Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Судьбу не обманешь

Все самые главные события в жизни мазановцев — рождения и смерти, свадьбы и разводы — проходят в прямом смысле через его руки. О том, какой это нелегкий труд — примирять рассорившихся супругов, как на рабочем месте он познакомился со своей будущей второй половиной, и почему начальник загса не хочет для себя пышной свадьбы — читайте в этом материале.

Браки хоть и совершаются на небесах, но регистрируются все же на земле. В Мазановском районе для этих целей используют небольшой кабинет в районной администрации, что в Новокиевском Увале, а для торжественных регистраций — актовый зал, находящийся через стенку. В рабочие дни в двери этого небольшого кабинета отдела ЗАГС каждые пять минут стучится чье-то счастье или горе — череда регистраций свадеб и разводов, рождений и смертей для Егора Литвинова давно превратилась в трудовые будни. В сентябре 2012 года он возглавил районный отдел ЗАГС, проработав до этого пять лет в сельсовете родной Богословки.

Иногда  морально тяжело перестроиться: один человек приходит регистрировать смерть, а через пять минут другой посетитель — рождение.

26-летний начальник мазановского загса — экономист по образованию, но, признается, что со школы мечтал об институте культуры. Он выступал на сцене с пяти лет и чего только за свою жизнь не делал: декламировал стихи, участвовал в любительских спектаклях и сам ставил их, был ведущим на школьных праздниках и концертах. На следующее утро после школьного выпускного с парой чемоданов в руках он отправился покорять Хабаровск с единственной целью — стать студентом известного на весь Дальний Восток краевого института культуры. Сбыться этому желанию было не суждено. Старший брат, обосновавшийся в Хабаровске, быстро отговорил его от этой затеи, заявив, что он всю жизнь будет «подрабатывать "чайником" в каком-нибудь садике за 350 рублей».

И той осенью, неожиданно для себя, Егор оказался студентом-экономистом кооперативного техникума Свободного, который и закончил через два года. Но судьбу не обманешь, как ни старайся: вернувшись в Богословку, он организовал при сельсовете, куда устроился работать, молодежный совет, который развил бурную деятельность. В местном клубе появился самодеятельный коллектив, в который вошли даже те, кто никогда подозревал у себя певческих талантов, по праздникам на главной площади силами совета устраивали представления и конкурсы, для малоимущих детей на спонсорские деньги покупали подарки.

— Это было веселое время, — вспоминает Егор, который и сейчас с удовольствием участвует в концертах, запросто перевоплощаясь на сцене в Бабу-ягу. — После пяти лет работы в органах местного самоуправления уже ничего в жизни не страшно. Этот опыт хорошо закаляет. Специалистов в сельской администрации мало, а обязанностей много — и мы работали со всеми структурами и организациями.

Развод по-мазановски

Он перебрался в райцентр после того, как из села стала разъезжаться молодежь. И когда его пригласили возглавить районный отдел ЗАГС, прежняя руководительница которого ушла на другую работу, с радостью согласился. Как оказалось, на работника загса  можно выучиться только на практике, поэтому вся учеба у будущего руководителя заняла пару дней, в течение которых он перенимал опыт у предыдущей начальницы. А первый рабочий день начался с семейного скандала — пришедшая на прием пара попыталась было развестись, но из этого ничего не вышло: жена была категорически против и готова была сражаться за свой брак до последней капли крови мужа.

Спустя месяц после того, как Егор возглавил отдел ЗАГС, к нему на прием с заявлением о разводе пришла его будущая вторая половина

— Нельзя сказать, что у нас нервная работа, но иногда бывает морально тяжело перестроиться: один человек приходит регистрировать смерть, а через пять минут другой посетитель — рождение. Первому нужно посочувствовать, со вторым порадоваться, — делится Егор. — Бывает, у нас здесь люди плачут по полчаса. И разводы эмоциональные бывают. В областном управлении проще — там есть отдельные специалисты, которые занимаются регистрацией браков, разводов, новорожденных. А у нас всего двое специалистов на весь район.

От комичного до трагичного в этой работе — один шаг. В амурской глубинке кипят страсти не меньшего накала, чем в мыльных операх — уже несколько раз начальнику ЗАГСа приходилось регистрировать развод, а на следующий день принимать от тех же самых супругов заявление на повторную регистрацию брака. Ему нередко приходится выступать миротворцем — наводить мосты между поссорившимися мужьями и женами, ведь каждый брак на вес золота.

— Я всегда стараюсь узнать причину, по которой пара подает на развод, стараюсь дать людям время подумать. И иногда супруги меняют решение. Мы стремимся, наоборот, укреплять семью. По закону пары, у которых есть дети, разводятся через суд, но, быть может, если бы их направляли сначала к нам, то разводов было бы меньше, — считает Егор.

А бывают и такие случаи, когда будущих супругов приходится уговаривать подождать со свадьбой.

— Приходит пара и просит: «Распишите нас прямо сейчас! Хотим жениться, что нам делать?» Я же не могу их расписать раньше истечения положенного срока. Есть только одно основание ускорить этот процесс — справка о беременности невесты. Еще бывает, придут молодые люди и просят: «А можно свадьбу не через 30, а через 10 дней? Мы уже кафе заказали, родственников позвали». Таким тоже приходится отказывать, — рассказывает руководитель отдела ЗАГС.

Его собственная личная жизнь наладилась благодаря работе — спустя месяц после того, как он возглавил загс, к нему на прием с заявлением о разводе пришла его будущая вторая половина. «Из семьи я ее не уводил, — смеется он. — На тот момент она уже была не замужем». Распорядитель судеб мазановцев рассказывает, что свои эмоции на этой эмоциональной службе приходится оставлять за дверями кабинета.

— В Увале случился большой пожар на частной автостоянке, и у меня сгорела машина. Хотя это и просто железяка, все равно неприятное чувство. С утра я пришел,  посмотрел на пепелище и пешком отправился на работу. Прихожу, а возле кабинета сидит пара: ей — 18, ему — 21. У них регистрация. Ну как я могу показывать свои проблемы? Конечно, стараешься улыбаться, ведь хочется красиво провести для них церемонию, — говорит он.

Правда, когда разговор заходит о его собственной будущей свадьбе — ни о каком «красиво» и речи нет. «Надеть кольца, штамп поставить и все — больше ничего не хочу, — категорически отрезает он. — Наверное, потому, что на работе всего этого хватает. К нам люди иногда даже без колец приходят — у них просто денег на них нет, регистрируются и потом живут счастливо».

Женились больше, рожали больше

— Провести регистрацию — это удовольствие. А вот актовые записи, решения суда — это работа, — признается Егор. В его ведении находятся архивы записей актов гражданского содержания Мазановского района, сохранившиеся начиная с 1925 года. В шкафах, стоящих вдоль стены кабинета, — десятки томов в разноцветных переплетах, с густо исписанными страницами. В каждой строчке — чья-то судьба. Не нужно и заглядывать в них, чтобы понять, что в советское время мазановцы больше женились и рожали,  это видно по толщине книг рождения и свадеб. Со смертями раньше не церемонились — в графе причина смерти в этих книгах не значатся инфаркты или инсульты, чаще там можно прочесть: туберкулез, старческая дряхлость или даже понос. Всю информацию из архивных томов сотрудники загса постепенно переносят в электронную базу данных.

В прошлом году мазановский отдел ЗАГС отличился тем, что первым в области провел свадьбу в старорусском стиле. Этим летом здесь готовят еще одно необычное торжество — его сценарий пока держат в тайне. Особенных достопримечательностей в районном центре нет, и такие свадьбы с изюминкой — находка для местных молодоженов.

Егор Литвинов признается, что мечтает, чтобы в райцентре появился новый Дворец бракосочетаний — тогда, возможно, меньше пар уезжало бы за красивыми видами в Благовещенск. Ведь в Увале не то что негде фотографировать молодых, но даже и некому — профессионального фотографа, снимающего свадьбы, здесь нет. Не то вопреки, не то благодаря этому отсутствию свадебного антуража, которым разбалованы благовещенцы, любые регистрации — не важно, обычные или торжественные — здесь стараются провести с душой.

— Это каждодневная работа, но я всякий раз волнуюсь, когда провожу регистрацию — от моих слов зависит, с каким настроением начнет жизнь новая семья. У нас родители на свадьбах обычно могут всплакнуть, но бывает и невесты, и даже женихи расчувствуются — тогда, я считаю, регистрация удалась, — улыбается начальник мазановского отдела ЗАГС.