• Историю села дмитриевские школьники изучают в краеведческом кружке.
  • Раиса Колесниченко уже 15 лет занимается краеведением.
  • Дверь глава сельсовета снял с петель сам.
  • В школе села — 36 учеников.
  • Центральная — первая улица Дмитриевки.

Дмитриевский сельсовет — кладезь любопытных названий. Помимо самой Дмитриевки, в него входят Бичура, Паутовка и Каничи. Где‑то по соседству в стародавние времена располагалась и вовсе загадочная Дуриловка. Когда‑то в здешнем колхозе, от которого теперь остались только пыльные знамена в школьном музее, работало около тысячи человек. Сейчас во всех четырех селах — чуть больше 500 жителей, в некоторых из них проживает больше коров, чем людей.

Откуда на карте Приамурья взялась Рыгаловка и как она превратилась в Дмитриевку, куда исчезло мазановское село Дуриловка и как в отдельно взятой школе сохранить островок Советского Союза — читайте в этом материале.

«Ты куда больше хочешь поехать — в Рыгаловку или в Дуриловку?» — шутила надо мной коллега, глядя, как я готовлюсь к командировке в Мазановский район. Эти названия, давно ставшие историей, опьяняли и манили. Поддавшись их скромному очарованию, в одно свежее февральское утро мы с фотокором Сергеем Лазовским очутились в школе села Дмитриевка Мазановского района.

1903

— год основания Рыгаловки переселенцами из Волынской губернии 

Здешним музеем бессменно заведует учитель химии и ОБЖ Раиса Колесниченко, основавшая его около 20 лет назад. Музей — небольшая комнатка, приютившаяся на первом этаже школы, увешанная ручной вышивкой и заставленная предметами старины. Тут и разнокалиберные советские деньги, и прялка начала 20-го века, и маслобойка, и веретено, и даже советская каска времен войны с Японией. Эту каску Раиса Петровна в прямом смысле откопала на сопке вместе с родственниками, когда гостила у них на Курилах. Остальные экспонаты по большей части подарили сами сельчане. «Я до сих пор коммунистка!» — признается Раиса Колесниченко и достает из закромов малой родины коммунистические сокровища: почти полное собрание сочинений Ленина и стопки пыльных алых флагов и знамен. Часть из них она сохранила после распада совхоза — и сейчас это все, что напоминает о некогда процветавшем здесь хозяйстве.

Раиса Колесниченко преподает в школе больше 40 лет, и 30 из них, по ее словам, «отдубасила» в должности директора, куда ее заманили обманом. «Директор ушла в декрет, и меня попросили подменить ее на два месяца, а она взяла и уехала! Так я и осталась директором», — вспоминает Раиса Петровна. 

Про нее в школе говорят, что она учила детей, их детей и их внуков. Она родилась в Благовещенске, но уже больше 50 лет живет в Дмитриевке — приехала сюда в 1959 году 19‑летним агрономом. Приехала и сразу попала в историю.

Попала в историю

Молодую любознательную девушку, заочно поступившую в БГПИ, поселили в доме Леонтия и Кристины Марунич. Зимними вечерами, сидя на русской печи, баба Кристя рассказывала ей про Дмитриевку, а Раиса слушала и потихоньку записывала все, вплоть до матершинных частушек, как будто знала, что потом эти тетрадки лягут в основу истории села.

У бывшей ученицы Раисы Колесниченко своя версия появления Рыгаловки. «Рыгаловкой село назвали после большого праздника, после которого всем было плохо».

— Маруничам было уже больше 70 лет. Баба Кристя рассказывала про старый быт, про историю села, — рассказывает заведующая школьным музеем. — Она говорит, что раньше село называлось Рыгаловкой в честь зажиточного крестьянина по имени Рыгалов. Он грубо обращался с людьми, которые на него работали. И вот богатый мужик Дмитрий Марунич позвал односельчан помочь построить ему подворье, а за помощь поставил им три бочонка вина.

Потом вся деревня три дня болела, и после этого стали называть свою деревню Дмитриевкой. 

