Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Подъезжаем на обозначенное место — к одному из благовещенских авторазборов. Бригад поисково-спасательного отряда пока нет, с владельцем разговаривают трое спасателей — будущие условные жертвы ДТП. Хозяин техники кивает в сторону одной из машин, которая здесь не из-за аварии, а скорее по старости: 

— Делайте с ней все, что захотите. 

Видно, что вторая машина, которая, по сценарию, стала участницей лобового столкновения, какое-то время назад пережила его на самом деле: стекло смято, передняя часть авто — месиво из запчастей и проводов. Но машину не разрезали, а значит, пассажирам этого авто, возможно, повезло, отмечают спасатели.

 Когда становятся слышны сирены подъезжающих спасательных машин, условные жертвы поспешно занимают предназначенные для них места. В одном автомобиле на водительское место укладывают деревянный манекен — Буратино. Его, согласно сценарию, зажало при аварии. На заднем сиденье еще один пострадавший с сотрясением мозга и повреждением позвоночника. Еще двое уходят во вторую машину. 

3

сантиметра — диаметр металлического прута, его с легкостью могут перекусить гидравлические кусачки. 

Буквально через минуту спасатели приехали на место, работают быстро и слаженно. 

 — Выставили знаки ограждения, огнетушитель, провели разведку зоны работ, оценили степень тяжести пострадавших, оказали первую помощь, закрепили автомобили, отключили аккумуляторы машин, чтобы не сработали подушки безопасности, —комментирует происходящее начальник поисково-спасательного отряда амурского центра гражданской защиты и пожарной безопасности Борис Чугунов. Он руководит тренировкой, периодически отдает команды по рации и принимает промежуточный отчет. 

Одна бригада оперативно оказала помощь пострадавшим и уже передала их на руки медикам, у второй ситуация сложнее.  Чтобы вызволить людей, а в данном случае человека и манекен, необходимо разрезать автомобиль. Пока одному из пострадавших, у которого, возможно, сотрясение мозга, в четыре руки оказывают доврачебную помощь, второго — деревянного — упаковывают в корсет, у него, по сценарию, повреждение грудной клетки. 

В реальной ситуации, когда есть пострадавшие и автомобиль искорежен до крайней степени, бывает, что и по 30 минут достаем людей.

После этого в дело вступают гидравлические инструменты. Кусачки легко берут стальной прут диаметром три сантиметра. Короткая команда «Давление!» — и корпус автомобиля с вафельным хрустом легко поддается под металлическими челюстями — за несколько минут из машины делают кабриолет. С помощью ломика и разжимающей гидравлики вскрывают двери, затем, рассыпая снопы искр, отпиливают их дискорезом. Теперь пострадавших можно вынимать. Их ловко перекладывают на носилки и относят к машинам скорой помощи — спасательная операция завершена. 

— Сегодня отрабатывалась штатная ситуация. В реальных ДТП есть свои сложности, не бывает двух одинаковых аварий. Но общие задачи по ликвидации последствий мы сегодня отыграли, — рассказал командир бригады амурского поисково-спасательного отряда Юрий Носков. — Что касается скорости — это была тренировка, мы все делали размеренно, правильно и достаточно быстро. В реальной ситуации, когда есть пострадавшие и автомобиль искорежен до крайней степени, бывает, что и по 30 минут достаем людей. Но у нас в любом случае главная цель — не навредить пострадавшему. 

Спасатели должны уметь не только вызволить человека и оказать доврачебную помощь, но и суметь найти общий язык с пострадавшими, успокоить, вывести из состояния паники. 

— Когда человек в сознании, мы разговариваем, поддерживаем морально, в основном подбадриваем какими-нибудь общими фразами, крепкое словцо не используем, — с улыбкой признается Юрий Владимирович. 

При этом сами спасатели регулярно занимаются со штатными психологами. С ними в обязательном порядке проводят плановые беседы, тренинги и программы, чтобы снять стресс. 

Начальник поисково-спасательного отряда уже после тренировки рассказал, что последний раз человека вызволяли из машины на прошлой неделе. На аварии с искореженными автомобилями специалисты амурского поисково-спасательного отряда выезжают раз в две-три смены, они признаются — гидравлические инструменты хоть и выглядят как новые, но используются постоянно.

 — Независимо от того, что ребята работают в полевой обстановке, мы такие тренировки проводим раз в квартал. Сегодня с задачей справились без замечаний. Провели работу технически и технологически правильно, —  прокомментировал Борис Борисович. — Очень важно, что мы проводим тренировки по оказанию доврачебной помощи. Не всегда бывают медики рядом, особенно где-то на трассах, а зона ответственности у отряда намного больше, чем у бригад первой помощи. В этой модели все условные пострадавшие выжили, работу оцениваем на «хорошо».

Возрастная категория материалов: 18+