• С двумя детьми на руках Наталья Кайзер вынуждена мыкаться по съемным углам. Фото: Андрей Анохин
  • Фото: Андрей Анохин
  • Фото: Андрей Анохин
  • Фото: Андрей Анохин

Крик души

«Меня зовут Кайзер Наталья Николаевна, мне 21 год. Родилась в селе Васильевка Белогорского района. В данный момент проживаю в Свободненском районе, в селе Нижние Бузули. Я сирота с 14 лет. Отца нет, а маму лишили родительских прав. Отучившись на первую профессию, жилья не получила. Ездила в Белогорск в районные органы опеки, там заставили собирать справки, а потом сказали ждать. Жду уже пять лет. У меня у самой уже детки маленькие: дочке — год и 9 месяцев и  сыну — 2 года 7 месяцев. Я мать-одиночка, не работаю. Дом, где мы сейчас живем, для детей по условиям, мягко говоря, не подходит. Он маленький, ветхий, щели в полу и весь осыпается. А сейчас его еще и продают. Дрова зимой покупать не на что, а колодец за 100 метров от дома. И что делать — уже не знаю. Ездить постоянно в Белогорск нет возможности. Если возможно, помогите, пожалуйста…»

Жизнь не баловала

Журналист АП выехал на место, чтобы разобраться в ситуации. Крохотный деревянный дом на окраине села Нижние Бузули почти не виден с улицы. Двор зеленый, вокруг чистота и порядок, даже перекошенные и растрескавшиеся полы в деревянной хате сверкают чистотой и свежестью. Приводить в порядок старенькую хибарку не трудно, уверяет молодая хозяйка. Гораздо труднее сохранить в ней тепло.

— Три машины дров за полгода израсходовала, щели в стенах, из окон дует. Это сейчас лето, а зимой очень холодно. Грузовик дров почти семь тысяч рублей стоит, и деваться некуда, — сетует Наталья Кайзер.

179

квартир для амурских детей-сирот будет куплено в 2014 году 

Молодой матери самой еще в куклы играть — ей всего 21 год. Жизнь не баловала Наташу в детстве. По ее словам, отца никогда не видела, а мама вечно пропадала где-то на заработках и не шибко заботилась о присмотре за девочкой. В итоге — лишение родительских прав. Наталья успела пожить в детском доме и в приемной семье. С новыми родителями отношения не сложились: при первой же возможности девушка ушла на учебу в лицей, жила в общежитии.

После окончания лицея жить девушке было негде. Наталья накопила внушительную папку документов и писем во все инстанции, но жилье ей так и не дали. Впрочем, в разговоре выяснилось, что у молодой матери все-таки есть дом.

— Руководство лицея неоднократно обращалось в администрацию Белогорского района с требованием предоставить мне жилье, как это положено по закону о сиротах. Там за мной закрепили бабушкин дом, в котором я родилась, но он у нее был не в собственности, — делится подробностями Наталья. — Уже будучи беременной первым ребенком, наняла машину и поехала в Васильевку. Дом старый и мне не понравился. Как я с ребенком на руках буду его протапливать? Там целых три комнаты! Когда я отказалась, в районной администрации пообещали другое жилье. Было это в 2011 году, а больше я туда не ездила. Далеко слишком, да и второй ребенок родился. Не до того стало.

— А почему вы живете в Свободненском районе, если можно также снимать дом в Белогорском? Там гораздо легче решать все вопросы с жильем, — задал журналист АП логичный вопрос.

— Я здесь жила в приемной семье, здесь окончила лицей, а сейчас у меня тут мама. Она с детьми помогает, — объяснила Наташа.

Чувствуется, что девушка пытается реализовать в детях всю недополученную материнскую заботу и любовь. В то же время есть ощущение беды многих российских сирот — они совершенно не приспособлены к жизни.

Не шанс, но соломинка

Признаюсь честно — эта встреча оставила в душе много чувств, но только не безысходности. Наталья, по всему видно, хорошая хозяйка и очень заботливая мать. Ребятишки сыты и одеты пусть в недорогую, но вполне добротную одежду. Чувствуется, что девушка пытается реализовать в детях всю недополученную материнскую заботу и любовь. В то же время есть ощущение беды многих российских сирот — они совершенно не приспособлены к жизни. В данном случае старый дом в селе Васильевка трудно рассматривать как хороший шанс — возможно, не самый подходящий вариант. Или квартира в Орлином, которую ей также предлагали в администрации Свободненского района. При этом оба населенных пункта очень неплохи в социальном плане, находятся близко к городам и могут дать самое главное — работу. Возможно, это лишь соломинки, за которые мать двоих детей и не должна хвататься, ведь в 21-м веке живем. Все хотят дать своим детям лучшее. В то же время у сирот нет опыта разборчивости в людях и уж тем более в потенциальных спутниках жизни. Иначе как можно объяснить тот факт, что совсем еще девчонка так скоро стала матерью двоих детей — безотцовщина. Ошибки молодости свойственны многим, но, как говорят в народе, обжегшись на молоке, будешь дуть и на воду. Малыши — это счастье, но ведь все хорошо вовремя.

Винить Наталью язык не поворачивается, ведь, накормив и обогрев сирот в детских домах, государство не дало самого главного — жизненного опыта. Оказавшись за воротами казенного учреждения, даже при живых биологических родителях сироты не могут сориентироваться в непростой взрослой жизни. А может, виновата родная мать, не сумевшая привить дочери самые простые жизненные принципы?

На прощание Наталья призналась: «Я стараюсь не ходить лишний раз в органы опеки и социальной защиты. Начнешь жаловаться, так проверками замучают. Знаете, сколько детей таким образом в детские дома отправлены?» В душе девушки живет страх за Богдана и Сашу.

Квартира Наташе будет!

— На самом деле мы получили документы от Натальи Кайзер только в 2013 году, — рассказала АП главный специалист отдела образования Белогорского района Людмила Савинова. — Она сразу поставлена на очередь. Дело в том, что в селе Васильевка построен новый дом, в который планируется заселение детей-сирот. В этом году мы получили из областного и федерального бюджетов средства на покупку девяти квартир. Наталья Кайзер в очереди под одиннадцатым номером. Есть вероятность того, что нам удастся за дополнительные средства купить еще две квартиры — и тогда молодая мама обзаведется новым жильем уже в этом году. Если нет, то получит квартиру в числе первых на будущий год. Могу отметить, что дом очень хороший, правда, квартира по закону выделяется за счет государства только на саму сироту. Поэтому в ней будет всего одна комната из расчета 33 квадратных метра на человека. По истечении пяти лет, когда законодательство позволит приватизировать это жилье, Наталья сможет написать заявление на расширение жилплощади.