Внешне он ничем не отличается от обычного кукурузника, но летает быстрее, дальше и экономичнее. Между собой летчики ласково прозвали его «Ласточкой».Как себя чувствуешь под крылом у «Ласточки»— корреспондент АП ощутил на себе, отправившись на ТВС-2 в патрульный облет горящих лесов Свободненского района.
40 минут, проведенных как в стиральной машине, приводят в состояние легкого транса всех пассажиров ТВС-2, кроме Константина Чмарова.
Поля и леса вдоль трассы по дороге до Свободного, где находится главный аэродром Амурской авиабазы и куда доставили модифицированный Ан-2, выглядят так, как будто их недавно бомбили — выжженные поля, дымящиеся сопки, почерневшие березы.
На наших глазах по дороге в Свободный занялась огнем одна из сопок, спустя несколько часов, уже на обратном пути, мы видели, как она догорала. В амурских лесах на деле разворачиваются боевые действия — пожарные борются с огнем, который с начала пожароопасного сезона уже прошел территорию площадью около 60 тысяч гектаров, уничтожил тысячи гектаров леса.
— По площади, пройденной огнем, мы уже сравнялись с аналогичным показателем за весь прошлый год. Но в прошлом году мы начали гореть после 20 апреля, а в этом, из-за аномальной погоды, с 26 марта, то есть на месяц раньше, — уже на аэродроме рассказывает нам начальник ГАУ Амурской области «Амурская авиабаза» Михаил Ковалев. По его словам, и техники, и людей для борьбы с огнем региону пока хватает — на тушении лесных пожаров ежедневно занято больше 600 человек, среди которых и десантники из Подмосковья, приехавшие на помощь амурчанам.
Амурская авиабаза имеет 11 самолетов Ан-2 и пять вертолетов Ми-8 — каждый день большая часть из них вылетает на патрулирование местности. Недавно одна из амурских «Аннушек» вернулась из Новосибирска обновленной — после замены двигателя. Ремоторизация заняла пять месяцев и обошлась в 35 миллионов рублей, которые перечислил для этой цели Рослесхоз. Несмотря на солидную сумму, по словам директора авиабазы, экономически такая операция более выгодна, чем покупать новый легкий самолет.
— Отечественное авиастроение не производит сейчас достойных самолетов для малой авиации. Ан-2 давно не выпускается, выбор есть только из судов зарубежного производства. А, например, новый австралийский самолет «PAC-750» обойдется в 120 миллионов рублей. При этом запчасти будут импортные, пилотов придется обучать за рубежом — это очень сложно, — говорит начальник Амурской авиабазы Михаил Ковалев. — Мы пошли по другому пути. Около двух лет назад Сибирский НИИ авиации разработал модернизацию самолета Ан-2 путем замены старого поршневого двигателя на турбовинтовой.
Мы первые заинтересовались этим, заключили с ними договор и в прошлом году направили два самолета на ремоторизацию. Один из самолетов мы успешно перегнали из Новосибирска в Свободный. Ремоторизация дала нам ряд преимуществ: ТВС-2 летает не на бензине, как Ан-2, а на керосине, который в три раза дешевле: тонна бензина стоит 130 тысяч рублей, а керосина — 36 тысяч. Летный час на этом самолете обходится в 45 тысяч рублей — это на 11 тысяч дешевле, чем на Ан-2. Увеличилась максимальная скорость со 185 до 200 километров в час, дальность полета — с 900 до 1400 километров.
Ресурс нового двигателя — 7000 часов. После его выработки сердце самолета отправят на капитальный ремонт. Для сравнения: ресурс старого двигателя «Аннушки» — 900 часов. В среднем каждый кукурузник авиабазы наматывает в год около 300—400 часов. «Ну, пусть он будет летать по 500—600 часов в год — это больше 10 лет службы», — прикидывает Михаил Егорович.
Второй ТВС-2 в Приамурье ждут в конце мая, возможно он тоже успеет поучаствовать в тушении лесных пожаров. В планах авиабазы в будущем году обзавестись еще одним турбовинтовым воздушным судном. А вообще хорошо бы ремоторизовать все имеющиеся в наличии «Аннушки», признается заместитель начальника авиабазы, командир авиационного отряда Владимир Круглик.