Все это, а также основание Рыгаловки в 1903 году переселенцами из Волынской губернии, историю соседних Бичуры, Паутовки и Каничей Раиса Колесниченко в течение последних 15 лет изучает вместе с участниками школьного краеведческого кружка «Поиск». С одним из них — восьмиклассником Денисом Кравчуком — мы на переменке познакомились в школьном коридоре. Денис из Паутовки и, как оказалось, не очень‑то в курсе истории Дмитриевки, но знает, что раньше она называлась Рыгаловкой. Между этими селами — 12 километров, в школу их возят на автобусе, но, случается, что Денис с братьями возвращается домой пешком. «Ходить не страшно — не потеряешься, если идти по дороге, — объясняет он. — Леса у нас дикие, но я люблю лес и животных. Пойду в егеря».

На краеведение у него не очень‑то хватает времени, потому что много уроков. На уроки английского, например, школьников возят в Маргаритовку, там по скайпу с ними занимается учитель из школы Новокиевского Увала. Своего учителя иностранного языка в Дмитриевке нет. Когда‑то в каждом из четырех поселений сельсовета была своя школа, потом осталась одна — в Дмитриевке, и численность ее учеников сократилась с 210 (в 70‑е годы) до 36 школьников сейчас. Разница между самым малочисленным классом и самым большим невелика: в первом учатся три ученика, в последнем — шесть. С 2013 года старшие классы перевели в школу в Сапроново. Так что на следующий год девятикласснице и участнице кружка «Поиск» Кристине Дерновской придется добираться в школу на двух автобусах с пересадкой в Бичуре. Кристина, как и Денис, в кружке не так давно. Откуда на карте взялась Рыгаловка, она не знает, а вот насчет Дмитриевки у нее своя версия: «Жил здесь такой человек, который начал восстанавливать деревню, строить здесь все — в честь него и назвали Дмитриевка».

— Были бы здесь старшеклассники — они бы вам все рассказали. А нынешние дети — очень трудные даже по сравнению с теми, что учились пять лет назад, — признается Раиса Петровна. — Они не хотят учиться, потому что у них есть телефоны, телевизоры, интернет. И родители не обращают на это внимания.

Преображение Паутовки

Про родную Денисову Паутовку, об истории которой он тоже ничего не вспомнил, все знают его учителя — сестры Татьяна Жук и Ольга Власенко, родившиеся в этом селе. Они и рассказывают мне, что Денис — прямой потомок рыгаловских первопоселенцев Кравчуков. А еще он отвечает за тимуровское движение в селе.

— Мы проводим рейды — помогаем пенсионерам. Теперь не все престарелые люди пускают помогать к себе домой — такие времена. А когда мы были тимуровцами, то и полы мыли, и стирали, — вспоминает одна из педагогов. — Ребята убирают во дворе, если нужно — дрова рубят. Если надо что‑то доставить на почту — доставляют. Почта‑то у нас только в Дмитриевке.

Сестры рассказывают, что Паутовка раньше называлась Преображеновкой, потому что «лесостепь преобразилась в пашню». А название Паутовка дали в честь несметного полчища кусачих насекомых, особенно паутов.

— Первыми туда приехали белорусы и молдаване. Наша мама — чистая молдаванка, — говорят педагоги. — У нас даже улица есть молдаванская — там поселились когда‑то семь братьев и поставили себе срубы.

Соседняя Бичура, которую, по подозрениям некоторых, могли назвать в честь беднейших слоев населения, по мнению Раисы Колесниченко, названа так же, как и село в Забайкалье, откуда в Мазанию прибыли первопоселенцы-староверы. Словарь топонимов области под редакцией А. В. Мельникова дает другую версию — село названо по имени первого поселенца Бичурина.

Стучите, и вам откроют

Дверь в кабинет главы Дмитриевского сельсовета Виктора Слатвинского никогда не закрывается. Потому что ее просто нет — после наводнения он сам в сердцах снял ее с петель, когда одна из односельчанок пожаловалась, что он закрылся от нее в кабинете. Виктор Николаевич в главах всего два года, а живет в Дмитриевке уже много лет. Он — уроженец села Алексеевка, в далеком прошлом носившего название Дуриловка, и потомок его основателей. Признается, что в детстве ему пришлось пострадать за малую родину — одноклассники дразнили его дуриловцем, чем он, по его словам, только гордился.

