовещенском офисе Страхового дома ВСК. — Конкретной установки для агентов говорить, что это обязательное условие получения ОСАГО, не было и нет. Если такие факты проявляются, то мы проводим внутреннее разбирательство. Вероятно, автовладельцы негативно восприняли то, что их дополнительно мотивировали застраховать жизнь или имущество. Что касается бланков, категоричного ответа, что их нет, никто из клиентов не получает. Единственное, теперь, для того чтобы застраховать человека, необходимо отправлять запрос в РСА о скидках, которые положены автомобилисту, однако не всегда приходящая информация является корректной. Например, я знаю, что с 2003 года человек ездил без аварий. По закону он достоин максимальной скидки в 50%. Делаем запрос в РСА, ответ приходит, что скидок этому гражданину нет.

Попробуй докажи

Дефицитом страховых полисов ОСАГО в начале текущего года занялась Служба надзора за финансовыми рынками Банка России по ДФО. Ее специалисты отмечают, что наш регион не единственный на Дальнем Востоке, кто столкнулся с подобной проблемой. Как рассказал АП начальник отдела надзора на страховом рынке службы Алексей Дробков, ведомство уже принимает определенные меры.

— Выясняются причины отсутствия бланков полисов ОСАГО, по страховым компаниям мы рассылаем соответствующие запросы, уточняем наличие полисов по филиалам, которые находятся в Амурской области, — прокомментировал Алексей Дробков. — Перечень случаев, когда страховщиков можно привлечь к ответственности, весьма ограничен. Основная мера, которая применяется со стороны службы по финансовым рынкам — это предписание об устранении нарушений. В случае его неисполнения рассматривается вопрос о лишении лицензии.

Жалобы на невозможность купить полис ОСАГО не раз заставляли обратить внимание на ситуацию и надзорные органы Приамурья. По словам пресс-секретаря амурского управления антимонопольной службы Надежды Головиной, всего в региональное УФАС в 2013—2014 годах от автомобилистов поступило около пятнадцати заявлений. Однако проверки по указанным фактам не привели к результату. Антимонопольщикам не удалось доказать факта навязывания лишних услуг ни по одной из жалоб. Не хватило подтверждений. Зато наказать нерадивых страховщиков удалось прокурорам Серышевского и Михайловского районов. В первом случае доказать факт навязывания помогла диктофонная запись, во втором — грамотные действия заявителя. В обоих случаях фигурантами дела стали местные отделения компании «Росгосстрах», к виновным применены дисциплинарные взыскания. Руководство отделений признало выявленные нарушения. Правда, виноватыми оказались рядовые сотрудники.

Создают ажиотаж

Неофициально страховщики Благовещенска обосновывают свое поведение тем, что тарифы на ОСАГО не менялись более 10 лет и данный вид страхования стал для них убыточным. А последние законодательные инициативы и вовсе добьют сферу автострахования. Об этом открыто ежегодно заявляет в своем докладе на общем собрании РСА его глава Павел Бунин. Сейчас в Госдуме подготовлены ко второму чтению поправки в закон об ОСАГО, согласно которым лимит выплат по материальному ущербу вырастет до 400 тысяч рублей, а по ущербу жизни и здоровью — до 500 тысяч рублей. Вместе с тем страховщики пытаются добиться от властей, чтобы вместе с выплатами был увеличен и базовый тариф по ОСАГО. По их словам, его стоимость должна вырасти на 70%. Как говорят в благовещенских офисах страховых компаний, этот вопрос решат, скорее всего, в июле текущего года.

Не продавать полисы ОСАГО страховщики не могут. Полностью закрыть свои представительства в убыточных регионах — тоже. По мнению ряда экспертов, чтобы заставить государство поднять ставки, страховые компании начали обыкновенный шантаж. Не столько нет самих бланков, сколько они стараются уменьшить количество выданных полисов ОСАГО и тем самым создать ажиотаж.

ОСАГО через канцелярию

Корреспонденты АП выяснили: чтобы получить полис ОСАГО в нынешних условиях, есть один основной способ — написать на имя директора страховой компании заявление с требованием заключить договор ОСАГО без дополнительных услуг. Копию заявления с пометкой «принято» оставить себе. Страховая компания обязана принять у вас документы и выдать вам полис. На этом заявлении автостраховщик должен написать причину отказа в выдаче полиса, чтобы было документальное подтверждение для обращения в Роспотребнадзор, РСА и другие организации по защите прав автострахователей. Озаботиться получением нового полиса лучше минимум за пару недель до истечения срока действующего.

Заявление должно быть выполнено в двух экземплярах, с описью прикладываемых к нему документов либо их копий: паспорта, водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства либо ПТС, при продлении договора — копии предыдущего страхового полиса, действующей диагностической карты. На одном из них канцелярия страховой компании должна проставить входящий штамп с указанием даты подачи документов. Ответ на такое заявление страховая компания обязана дать в письменном виде.

Для того чтобы прокуратура и антимонопольная служба начали расследование, надо обратиться с заявлением и приложить документальное подтверждение отказа страховщиков. Поэтому не ограничивайтесь устным отказом, а требуйте соответствующую визу на своем заявлении. Будет очень хорошо, если рядом будет свидетель, а все происходящее вдобавок ко всему вы запишете на диктофон.

94 процента составила убыточность ОСАГО в Приамурье по итогам первого полугодия 2013 года. Такие данные приводит рейтинговое агентство «Эксперт РА».