В последние 20 лет за счет госказны субсидировалась лишь покупка наземной техники для пожарных подразделений — вездеходов, тракторов, тралов. По словам Михаила Ковалева, основываясь на опыте работы ТВС-2 в Амурской области, специалисты Рослесхоза разработают предложение для Правительства РФ по субсидированию ремоторизации старых самолетов Ан-2. Есть надежда, что в будущем область получит на эти цели средства из федерального бюджета.
Сегодня Амурская авиабаза располагает 16 воздушными судами, это одиннадцать Ан-2 и пять Ми-8.
1 100 «лошадей» в сердце
Сияющий свежей покраской красно-белый ТВС-2 дожидается вылета в рейд на взлетной полосе. В патрульный вылет по горящим лесам Свободненского района мы отправляемся вместе с зампредом правительства области, председателем областной КЧС Константином Чмаровым, который приехал на аэродром, чтобы «протестировать» новый самолет. Он заглядывает под капот, осматривает двигатель и долго выпытывает у бортинженера технические характеристики мотора.
Под капотом у бывшего Ан-2, которому уже больше 30 лет, теперь новый двигатель американского производства. «Вражий», — шутят летчики, отмечая, что его мощность — 1100 лошадиных сил: на 100 больше, чем у старого двигателя. Благодаря этим 100 «лошадям», он быстрее отрывается от земли и быстрее набирает высоту: за пять минут поднимается на тысячу метров.
Пилот-инструктор с почти 40-летним стажем Владимир Петров одним из первых прошел в Новосибирске обучение на управление этим самолетом. Он и был за его штурвалом по пути из Новосибирска в Свободный — перелет с четырьмя посадками занял в общей сложности 21 час. Последний участок от Читы до Свободного самолет пролетел на экономическом режиме (со скоростью 140 километров в час) за семь часов без дозаправки.
— В марте мы прошли обучение в Новосибирске — в учебе не было ничего сложного: матчасть одна и та же, только двигатель другой. На приборной доске добавилось несколько счетчиков, появились приборы контроля работы двигателя, расходомер топлива, — сидя в кабине, показывает Владимир Николаевич, всю жизнь проведший за штурвалом амурских «Аннушек». — Ан-2, конечно, свой велосипед, мы к нему уже привыкли, но и к этому со временем притремся.
«Не гудит, а поет»
10 из 20 пилотов авиабазы, летающих на Ан-2, уже прошли переобучение для работы на турбовинтовом самолете. Пока предприятие имеет право лишь патрулировать леса на ТВС-2. Кроме того, перевозить на его борту пока можно только семь пассажиров, на борту Ан-2 перевозят до 12 человек.
«Наша главная задача сейчас — получить сертификат эксплуатанта, чтобы можно было возить пассажиров и чтобы увеличить количество посадочных мест до 12. Этот самолет комфортнее для пассажирских перевозок. В обычных Ан-2 холодно зимой, а ТВС-2 оборудован печью, чтобы отапливать салон. Но пока мы имеем право использовать самолет лишь для патрулирования и тушения пожаров», — поясняет Константин Чмаров.
Турбовинтовой самолет проще в обслуживании, признаются бортинженеры, занимающиеся техническим обслуживанием судов. По словам техников, в бак вместо прежних 85 литров масла заливают всего пять. За час турбовинтовой самолет «съедает» 15 граммов масла, а Ан-2 — 3—4 литра.
— Вот послушаете, как он гудит — не гудит, а поет, — улыбается командир авиационного отряда Владимир Круглик перед посадкой в самолет.
Мы загружаемся, набираем высоту и под «песню» «Ласточки» в воздухе начинается настоящая болтанка из-за сильного встречного ветра. Он рвет в клочья дым от лесных пожаров, тут и там виднеющийся под крылом самолета. Наблюдая за перемещением огня, летчики вносят изменяющиеся на наших глазах координаты возгорания и сообщают их наземным службам.
40 минут, проведенных как в стиральной машине, приводят в состояние легкого транса всех пассажиров ТВС-2, кроме Константина Чмарова, который в течение всего полета обсуждает рабочие вопросы с руководителем авиабазы Михаилом Ковалевым. Мы приземляемся, мысленно приветствуя землю под ногами, чтобы отправиться в Благовещенск, а «Ласточке» и ее пилотам через пару часов еще предстоит отправиться в очередной патруль — на этот раз с командой десантников на борту.
ТВС-2 и Ан-2 — см. инфографику
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии