Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №18 (28960) от 13 мая 2021 года
Издается с 24 февраля 1918 года
14 мая 2021,
пятница

Кино на линии огня

Почему в самом правдивом кино о войне не видно войны

Кино

О Великой Отечественной, давно прошедшей, но не забытой, поделившей целые народы на уничтожителей и уничтожаемых, а людей — на  подлецов  и героев, режиссеры не устанут снимать кино, а зрители не устанут его смотреть. «Тот, кто забывает свое прошлое, обречен пережить его снова»,  — считал режиссер Элем Климов, автор одного из самых страшных фильмов о Великой Отечественной войне «Иди и смотри». В преддверии годовщины начала войны АП предлагает обзор отечественных и зарубежных военных картин, просмотр которых гарантирует если не удовольствие от увиденного, то уж точно пищу для ума и сердца. Чтобы помнили. 

Кино на линии огня / О Великой Отечественной, давно прошедшей, но не забытой, поделившей целые народы на уничтожителей и уничтожаемых, а людей — на  подлецов  и героев, режиссеры не устанут снимать кино, а зрители не устанут его смотреть. «Тот, кто забывает свое прошлое, обречен пережить его снова»,  — считал режиссер Элем Климов, автор одного из самых страшных фильмов о Великой Отечественной войне «Иди и смотри». В преддверии годовщины начала войны АП предлагает обзор отечественных и зарубежных военных картин, просмотр которых гарантирует если не удовольствие от увиденного, то уж точно пищу для ума и сердца. Чтобы помнили. 

ФИЛЬМ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ 

Парадокс, но во многих по-настоящему правдивыхкартинах о войне войны не видно — ни свиста пуль, ни взрыва снарядов, но тем острее присутствует в них ощущение непоправимой беды,  вселенской катастрофы, постигшей нашу страну.

Таков фильм-предчувствие Михаила Калика «До свидания, мальчики». В кадре — лето, приморский город и безмятежная жизнь трех друзей-старшеклассников, пронизанная светом юности, бесхитростными радостями бытия. Жизнь, где герои счастливы уже просто оттого, что дышат, дружат, смеются, видят небо и море. Никто из них не знает, что этого простого счастья они скоро лишатся. Их жизнь, как жизни всех советских мальчиков — отцов, братьев, мужей — опрокинет война. Самой войны здесь нет — есть ее надвигающаяся тень, словно по контрасту заставляющая острее чувствовать разлитое в воздухе счастье. Даже слово война звучит лишь в финальных кадрах картины, по окончании которой никак нельзя спастись от щемящего чувства невосполнимой потери. 

149

человек, включая 75 детей погибли от рук фашистов в селе Хатынь — история легла в основу фильма «Иди и смотри». 

Не свет, а полусвет и серость торжествуют в картине Алексея Германа «20 дней без войны», которую он снимал «против фальшака войны на экранах». И здесь нет боев, но есть их последствия: разоренные города, разоренные жизни, люди, чудом не утратившие надежду, сохранившие способность любить. Героя Юрия Никулина — военного журналиста Лопатина — за Сталинград отправляют в отпуск. В этих 20 днях без войны его ждут Ташкент, убогий эвакуационный быт, свидание с бывшей женой, уже нашедшей в его отсутствие другого мужа, вспыхнувшая посреди этой всеобщей разрухи нечаянная любовь.  Что-то такое есть в германовской картине, что заставляет нас прожить эти 20 дней на войне вместе с этим уже немолодым грустным ссутулившимся человеком — что-то, что хочется оставить при себе, делающее это кино о войне без войны таким правдивым.   

Не отстраненность, а погружение в самое жерло войныиспользовал режиссер Элем Климов, снимая пугающий своим натурализмом фильм «Иди и смотри». Кино, которое невозможно смотреть без комка в горле, где жестокость порождает жестокость и безумие,  где нет места состраданию и прощению. Основой для него послужила реальная история белорусского села Хатынь, где от рук немцев в огне  погибли 149 человек, включая 75 детей.

ВОЙНА: 70 ЛЕТ СПУСТЯ

В Беларуси же происходит действие другого, уже современного военного фильма документалиста Сергея Лозницы «В тумане», снятого по одноименной повести Василя Быкова. На наших глазах медленно, с неумолимо возрастающим напряжением разворачивается история о том, как трудно в тумане войны отличить героя от предателя.

Действие еще двух современных фронтовых лент  —  «Рябиновый вальс» и «Ночь длиною в жизнь», снятых с интервалом в год,  разворачивается по тому же кинематографическому закону, утверждающему, что война — это не зрелищные батальные сцены, а невыносимые обстоятельства места и времени, испытывающие на прочность не столько тело, сколько дух, наличие которого у советского человека тогдашний агитпроп категорически отрицал.