— Когда я учился в интернате в Сапронове, все знали и про Рыгаловку, и про Дуриловку и щедро награждали друг друга, — улыбается глава сельсовета. — В свое время два моих прадеда — Тарас и Грицько — ушли из поселения, которое потом назвали Христиновкой, в поисках проточной воды. На том участке, где они жили, люди и скот стали умирать от плохой воды. Они нашли реку и поселились возле нее. Есть две версии, почему поселение назвали Дуриловкой. По одной из них, Бирма поднялась и смыла дома, которые были на ее берегу. И тамошний землеустроитель сказал: «Не деревня, а дуриловка какая‑то!» Но этого быть не могло: я в детстве играл в тех первых землянках и помню, где они находились, — их не могло смыть. По второй версии, дуриловцами прадедов прозвали за то, что они самовольно ушли с того участка, который им выделил землемер. Деревню потом назвали Алексеевкой в его честь, так же как и Антоновку и Петровку — точно не помню, но кажется, его звали Петр Алексеевич Антонов. А село Маргаритовка он назвал в честь своей дочери.

Каждую весну глава администрации вместе с жителями выходит на субботник, чтобы высадить на территории села сто с лишним саженцев. Одна из активисток озеленения — супруга главы Марина Слатвинская — учитель экологии и агроном по первому образованию, так же как и муж. «Мы выкапываем часть саженцев из дикой природы по разрешению лесников. А часть покупаем — сажаем яблони, черемуху, малину, лещину, сибирскую ель, березы, рододендрон и боярышник», — перечисляет Виктор Слатвинский.

Дмитриевский сельсовет — кладезь любопытных названий. Помимо самой Дмитриевки, в него входят Бичура, Паутовка и Каничи.

Когда‑то в Дмитриевке работал мощный колхоз им. Буденного, потом совхоз «Дмитриевский». Сюда приезжали жить и работать переселенцы из Белоруссии и Украины. Сеяли пшеницу, ячмень и овес, держали большую ферму мясо-молочного направления с общим поголовьем около 1500 голов КРС. Сейчас в четырех селах на 527 жителей приходится 475 коров. В Дмитриевке есть школа, четыре магазина, почта и ФАП — вот и вся нехитрая инфраструктура.

Когда учитель математики из Марий Эл Эмма Ильина в 1985 году приехала в Дмитриевку по распределению, в селе было общежитие, пилорама, свиноферма, коровник, детский сад, ателье и большой клуб, где проводили даже торжественные бракосочетания.

— Жизнь кипела, у нас был даже хор, а сколько было приезжих! Все они в 90‑е поуезжали, когда работать стало негде, — вспоминает Эмма Владимировна.

Она приехала в Дмитриевку на три года, а осталась на всю жизнь. Вышла здесь замуж, став из Эммы Ильиной Эммой Секрет. «Это не секрет — это фамилия такая, — смеется она. — Я не жалею, что осталась. Втянулась и живу — тут дети и внуки».

После распада СССР Дмитриевка сильно изменилась, и сейчас ее жители, как и жители десятков других сел Приамурья, живут за счет личных подсобных хозяйств: держат коров и лошадей, разводят пчел, выращивают овощи, заготавливают и продают дрова.

— Без хозяйства — никуда. Работы здесь нет, и без огорода и скота не проживешь, — признается директор школы Оксана Шашкова.

У бывшей ученицы Раисы Колесниченко своя версия появления Рыгаловки. «Рыгаловкой село назвали после большого праздника, после которого всем было плохо, — улыбается она. — Но нельзя сказать, что у нас село сильно пьющее — есть, конечно, такая категория. Но она во всех селах есть».

Сейчас в бывшей Рыгаловке уже не осталось ни Марунчей, ни Рыгаловых — говорят, их потомки живут в Благовещенске и, быть может, даже не догадываются о своей исторической связи с Дмитриевкой. 

Возрастная категория материалов: 18+