На 8 марта мне подарили «Филипок»
2 апреля, в день рождения великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена, весь мир отмечает День детской книги. Он был учрежден 47 лет назад, в 1967 году, IBBY — Международным советом по детской книге. Журналист АП Юлия Климычева сегодня вспоминает о своих бумажных друзьях.
В своем советском детстве я была очень читающим ребенком. И это при том, что книги были в дефиците, и на Дюма, например, в сельской библиотеке нас с подружками записывали в очередь, когда еще поступление томов мушкетерской саги библиотекарями только ожидалось. Веселых и добрых повестей Астрид Лингрен не было даже в библиотеке, они были только у одной из подруг, чей папа занимал руководящую должность. Излишне говорить, что мы их читали, передавая из рук в руки. Читать в одиночку было интересно, но неправильно — когда читали все, возникали общие шутки, книжные герои оживали и были всем понятны, складывалась крохотная субкультура. Выражение «Книга — лучший подарок» воспринималось как истина без тени иронии.
Мне повезло — мне дарили много книг. Мне повезло вдвойне, что многие из них до сих пор со мной. Роскошное даже по сегодняшним меркам иллюстрированное издание «Филипок» Льва Толстого мама мне, пятилетней девочке, подарила на 8 марта. «Филипок» — на 8 марта, в пять лет! Простую азбуку, написанную Толстым для крестьянских детей, полностью реабилитировали дивные иллюстрации. В белобрысых и курносых Ванюш, Моть и Катюш не возможно было не влюбиться. А страсть какой бедовый Филипок, который рвался в школу, неизменно вызывал восхищение — надо же, такой маленький, из-под шапки не видать, а тоже вот — тянется к знаниям. Ни собак не боится, ни сердитого учителя, какой молодец! И тоже хотелось стать «страсть какой бедовой», хотя было не очень понятно, как конкретно это сделать.
Папин подарок на поступление в первый класс — красивая и трогательная книга «Цветные стеклышки» Галины Демыкиной. В начальной школе я часто болела, и эта книга была большим утешением. Каждая ангина — в обнимку с «Цветными стеклышками». Герои книги — обычные ребята, только невероятно одинокие, потому что во взрослых отношениях им разобраться очень трудно. Так бывает, когда родители разводятся или в семье появляется еще один ребенок, или еще что-нибудь случается. А дети смотрят на этот мир, понятный взрослым, не просто так, а через цветные стеклышки. И мир сразу становится волшебным. Хотя вроде все то же самое вокруг.
Однажды моя подружка, та самая, отец которой занимал руководящую должность, пришла ко мне на день рождения с потрясающе красивой книгой. Называлась она загадочно: «Миомбо», автором был журналист Николай Сладков, а рассказывала книга словами и цветными фотоснимками о путешествии по Африке. «И тебе родители разрешили дарить такую красивую книгу?» — даже засомневалась было моя мама. Крокодилы-бегемоты с любопытством заглядывали прямо в кадр. Стада жирафов изысканно брели с одной страницы на другую. Незнакомые ранее слова «сафари» и «саванна» завораживали слух. Захватывающий, с элементами «здесь и сейчас», рассказ об уникальном путешествии в самое сердце африканского континента сеял робкие надежды, что журналистика — профессия хоть и рискованная, но такая интересная…
Сейчас «Миомбо» пребывает в плачевном состоянии — до нее добрался мой сын, когда еще был несмышленышем, и затерзал ее до дыр, до разрозненных страниц. Зато она открыла его список любимых книг.
Любимые книги наших читателей здесь.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 02.04.2014
Да, «Филипок» был и моей первой книгой, одной из первых! И вроде бы в этом же возрасте. Помните, хве и хви, ле и ли, пеок-пок!) филипок! Почему-то всегда было смешно читать этот момент.
И тоже хотелось стать «страсть какой бедовой и ловкой!» И тоже не понимала, что конкретно означает это «бедовый», но догадывалась, что уж очень он способный мальчик)
А еще мне нравился Бианки «Лесные рассказы». У нас в домашней библиотеке была большущая книга, ооооочень толстая. И я любила читать про всяких зверушек и птичек. И потом еще не раз в школьном возрасте возвращалась к этим рассказам.
— Оксана Ашихина