Война здесь, как и в реальной жизни, — катализатор любых человеческих качеств. А уж подлость это будет или мужество  — зависит от того, кто чем богат. В «Вальсе» в основе сюжета — любовь, как фитиль вспыхнувшая между инструктором и его деревенской ученицей — будущим сапером, вдовой фронтовика Полиной. Во второй картине — исповедь, которую рассказывает на допросе длиною в ночь молодая женщина, которой за пять военных лет довелось пережить великую любовь, великое предательство, и уже после пережитого ужаса приходится снова стать солдатом той войны.

В КАДРЕ — ВТОРАЯ МИРОВАЯ

В число лучших российских фильмов о Второй мировой войне входит картина «Солнце» Александра Сокурова, словно беспристрастное зеркало отражающая крах японской императорской семьи, а вместе с ней и всей империи. В центре фильма несколько дней из жизни солнца японского народа — императора Хирохито. Япония потерпела поражение в войне, а ее солдаты продолжают бессмысленно гибнуть, сражаясь с наступающими силами союзников.На улицах Токио — беспорядки и нищета, а в подземном бункере под пылающими улицами столицы по давно заведенным ритуалам продолжается жизнь императора, как будто утратившего связь с реальностью и самый смысл существования. Он становится заложником традиций и обстоятельств, ставящих его перед выбором между жизнью и честью.

Война не успела закончиться, а на полуразрушенных улицах Рима уже появились кинокамеры, засуетились съемочные группы. Такая оперативность позволила режиссеру Роберто Росселини, взявшемуся за съемки в 1945 году, снять потрясающий по своей достоверности фильм «Рим, открытый город», про немцев в котором играли пленные немецкие солдаты. Еще один фильм на военную тематику Росселини снял в разбомбленном Берлине в 1947 году  — это «Германия, год нулевой», где в истории одной семьи можно увидеть жизнь всего немецкого народа после поражения в войне. Главные герои картины: тяжелобольной отец, ставший обузой для своих детей, вернувшийся с войны старший сын, скрывающийся от ареста, хрупкая красавица дочь, вынужденная  подрабатывать «дружбой» с американскими солдатами, и 12-летний Эдмунд, что есть сил стремящийся перестать быть ребенком, чтобы получить законную работу, но,несмотря на разруху, остающийся добрым, доверчивым мальчишкой.

Другой мощный европейский фильм о войне — «Пятая печать» Золтана Фабри — был снят в 1970-е годы, но от этого не потерял своей достоверности и глубины. Это пронизанная христианскими аналогиями история четырех друзей, по доносу попавших в застенки немецкой тайной полиции и поставленных перед выбором — быть живыми подлецами или честными, но мертвыми.

 

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

О войне и победе: какие фильмы в канун праздника смотрели амурчанеО войне и победе: какие фильмы в канун праздника смотрели амурчане
Заберите просто так: в Благовещенске закрылся последний большой магазин по продаже дисковЗаберите просто так: в Благовещенске закрылся последний большой магазин по продаже дисков
МТС Медиа и популярный российский блогер Евгений Кулик приступили к съемкам сериала «Два»
Неосознанный объект: рецензия на новый фантастический фильм «Вратарь галактики» с Евгением Мироновым
Враги и их отсутствие: рецензия на фильм «В ожидании варваров» с Марком Райлэнсом и Джонни Деппом
Спасение отупляющих: рецензия на новый фильм «Неистовый» с Расселом Кроу и Джимми Симпсоном
Корни привередливые: рецензия на новый сериал «Чики» с Ириной Горбачёвой и Антоном Лапенко
Модный приговор: рецензия на новый фильм «Подлинная история банды Келли» с Расселом Кроу
Фильм «Лед 2» растопил сердца зрителей и заработал миллиард
Химия и жизнь: рецензия на новый фильм «Тёмные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй
Вместо девичника: рецензия на новый кинокомикс «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»

И снова грозы и сильные дожди: пятничный прогноз погоды в ПриамурьеОбщество
Львы найдут новое увлечение, а Стрельцы реализуют давнюю мечту: гороскоп на 14 маяСоветы
В Приамурье у школьника, которого подозревают в ложном сообщении об акте терроризма, провели обыскПроисшествия
В Амурской области выявлено 16 новых заболевших коронавирусомКоронавирус
Перезапуск общества «Знания»: избрано новое руководство и создан сильный наблюдательный советОбщество
МегаФон предложил амурским пенсионерам постоянную скидку на связьНовости партнеров

Читать все новости

Кино

«Непослушник»-блогер Виктор Хориняк спрятался от полиции в монастыре: в Москве снимается кино «Непослушник»-блогер Виктор Хориняк спрятался от полиции в монастыре: в Москве снимается кино
Кино принимает вызовы времени: «Золотого Георгия» ММКФ получила «#засранка»
«Прабабушка легкого поведения. Начало»: Александр Ревва вернулся к истокам
Дерзкий побег из концлагеря:  Бекмамбетов воскресил подвиг летчика Михаила Девятаева
Лайки в «Прямом эфире»: Кирилл Кяро борется в горах за жизнь
Система Orphus